![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2227113/2227113_800.jpg)
Тициан написал полотно в 1538 году, оно хранится в музее Уффици (Флоренция)
В эпоху Возрождения художники очень редко писали картины "просто для красоты". Ведь эти полотна заказывали очень-очень образованные, эрудированные клиенты, которые умели читать символику также легко, как мы — кнопки на пульте телевизора.
Но к нашим дням эта символика уже давно исчезла из оперативной памяти. Искусствоведы владеют тайными знаниями и делятся шифрами. Давайте припадем.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c3/Venus_of_Urbino_-_details.jpg)
СОБАЧКА
В ногах у женщины спит маленькая собачка, свернувшаяся клубочком. Cобака — это символ верности и преданности (не только в 16 веке, но и сегодня). Поэтому в системе средневековой и ренессансной символики собака означала верность в браке (подразумевалась верность именно жены; с мужиков-то чо взять). Пёсики с этим значением часто появляются в картинах, написанных по случаю свадьбы, например, в портретах жениха с невестой или молодожёнов.
СУНДУК
На заднем плане изображены две служанки. Одна из них стоит на коленях и роется в сундуке (которых на картине две штуки). Это не просто так сундуки, а важная часть итальянского свадебного обряда.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/19/Detail_from_Tiziano_-_Venere_di_Urbino_3.jpg)
Называются они "кассоне", и по традиции их заранее готовили к свадьбе девушки. Наполнены они были её приданым — дорогостоящими платьями и бельем. Сами кассоне тоже нехилых денег стоили, потому что их заказывали изготавливать и расписывать лучшим художникам своего времени. Тут их 2 — невеста не бедна.
Кассоне 16 века (Getty)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e6/Cassone_forse_da_milano%2C_1550-1600_ca..jpg/1024px-Cassone_forse_da_milano%2C_1550-1600_ca..jpg)
ПЛАТЬЕ НЕНАДЕТОЕ
Вторая служанка держит на плече платье, которое только что достали из сундука.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0a/Detail_from_Tiziano_-_Venere_di_Urbino_4.jpg)
Это платье из приданого новобрачной (возлежащей на ложе безо всяких нарядов). Мы видим, что наряд из золотой ткани, украшенный зеленым — это дорогая ткань, которая свидетельствует о высоком статусе изображенной на кровати. О том же говорит дворцовый интерьер, роскошно украшенные стены. Вообще, наличие комнаты вокруг, а не свежий воздух — подсказка о том, что изображена не вымышленная богиня (они, как известно, любят пастись на травке), а реальная аристократка.
РОЗЫ
Образованные люди, начиная с эпохи Возрождения вплоть до начала ХХ века дико фанатели по античной мифологии. Они все время помнили, кто из древнегреческих богов с кем крутил роман, кого породил, во что одевался, какими волшебными силами обладал и от чего погиб. Для них эта была такая же необходимая информация, как сегодня для толкинистов — кто был мужем Галадриеэли и как умерла мать Арвен; для любителей StarWars — кто удочерил и воспитал Лею, для фанатов Marvel — список суперспособностей Черной вдовы, и т.п.... В общем, вы поняли.
Зритель той эпохи глядел на картину, видел розы в руке девушки, и мгновенно, мгновенно соображал: "ага, розы, тем более красные — это атрибут богини любви Венеры. Гардероб у девицы соответствующий — полностью отсутствует. Значит точно, это все про любовь, такой толстый намек на Афродиту".
ГОРШОК НА ОКНЕ
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/58/Detail_from_Tiziano_-_Venere_di_Urbino_6.jpg)
Кстати о ботанике: забыла упомянуть, рассматривая задник. На окне стоит бонсай с миртовым деревом. Это вечнозеленое растение — символ радости и любви, еще один атрибут богини Афродиты.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2227473/2227473_original.jpg)
УКРАШЕНИЯ
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/80/Detail_from_Tiziano_-_Venere_di_Urbino_7.jpg)
Язык украшений и драгоценных камней тоже был у всех "на слуху". Сережка из большой, кристально чистой, белой жемчужины обозначала чистоту девушки, её нетронутость (перед браком), целомудрие.
А на пальчике у девушки — колечко, символ брака, сохранивший свое значение и сегодня.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e3/Venus_de_Urbino%2C_Tiziano%2C_detalle%2C_Florencia%2C_Italia%2C_2019_01.jpg/1280px-Venus_de_Urbino%2C_Tiziano%2C_detalle%2C_Florencia%2C_Italia%2C_2019_01.jpg)
Рука на таком месте у барышни лежит, что очень трудно кадрировать цензурно. И это тоже намеренно! Тициан специально покрывает рукой, помеченной брачным кольцом, этот "вход" в святая святых.
***
Но несмотря на всю эту символику, связанную с браком, целомудрием и верностью, зритель — и тогдашний, и современный, все равно воспринимает этот полотно как гимн чувственной женской красоты. А что поделать — таков был талант Тициана, из-под его кисти все женщины выходили безумно привлекательными. Сочетание пристального взгляда девушки — глаза в глаза со зрителем, с ее наготой, сводит на нет все шифры, думать хочется только о любви.
Может быть, и хотел заказчик картины, чтобы она символизировала только брак — но вряд ли. Скорей всего, полотно предназначалось не для публичного показа, а только для его частных покоев. Чтобы показывать его юной жене и учить её, как она должна себя вести, и как выглядеть, и какими глазами глядеть на супруга, сочетая невинность и искушенность.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/35/Tiziano%27s_Venere_di_Urbino_%28from_The_History_BLog%29FXD.jpg/1024px-Tiziano%27s_Venere_di_Urbino_%28from_The_History_BLog%29FXD.jpg)
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →