![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3295590/3295590_800.jpg)
Она посвящена жанру пейзажа, показанному с немного необычной точки зрения. Пейзаж, в данном случае венецианский, с помощью экспонатов этой выставки показан не просто не просто как повод для наслаждения глаза красотою. А как тема для непрекращающегося тиражирования, продажи и поисков все новых методов воспроизведения. И именно Венеция великолепно подходит для этого среза темы, поскольку она стала прибежищем для туристов (которым нужны сувениры) очень давно: пейзажи, представленные на этой выставке, начинаются с 15-16 веков.
Экспозиция располагается в Аптекарском приказе -- это старинное здание, сохранившееся в переулке позади Ленинки и включенное в ансамбль Музея архитектуры (МУАРа). Заходите через уличные ворота во двор, и налево, небольшой корпус, окна со старинными наличниками.
Выставочное помещение в Аптекарском приказе, как любые низкосводчатые, не особо удобное, и в данном случае оно, увы, не облагородилось выставочным дизайном: во-первых, из-за того, что много графики, весь свет приглушенный (ярко давать нельзя, листы выцветают), во-вторых, в качестве фона зачем-то была выбрана жесть, что не сработало, как задумывалось кем-то.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3290232/3290232_800.jpg)
Выставка осуществлена МУАРом вместе с Фондом Кверини-Стампалья (Венеция), при поддержке итальянского института культуры и посольства. Итальянские кураторы проекта Джандоменико Романелли и Паскалин Ватен занимаются историей особого сюжета, т.н. «панорама Венеции», зародившегося в рамках жанра городского пейзажа ведуты.
(Итальянская версия проекта прошла с июня по октябрь 2021 года в музее Кверини-Стампалья в Венеции, тут ее немножко дополнили вещами из МУАРа).
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3290386/3290386_800.jpg)
Мы-то, когда речь заходит о подобном явлении, скорей вспоминаем большие картины маслом, Каналетто там всякое. Однако масло -- это эксклюзив, а вот бюджетных вариантов было намного, намного больше, благодаря печатной графике.
Началось все с обычных карт (вид города сверху) и иллюстраций в книгах.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3290665/3290665_800.jpg)
В витринах представлены ранние книги, я так поняла, и нюрнбергская хроника знаменитая (разворот с видом Венеции). Не могу точно сказать, этикетки плохо сфотографировались при этом освещении.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3290881/3290881_800.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3291321/3291321_800.jpg)
Потом пошло изменение, планы Венеции начали превращаться, так сказать, в 3D.
(Напомню, что и сам жанр отдельного пейзажа, безо всяких посторонних святых и героев, появляется только в 16 веке).
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3291465/3291465_800.jpg)
Со временем таких гравированных листов с пейзажами возникает все больше, некоторые раскрашиваются.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3291718/3291718_800.jpg)
Возникает "ведута" (по-итальянски наречие - "увиденное"), особый жанр пейзажа, смысл которого максимально точно (и при этом красиво) запечатлеть все достопримечательности. Первые ведуты, и самые популярные, будут венецианскими, потом этот жанр подхватят в других странах.
Это, кажется, чуть ли не единственная картина маслом на выставке. Не Каналетто, но общий типаж такой живописи передает.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3292077/3292077_800.jpg)
И даже хорошо, что классических картин тоже нет: их полно в интернете, да и выставка такой живописи получилась бы весьма однообразная. Тут же интересна именно мешанина из разных средств воспроизведения пейзажных видов.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3292353/3292353_800.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3292489/3292489_800.jpg)
Здесь кураторы отдельно отмечают момент, когда художники догадались рисовать виды не строго в фас, фронтально, а с птичьего полета. Это был прорыв, между прочим!
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3292738/3292738_800.jpg)
Графику в экспозиции всегда ужасно неудобно фотографировать, прошу у вас прощения. Ставлю эти фотографии для того, чтобы у вас было понимание, какого типа основной массив экспонатов.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3293179/3293179_800.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3293639/3293639_800.jpg)
Перед самым пресс-показом сотрудница музея думает, куда бы присобачить этикетку. Люблю такие моменты ловить.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3293199/3293199_800.jpg)
Несколько необычных экспонатов: старинные макеты росписей венецианских комнат (с видами, разумеется). Крохотные, как кукольные домики.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3293716/3293716_800.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3294552/3294552_800.jpg)
Вот еще немного крупной живописи под конец, поздняя.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3293980/3293980_800.jpg)
Отдельный полукруглый зал посвящен любимому экспонату итальянских кураторов.
Они особо изучали уникальную панораму Венеции художника Джованни Бьязина, длина которой около 23 метров. Эта панорама была создана в качестве особого художественного аттракциона для Национальной художественной выставки 1887 года в Венеции – предшественницы венецианской Биеннале современного искусства.
В Москву эти 23 метра не привезли, но сделали световую проекцию большого ее сегмента, очень любопытно рассматривать.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3294335/3294335_800.jpg)
Последний зал посвящен Венеции начала ХХ века, последнему периоду доиндустриального туризма....
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3294752/3294752_800.jpg)
Время, сувенирная продукция которого кажется нам умилительным винтажом, а не навязчивой и пошлой рекламой.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3295072/3295072_800.jpg)
Выставка оказалась крайне любопытной для такого любителя мелких деталей и крохотных нюансов как я, тем более, что другой моей любимой темой является то, как меняется нечто важное (в данном случае Венеция) в произведениях культуры, в особенности поп-культуры. И если обычно этот термин "поп-культура" мы можем применять лишь к ХХ веку, то на примере данной выставки он расширяется. Особенно хорошо она смотрится после недавнего проекта в Царицыно, в рамках того же перекрестного русско-итальянского Года Культуры, который был посвящен Венеции 18 века, как месту театра и маскарадов, что чрезвычайно привлекало туристов еще тогда.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3295437/3295437_800.jpg)
Музей архитектуры, Аптекарский приказ
до 27 февраля
http://muar.ru/item/1964-panorama-venetsii-otkrytie-beskonechnogo-gorizonta