Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

Драгоценные пояса в искусстве: как отличить начитанного исторического художника от балды

Сегодня это забылось, а ведь пояса были намного символичней, чем кольца: они были оберегами, их использовали в брачном обряде, ими подпоясывали в рыцари, сорвать пояс – было оскорблением.

Реконструкция наряда Золотого человека из Иссыка (5-3 вв. до н.э.)



Пояса были ценнейшей частью одеяния воина, знаком его чести (тем более, что на них крепился меч). Чем круче был воин, тем ценнее его пояс, его бляшки и пряжка. Недаром в скифских курганах так много золотых поясов, а русские великие князья отдельно упоминали их в завещаниях. На востоке пояса до 20 века были регалией шаха, как корона. Их носили все, без них было никак вообще, распутехами никто не ходил.

Но о важнейшем значении пояса, с изобретением карманов и пуговиц, забылось.

Эллинистический пояс (2 в. до н.э.)


В исторической живописи от этого мы имеем парадокс: художники 19 века понятия не имели, что пояса рыцарей и королев были РОСКОШНЕЙШИМИ. Археологи, этнограф и историки тогда начинали догадываться о культурном значении поясов – а до живописцев инфа не дошла.

Ставлю вам фотографии археологических находок, музейных вещей (для сравнения). А рядом – исторические картины, где персонажи изображены с поясами.

Пояса Дагестана


Почувствуйте разницу.

Пряжки с пояса Арегунды, жены Хловиса I (6 век н.э.)


Сигизмунд Люксембургский. Худ. Филипп фон Фольц (сер. 19 века);
Гюнтер фон Шварцбург. Худ. Karl Ballenberger (сер. 19 века)



Вестготская пряжка, золото, гранаты.


Альфонсо VII Кастильский. Худ. Х.М. Родригес де Лосада (1890-е)


Современная реконструкция


Древняя Греция, 4-3 век до н.э.


Елена Троянская. Худ. Gaston Brussiere (1895)


Самой приличной из найденных оказалась эта польская картина, впрочем, она уже достаточно поздняя: до живописцев что-то начало доходить, с опозданием примерно в век...

Королева Ядвига. Худ. А. Августинович (ок. 1920)


И то, мне пришлось перелопатить кучу живописи, чтоб найти людей с хоть какими-нибудь драгоценными поясами. Обычно рисуют скучные кожаные ремни (как на этой картинке – да король Артур бы от позора умер, надев такое!).

«Король Артур». Худ. N. C. Wyeth (1922)


Даже наш Васнецов не знал, что такое роскошный «поясной набор», увы.

Человек, у которого хватило денег на такой железный доспех (и такие красные сапоги) -- и в таком простеньком поясе?... хм.


Поясной набор, найденный в Гнездово (реплика)


Бывает, вообще не рисуют пояса – и мечи к латам рыцарей на таких картинах, видимо, на клею крепились…

1) Генрих IV Мекленбургский. (18-19 век?). Художник знает про пояса: один на талии, служебный, для привески предметов (оружия), второй на бедрах, золотой, для престижа.
2) Hans Thoma - Wächter vor dem Liebesgarten (1890). Что не так с этим рыцарем? Теперь вы знаете.



Владея этим тайным знанием, таперича, при взгляде на историческую картину, сразу ищете пояса – если есть, то художнику зачет за попытку хоть какой-то исторической достоверности. Или просто наличие мозгов.



***
Это был анонс ювелирных недель в искусстве, которые теперь регулярно проходят в моем инстаграмме.

Tags: историзм, ювелирное
Subscribe

Posts from This Journal “ювелирное” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 81 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “ювелирное” Tag