Но вот наконец изобретение контрацептивов в ХХ веке выдернуло женщин из репродуктивного рабства, и у них теперь есть время рисовать, а не ходить каждый год заново беременной. Интересно взглянуть, какие изображения обнаженных мужчин дамы-живописцы создали за прошедшее время. Начнем с XVII века, с эпохи барокко.
Увы, с этим делом очень небогато. Как-то уже было у меня про то, что первый автопортрет на фоне обнаженной натурщицы женщина осмелилась написать в 1913 году. А уж писать обнаженных мужчин приличной даме! Веками это было неприлично.
То есть просто, вот так и было -- женщине зарисовывать фигуру обнаженного натурщика было невероятно непристойно. Нельзя.
Случались исключения.
Если женщина была профессиональным художником, грубо говоря, членом артели, признанным мастером, то коллеги как бы закрывали глаза на ее пол. Но тот, продукт, который она изготовляла в итоге, был стандартным male gaze, то есть она писала обнаженного мужчину так, как было принято в ее эпоху делать мужчинам-художникам. Грубо говоря, не вожделея их и не оценивая их красоту. А нагота в подобных картинах просто требовалась сюжетом.
Артемизия Джентилески. Юдифь, убивающая Олоферна. 1611-1612
Josefa de Óbidos. Распятие. 1679
Подавляющее большинство красивых, вожделенных, обнаженных мужчин за века существования живописи написано художниками-гомосексуалистами. (Если интересно, могу сделать подборку и поиграем, попробуя угадывать по картине ориентацию автора-мужчины).
Женщинам было пристойно работать все-таки в более мелких жанрах -- в портрете или в натюрморте, а не престижном и высокооплачиваемом историческом (библейском или мифологическом), где попадались обнаженные мужчины.
Правда, в портретах детей иногда проскакивала искомая тема, так что на безрыбье зачтём эту картину.
Anna Maria Ehrenstrahl. Portrait of prince Ulric of Sweden. 1685
Кстати, вполне нормальный портретный стандарт для того времени, наш Петр Первый чуть позже так своего сына заказал написать.
И так длилось веками. Ни одного "Аполлона Урбинского", ни одного "Геракла Медицейского"!
Дамочка, сиди в своем портретном и натюрморном жанре, но окей, если сдюжишь, так уж и быть, можешь нарисовать статую ню. Если справишься, конечно, тёлочка.
Анжелика Кауфман. Портрет фон Вриерса. 1785
Редкий случай, связанный с экстраординарностью модели: Дидро был написан художницей по имени Анна Доротея Лисиевская-Тербуш в обнаженном виде, но портрет не сохранился, а о событии этом мы знаем из его сочинения "Мистификация". Осталась гравированная копия, где вероятно, обрезали все самое интересное. Судя по драпировке, он изображал какого-нибудь древнего римлянина или грека. То, что картина не уцелела, весьма симптоматично.
Художницы-академистки XIX века тщательно выписывают обнаженных натурщиц, старательно притворяясь художниками. Их из портретов и натюрмортов в "большой" жанр только выпустили в этом веке, до людей в полный рост допустили, пускай и женщин. На тему мужчин даже не замахиваются пока.
Дело еще и в том, что до эпохи современного искусства художники (и художницы) больше хотят кушать, чем самовыражаться. А картины с обнаженными женщинами всегда отлично продаются. Картины с обнаженными мужчинами продаются намного, намного хуже.
Такой голяк в 19 веке с картинами про обнаженных мужчин, написанных женщинами, что ставлю для примера вот эти две, где есть голые мальчики. Смотрите, какие "коммерческие", красивенькие полотна.
Marie-Victoire Jaquotot. Даная. 1827
Elisabeth Jerichau Baumann. "Египтянка с младенцем". 1872
Если ты скульптор(ша), то изображать обнаженных мужчин в этом веке становится постепенно все-таки более дозволительно. Жанр скульптуры сам по себе более либерален в отношении наготы, чем живопись.
Камилла Клодель. "Вальс". 1885
Анна Голубкина. "Огонь". 1900
Анна Голубкина. "Сидящий мужчина", 1912
Академическому рисунку с конца XIX века постепенно тоже становится можно.
Анна Билинская. "Натурщик". 1885. Вверху карикатурный автопортрет, видите? И шокированные художницей зрители
Она же (видимо упорная была).
Эскиз "Братья Иосифа продают его в рабство". 1883
"Натурщик". 1884
Женщин вообще даже начали на рубеже веков в Академии художеств пускать в смешанные классы с мужчинами, прогресс какой! А там ведь непотребство!
Зинаида Серебрякова. «Натурщик» 1900-1910-е
До этого с мужской натурой было худо. Вот в Париже для безумных иностранок-богатеек, желавших учиться живописи, ушлый человек основал частную Академию Жюлиана. Были специальные классы только для дам. Наша русская Башкирцева там училась -- видите, кого им ставили как натуру, не мощных красавцев, однозначно.
