![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2322068/2322068_800.jpg)
Английский оригинал
Автор: SANCHARI PAL, 2017, пер. Shakko
...Более двух тысячелетий Индия была единственным источником драгоценных камней для прочего мира. Алмазы Голконды, сапфиры Кашмира, жемчуг Маннарского залива привлекали в Индию купцов, приезжавших и по суше, и по морю. Для правителей драгоценности были знаками власти, богатства и престижа. Но для женщин Индии украшения были -- и во многом остаются и сейчас -- средством социальной и экономической безопасности.
История индийского ювелирного искусства начинается 5 тысяч лет назад в долине Инда.
Предметы, найденные при раскопках древних цивилизаций в долине Инда (Хараппа, Мохенджо-Даро и т.п., 3 тыс. до н.э.)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2318836/2318836_800.jpg)
В древности Индия была крупнейшим мировым производителем и экспортером бусин из камней. Также Индия была местом, откуда в основном вывозили алмазы, здесь изобрели сверло для алмазов, которому затем научили римлян.
Ремесленники цивилизаций долины Инда использовали полудрагоценные камни (такие, как сердолик, агат, бирюза, стеатит, полевой шпат, а также фаянс), превращая их в бусины в форме трубочек или боченков. Их украшали узорами -- полосами, точками, рисунками, инкрустируя золотом.
Судя по их украшениям, это были люди с тонко развитым эстетическим чутьем, которое подкреплялось сложными техническими навыками. Возьмем, к примеру, ожерелье из Мохенджо-Даро, которое сейчас выставлено в ювелирной галерее Национального музея в Дели.
Ожерелье из Мохенджо-Даро (Mohenjodaro Site of IVC), которому почти 5000 лет, украшено подвесками из полосатого агата и нефритовых бусин, подвешенных на толстой золотой проволоке, которая проходит через идеально просверленное отверстие в каждой бусине. Слева: музейное фото до разделения 1947 года; далее современное состояние: на центральном фото -- в Национальном музее, Дели, справа -- в Музее Мохенджо-Даро, Синдх, Пакистан (источник фото)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2319265/2319265_800.jpg)
Но удивительно не только техническое мастерство. Что еще примечательно, так это преемственность дизайна. Например, украшение для головы из листового золота имеет форму, которую до сих пор можно увидеть на головах женщин в разных районах Индии. Таков тип украшения "борла" из Раджастхани, а также украшение, которое можно увидеть на лбу знаменитой древнеиндийской скульптуры Якшини из Дидарганджа.
Эти ранние украшения отличаются относительной простотой, и со временем индийское ювелирное искусство станет гораздо более сложным по своему стилю и мастерство. За 2000 лет после упадка Мохендже-Даро индийский ремесленник безмерно отточил свое мастерство. Таковы подвески на паре больших серег, относящихся к этому периоду, с тонкой филигранной работой золотом и детальной микрогрануляцией.
Скульптуры в Бхархуте, Санчи и Амаравати, а также фрески в Аджанте воспроизводят широкий спектр украшений, которые носили мужчины и женщины, царии простолюдины. Силаппадикарам, тамильский классик эпохи Сангама, рассказывает об общине, торгующей золотом, жемчугом и камнями, а хроники Паеса, португальского путешественника, описывают ослепительные украшения, которые носили жители империи Виджаянагар.
Храмы южной и центральной Индии, Бенгалии и Одиши также были настоящим рогом изобилия украшений.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2318198/2318198_800.jpg)
Первоначально столь замысловатые изделия создавались исключительно для украшений храмовых изваяний. Однако со временем танцоры, работавшие в храмах, стали носить предметы, имитирующие ювелирный стиль, принятый для идолов. Вместе с распространением танцев Бхаратнатьям, храмовые украшения стали доступным стилем и вскоре проникли в мир приданого невест и наследства сыновей.
"Храмовые украшения", как правило -- большие и массивные, с золотыми фигурами богов и богинь, сплетенных или в виде подвесок, nfr;t на жемчужных нитках.
"Храмовые украшения", с сайтов совр. онлайн-магазинов
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2319444/2319444_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2319720/2319720_600.jpg)
Сверкающие рубины и изумруды в этих изделиях складываются в нарядные узоры, приковывающие взор. Некоторые подвески по форме изображают gopuram -- входные порталы в храмы. Парадные предметы этого типа маркировали особенные отношения владельца с богами и их миром.
Примером сверхъестественной силы, приписываемой ювелирным изделиям, является navaratna -- амулет или ожерелье, украшенное девятью видами драгоценных камней, которые вместе символизируют девять богов индуистского пантеона.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2319884/2319884_600.jpg)
(Мне кажется любопытной здесь аналогия с 12 камнями из иудейского наперстника первосвященника - shakko)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2320339/2320339_original.jpg)
С приходом к власти династии Великих Моголов мир индийских украшений расцвел еще больше. Слияние индийских и центральноазиатских стилей и узоров привело к огромному всплеску элегантных и изысканных орнаментов, полных невиданной прежде пышностью и экстравагантностью.
Хотя использование эмали обнаружены археологами уже в культуре города Таксила (обратные стороны украшений покрывали замысловатой эмалью), совершенства эта техника достигала только при Великих Моголах.
Покровительство Моголов обеспечило почву для развития существующих традиций в ювелирном деле, а также для создания инновационных техник. Фото: кулон 16 века.
Pendant; India, Mughal dominions, late 16th century; gold, baroque pearl, rubies, diamonds, emeralds, blue glass. Overall: 6.4 x 4.6 cm, pearl: 3.2 x 2.9 x 2 cm; private collection (источник: выставка в Музеях Кремля). (Такие украшения с барочными жемчужинами в Европе Ренессанса встречаются уже повсеместно -- shakko).
