Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

Выставка про венецианские красоты открылась в Москве

Весьма любопытная выставка «Панорама Венеции. Открытие бесконечного горизонта» открылась в Музее Архитектуры (до 27 февраля).



Она посвящена жанру пейзажа, показанному с немного необычной точки зрения. Пейзаж, в данном случае венецианский, с помощью экспонатов этой выставки показан не просто не просто как повод для наслаждения глаза красотою. А как тема для непрекращающегося тиражирования, продажи и поисков все новых методов воспроизведения. И именно Венеция великолепно подходит для этого среза темы, поскольку она стала прибежищем для туристов (которым нужны сувениры) очень давно: пейзажи, представленные на этой выставке, начинаются с 15-16 веков.



Экспозиция располагается в Аптекарском приказе -- это старинное здание, сохранившееся в переулке позади Ленинки и включенное в ансамбль Музея архитектуры (МУАРа). Заходите через уличные ворота во двор, и налево, небольшой корпус, окна со старинными наличниками.

Выставочное помещение в Аптекарском приказе, как любые низкосводчатые, не особо удобное, и в данном случае оно, увы, не облагородилось выставочным дизайном: во-первых, из-за того, что много графики, весь свет приглушенный (ярко давать нельзя, листы выцветают), во-вторых, в качестве фона зачем-то была выбрана жесть, что не сработало, как задумывалось кем-то.



Выставка осуществлена МУАРом вместе с Фондом Кверини-Стампалья (Венеция), при поддержке итальянского института культуры и посольства. Итальянские кураторы проекта Джандоменико Романелли и Паскалин Ватен занимаются историей особого сюжета, т.н. «панорама Венеции», зародившегося в рамках жанра городского пейзажа ведуты.

(Итальянская версия проекта  прошла с июня по октябрь 2021 года в музее Кверини-Стампалья в Венеции, тут ее немножко дополнили вещами из МУАРа).



Мы-то, когда речь заходит о подобном явлении, скорей вспоминаем большие картины маслом, Каналетто там всякое. Однако масло -- это эксклюзив, а вот бюджетных вариантов было намного, намного больше, благодаря печатной графике.

Началось все с обычных карт (вид города сверху) и иллюстраций в книгах.



В витринах представлены ранние книги, я так поняла, и нюрнбергская хроника знаменитая (разворот с видом Венеции). Не могу точно сказать, этикетки плохо сфотографировались при этом освещении.




Потом пошло изменение, планы Венеции начали превращаться, так сказать, в 3D.
(Напомню, что и сам жанр отдельного пейзажа, безо всяких посторонних святых и героев, появляется только в 16 веке).



Со временем таких гравированных листов с пейзажами возникает все больше, некоторые раскрашиваются.



Возникает "ведута" (по-итальянски наречие - "увиденное"), особый жанр пейзажа, смысл которого максимально точно (и при этом красиво) запечатлеть все достопримечательности. Первые ведуты, и самые популярные, будут венецианскими, потом этот жанр подхватят в других странах.

Это, кажется, чуть ли не единственная картина маслом на выставке. Не Каналетто, но общий типаж такой живописи передает.



И даже хорошо, что классических картин тоже нет: их полно в интернете, да и выставка такой живописи получилась бы весьма однообразная. Тут же интересна именно мешанина из разных средств воспроизведения пейзажных видов.




Здесь кураторы отдельно отмечают момент, когда художники догадались рисовать виды не строго в фас, фронтально, а с птичьего полета. Это был прорыв, между прочим!



Графику в экспозиции всегда ужасно неудобно фотографировать, прошу у вас прощения. Ставлю эти фотографии для того, чтобы у вас было понимание, какого типа основной массив экспонатов.





Перед самым пресс-показом сотрудница музея думает, куда бы присобачить этикетку. Люблю такие моменты ловить.



Несколько необычных экспонатов: старинные макеты росписей венецианских комнат (с видами, разумеется). Крохотные, как кукольные домики.





Вот еще немного крупной живописи под конец, поздняя.



Отдельный полукруглый зал посвящен любимому экспонату итальянских кураторов.

Они особо изучали уникальную панораму Венеции художника Джованни Бьязина, длина которой около 23 метров. Эта панорама была создана в качестве особого художественного аттракциона для Национальной художественной выставки 1887 года в Венеции – предшественницы венецианской Биеннале современного искусства.

В Москву эти 23 метра не привезли, но сделали световую проекцию большого ее сегмента, очень любопытно рассматривать.



Последний зал посвящен Венеции начала ХХ века, последнему периоду доиндустриального туризма....



Время, сувенирная продукция которого кажется нам умилительным винтажом, а не навязчивой и пошлой рекламой.



Выставка оказалась крайне любопытной для такого любителя мелких деталей и крохотных нюансов как я, тем более, что другой моей любимой темой является то, как меняется нечто важное (в данном случае Венеция) в произведениях культуры, в особенности поп-культуры. И если обычно этот термин "поп-культура" мы можем применять лишь к ХХ веку, то на примере данной выставки он расширяется. Особенно хорошо она смотрится после недавнего проекта в Царицыно, в рамках того же перекрестного русско-итальянского Года Культуры, который был посвящен Венеции 18 века, как месту театра и маскарадов, что чрезвычайно привлекало туристов еще тогда.



Музей архитектуры, Аптекарский приказ
до 27 февраля
http://muar.ru/item/1964-panorama-venetsii-otkrytie-beskonechnogo-gorizonta



Tags: выставки
Subscribe

Posts from This Journal “выставки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 11 comments

Posts from This Journal “выставки” Tag