Мария Башкирцева. В матерской. 1881
Редчайший пример ранних гениталий - скандинавка Мария Кройер, 1889 год. Но это учебный рисунок, а потом автор была женой художника, членом сильного клана, как и в случае с Джентилески.
[ Spoiler (click to open)]
В ХХ веке для живописцев становится все проще с этим делом, однако до полной обнажёнки сначала еще далеко.
Интересно, что даже у Натальи Гончаровой что-то не могу найти таких ню, хотя женские у нее есть. Казалось бы, новый изобразительный язык должен даровать большую свободу. Ау, где вы, амазонки авангарда.
Надежда Лермонтова. Обнаженный натурщик. 1910. Собрание А. Есипович-Рогинской
Антонина Софронова. Сидящий натурщик. 1913-1917. Из собрания Юрия Носова
Половыми органами светить пока стрёмно.
Тамара Лемпицки. Обнаженный. 1923-4
Скромный ракурс, но оч. эротичная часть тела, девочки понимают.
Helen Schjerfbeck 1924–1925
Alice Neel, T.B. Harlem, 1940
У "главной" женщины-художника ХХ века с этой темой тоже не богато. Как и у Серебряковой, у Фриды любимая тема -- она сама, а не мужчина.
Хотя бы вот нашелся автопортрет (а что ж еще!) с голым мужем Диего в объятиях, будто он новорожденный младенец.
Фрида Кало. "El abrazo de amor del universo"
А вот дальше слабонервным просьба не смотреть. Начинается послевоенное искусство ХХ века.
Выросло новое поколение женщин, и им не слабо.
Натренированные с детства хождением по музеям и репродукциями, мы совершенно не смущаемся, если голая женщина смотрит вот так пристально на зрителя. А вот ежели также пристально взирает мужчина, с аналогичным отсутствием стеснительности вывалив свои гениталии, как на картине под катом, становится как-то неуютно.
Alice Neel, John Perreault, 1972
[ Spoiler (click to open)]
Между прочим, авторше картины уже 72 года было! А вот ее творчество более раннего периода.
Экспрессионизм,
Видимо, по принципу, членов не бывает мало.
"Joe Gould", 1933 by Alice Neel
А вот это очень милое, такое романтик, на мой взгляд.
[ Spoiler (click to open)]
Joan Semmel, Intimacy-Autonomy
Joan Semmel, Erotic Yellow, 1971-1973
Как вы видите, развитие приходится на 1970-е, и это не случайно.
По мере роста феминистического движения -- ну, то есть независимого самосознания, творчество становится все свободнее.
Не ходите под кат!
Не ходите!
Там женский ответ "Происхождению мира" Курбе!
[ Spoiler (click to open)]Я же предупреждала! Зачем вы это сделали? Ну смотрите теперь.
Landscape #160, by Eunice Golden, 1972.
И еще пара картин от этой художницы (кстати, реально крутая)
Eunice Golden, Purple Sky, 1969
Eunice Golden, Study for Gardens of Delight #1, 1980
Sylvia Sleigh -- создала самое красивое из второй половины ХХ века на мой взгляд.
Нечто среднее между Жилинским и Модильяни, хотя такие имена странно рядом ставить.
Под спойлером другие, они правда с гениталиями, но красивые и не страшные, не бойтесь.
[ Spoiler (click to open)]
Sylvia Sleigh - Imperial Nude Paul Rosano, 1977
Sylvia Sleigh, Paul Rosano Reclining, 1974
Ей правда очень повезло с любимым натурщиком.
Sylvia Sleigh, Double Image Paul Rosano, 1974
Paul Rosano in Jacobson Chair, 1971
Это такой ответ Энгру.
Sylvia Sleigh - The Turkish Bath, 1973
Equality
еще работы по ссылке, все интересные http://www.sylviasleigh.com/
Своего рода Суд Париса реверсированный
Mary Ellen Croteau, 1997
А вот мы добрались до нашего XXI столетия
Нечто в стиле Матисса.
Глядя на это, как-то понимаешь, что женское тело рисуют чаще, потому что при прочих равных оно в голом виде банально красивее, в какой бы, даже нереалистичной стилистике его не напиши...
Phoebe Mills, серия I AM A WOMAN PAINTER PAINTING NAKED MEN, 2010s
Cecily Brown, Raspberry Beret, 2015-16
Полезные ссылки:
- Hard targets: Male bodies... (pdf)
- Тематический блог
- Интересная статья в ELLE
- Выставка THE FEMALE GAZE, PART TWO: WOMEN LOOK AT MEN AT CHEIM & READ, NEW YORK
Какие мысли об эволюции истории искусства возникают после вот этой вот гендерно перекошенной, вывернутой ретроспективы?
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
Comments for this post were locked by the author