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2320666/2320666_original.jpg)
Старинные индийские орнаменты были деликатно модифицированы, в них включили различные геометрические, цветочные и природные узоры/
Сочетание полумесяца и стержня стало постоянной особенностью украшений Моголов (серьги имели небольшой стержень на вершине полумесяца, к которому подвешивалась рыба, а затем переходил в пучок жемчуга).
Картинки нет, видимо, что-то типа такого -- shakko.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2320936/2320936_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2321380/2321380_300.jpg)
Kundan - техника крепежа и камней в чистом золоте, также была усовершенствована мастерами периода Моголов. В ней золото, используемое для украшений, плавилось при комнатной температуре. Еще одна техника, разработанная Моголами, - это инкрустация камней золотом.
Судя по гуглкартинкам, оправа кундан -- это вот так. --shakko
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2321429/2321429_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2321787/2321787_600.jpg)
Драгоценные металлы с чеканным рельефным декором и эмалью, инкрустация нефрита узорами, работа с золотом, листья и цветы на камнях -- породили сокровище узоров. Моголам нравились эффектные украшения, например жесткие ожерелья-чокеры, усыпанные драгоценными камнями и дополненные так, чтобы спускаться вниз по шее.
Necklace (arya); gold, diamonds, enamel, Rajasthan, 19th century; фото - выставка в Кремле
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2322317/2322317_800.jpg)
Choker necklace (chintak); probably Hyderabad, late 18th-early 19th century; gold, diamonds, emeralds, pearls, enamel; height: 8 cm, width: 28 cm; the al-Sabah Collection, Kuwait, Inv. No. LNS 9 J (источник фото)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2322068/2322068_800.jpg)
Повторяющаяся цветовая гамма, состоящая из зеленого, красного и белого в орнаментах Моголов соответствует массированному использованию изумрудов, рубинов и алмазов (жемчуга). Поскольку эти драгоценные камни были символом богатства и достоинства империи, они также ценились как талисманы-обереги. Изумруды пользовались огромной популярностью при дворе Великих Моголов, правители которого называли их «слезами луны».
Одна из самых ценных драгоценностей в истории Индии, Изумруд Тадж-Махала -- представляет собой шестиугольный изумруд, замысловато украшенный резьбой из стилизованных цветов, которые отражают декор Тадж-Махала. The Al-Thani Collection
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2322590/2322590_800.jpg)
Техника jadau как полагают, была принесена в Индию Великих Моголов извне, однако индийские ремесленники Раджастхана и Гуджарата ее усовершенствовали, добавив свои уникальные методы. Процесс изготовления jadau включает в себя ковку или нагрев чистого золота до тех пор, пока оно не станет податливым, создание оправы и мотива, заполнение лаком полой оправы и установку драгоценных камней в соответствующие места.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2322731/2322731_original.jpg)
После того, как камни закреплены, ювелир приступает к технике meenakari -- используя только нагретое золото, никакого другого связующего, и обрабатывая изделие одним цветом за раз. Этот трудоемкий процесс приводит к созданию потрясающих изделий, достойных королей.
Популярнный Karanphool Jhumka тоже эволюционировал в этот момент, и каждый регион имел свои особые орнаменты, добавляемые к базисному украшению для уха в форме цветка.
Karanphool Jhumka
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2330029/2330029_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2329737/2329737_600.jpg)
Своими драгоценностями славились низамы -- правители из Хайдарабада. Последний Низам, Мир Осман Али Хан (однажды названный журналом TIME самым богатым человеком в мире), обладал невероятной коллекцией драгоценностей.
Он подарил потрясающее бриллиантовое колье Низам Хайдарабад королеве Елизавете II, когда она вышла замуж за принца Филиппа.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2330263/2330263_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2330445/2330445_600.jpg)
"Сапфир Рокфеллера" - бирманский синий сапфир весом 62,02 карата, также принадлежал Низаму Хайдарабада до того, как его приобрел Джон Дж. Рокфеллер в 1934 году.
Еще есть бриллиант Иакова, огромный алмаз, который, по-видимому, использовался в качестве пресс-папье Мир Осман Али Ханом (сам он нашел его в тапочке своего отца).
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2330863/2330863_600.jpg)
Кроме того, в сокровищнице низамов есть великолепные украшения головы -- эгреты sarpech ("сар" - голова, "печ" - крутиться). Сарпечи, будто струящиеся бриллиантами, использовались для украшения тюрбанов.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2331092/2331092_600.jpg)
Среди других примечательных вещей из сокровищницы низамов -- жемчужное ожерелье в семь нитей, известное как satlada (букв. "семь нитей"), в котором содержится около 465 жемчужин Басры (на территории современного Ирака). Жемчуг из этого региона ценится на протяжении сотен лет за его идеально сферическую форму, серебристо-белый цвет и красивую переливчатость.
Сокровища низамов выставлены в Нью-Дели, вот тут галерея
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2331378/2331378_600.jpg)
Есть также paizeb, браслеты для щиколоток, сделанные из золотых частей на шарнирах, усыпанных драгоценными камнями, которые носили женщины двора низамов.
В конце 19 - начале 20 веков индийский ювелирный дизайн стал впитывать влияние британцев. Дизайн эволюционировал, а культурный нарратив стал еще более сложным, поскольку известные европейские ювелиры, такие как Cartier, начали создавать украшения для махараджей, вставляя индийские камни в украшения, сделанные в Париже под влиянием Индии...
Межкультурное влияние сработало и в обратном направлении: знаменитый стиль «tutti frutti» Cartier был основан на цветочных мотивах южноиндийских ювелирных украшений с сапфирами, изумрудами и рубинами.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2331618/2331618_600.jpg)
Best
yuksare_yuksare
October 6 2020, 07:00:37 UTC 3 years ago