Картина в залах Третьяковской галереи
По выражению искусствоведа той эпохи Игоря Грабаря эта картина — «Джоконда современности». Как и в полотнах Борисова-Мусатова, здесь не только наслаждение красотой, но и любование уходящим очарованием помещичьей России.
МОДЕЛЬ
Елизавета Мартынова, которая позировала Сомову на портрете, была одной из немногих женских симпатий художника (обычно он предпочитал мускулистых юных спортсменов, причем во всех смыслах "предпочитал").
Константин Сомов. Обнажённый юноша (Б. М. Снежковский). 1937
Художник познакомился с Мартыновой, дочерью врача, во время учебы в Императорской Академии художеств — она была в числе учеников набора 1890 года, когда женщинам впервые разрешили поступать в это учебное заведение. Удивительно, но произведений самой Мартыновой, кажется, не сохранилось. Однако ее портреты писали не только Сомов, но и Филипп Малявин и Осип Браз.
Вместе с ней училась художница Анна Остроумова-Лебедева, которая в своих мемуарах мимоходом отметила, что, хотя Мартынову писали всегда высокой статной красавицей, на самом деле она была маленького роста. Характер у художницы был эмоциональный, гордый и легкоранимый.
Осип Браз. Портрет Е. Мартыновой. 1896. ГТГ
Судя по словам Остроумовой-Лебедевой (записанным Л. Шапориной), сама Мартынова тоже питала некие чувства к Сомову. "Он был влюблен не только в Мартынову, но и в меня" - говорила Остроумова-Лебедева. По ее словам, когда она жила в Париже, Сомов снимал квартиру в том же доме, и когда получал из Ниццы от Мартыновой корзины с цветами, не открывая их, приносил Остроумовой-Лебедевой. Еще есть об их отношениях в мемуарах Щепкиной-Купеник, говорят, надо поискать.
Сомов писал Мартынову несколько раз. Комментаторы переписки Сомова насчитывают пять (не считая "Дамы") ее портретов его работы: "Портрет в профиль" (1903, акв.; была в собрании Харитоненко); "Женский профиль в шляпе, на воздухе" (1894, х., м; была в собрании Саурова); "Голова молодой девушки" (1895, черный и красный карандаш, была в семье Мартыновых); "Мартынова в черном на фоне весеннего пейзажа" (1897, х.м, Астрах. гал), "Этюд с натуры" (1902, карандаш, акварель; была в собрании Высоцкого).
Мы имеем возможность из них рассмотреть ее небольшой портрет маслом на фоне весеннего пейзажа (Астраханская художественная галерея).
Константин Сомов. «Дама с весенним пейзажем». Астраханская государственная картинная галерея
«Даму в голубом» же Сомов создавал с перерывами три года: из них художник два провел в Париже, а Мартынова для лечения болезни легких на долгое время поселилась в Тироле. В один из этих периодов её написал Малявин — на одре болезни.
Филипп Малявин. Портрет Е. Мартыновой. 1897. ГРМ
Мартынова страдала туберкулезом — болезнью, которая была неизлечима в ту эпоху. Именно эта болезнь придает особенную хрупкость образу Дамы в голубом. Среди симптомов: бледность, апатия, потеря веса, из-за которой заостряются черты лица, яркий "чахоточный румянец".
Другой прием, которым Сомов достиг особенного ощущения от полотна, нам с первого взгляда не понятен. Дело в том, что он нарочно нарядил свою натурщицу в очень старомодное платье, примерно 1850-х годов. В ту эпоху, когда создавалась картина, таких силуэтов уже не носили.
UPD: На картине есть еще одна выразительная деталь-анахронизм, как платье: модель держит в руках книгу в коричневом цельнокожаном переплете, весьма характерном по исполнению: так в России переплетали книги с второй половины XVIII века до 1830-40-х годов. Для современников это было довольно очевидно.
Кроме того, художник помещает ее фигуру на пейзажный задник, типичный для Серебряного века — полузаброшенный, сумрачный усадебный парк. Подозревают, что одна из фигур в сумраке — автопортрет Сомова.
Лечение не помогло: примерно через четыре года после окончания полотна Мартынова скончалась от чахотки в возрасте около 36 лет. Семьи у нее, видимо, не было (вообще информация о ней самой достаточно скудна).
UPD из комментариев, в достоверности не ручаюсь:
А вообще сейчас же вышла книга Павла Голубева "Константин Сомов: Дама, снимающая маску", и там полкниги - письма Мартыновоой Сомову (раньше публиковались только крошечные отрывки). И представляете, у нее не было туберкулеза! Был плеврит с осложнениями и неудачным лечением, а в конце ее похоже совсем залечили - там какое-то невероятное количество впрыскиваний мышьяка, о которых ей становилось только хуже (это все в письмах отражено).
***
Список вышедших выпусков цикла "Шедевры от А до Я" тут.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
antisemit_ru
January 19 2020, 05:31:35 UTC 4 years ago
schkolnik
January 19 2020, 05:50:20 UTC 4 years ago
antisemit_ru
4 years ago
trocepins
4 years ago
schkolnik
4 years ago
virginian
4 years ago
schkolnik
4 years ago
cambria_1919
4 years ago
lady_carmine
4 years ago
schkolnik
4 years ago
cambria_1919
4 years ago
et_illustrator
4 years ago
china_x_pilot
4 years ago
schkolnik
4 years ago
seryi_polosatiy
4 years ago
padolski
January 19 2020, 05:39:04 UTC 4 years ago
miss_hohotyn007
January 19 2020, 05:43:09 UTC 4 years ago
miss_hohotyn007
January 19 2020, 05:46:11 UTC 4 years ago
strannik_ee
January 27 2020, 12:12:03 UTC 4 years ago
serko_s
January 19 2020, 05:52:52 UTC 4 years ago
НИКОЛАЙ ШАМРАЕВ
January 19 2020, 09:25:05 UTC 4 years ago
shakko.ru
4 years ago
serko_s
4 years ago
shakko.ru
4 years ago
serko_s
4 years ago
shakko.ru
4 years ago
shakko.ru
4 years ago
serko_s
4 years ago
strannik_ee
4 years ago
serko_s
4 years ago
artz13
January 19 2020, 06:39:07 UTC 4 years ago
Вот интересно, почему по зову сердца художник видит в женщинах людей, а в мужчинах - тело? Вопрос, впрочем, риторический...
anariel_rowen
January 19 2020, 12:02:18 UTC 4 years ago
elrond1_2eleven
4 years ago
averim
January 19 2020, 08:53:24 UTC 4 years ago
seryi_polosatiy
March 10 2020, 10:56:27 UTC 4 years ago
i_kotik
January 19 2020, 09:00:37 UTC 4 years ago
Как будто со вспышкой снято.
Screened comment
i_kotik
4 years ago
НИКОЛАЙ ШАМРАЕВ
4 years ago
ladycat65
4 years ago
Andrey Zimenkov
January 19 2020, 09:42:36 UTC 4 years ago
Дмитрий Федоров
January 19 2020, 09:50:28 UTC 4 years ago Edited: January 19 2020, 09:50:54 UTC
НИКОЛАЙ ШАМРАЕВ
January 19 2020, 09:59:10 UTC 4 years ago
lady_carmine
January 19 2020, 10:32:41 UTC 4 years ago
shakko.ru
January 19 2020, 10:51:27 UTC 4 years ago
имел в виду загадочность, атмосферу.
dzhin_dzhit
4 years ago
marfa_nikitina4
January 19 2020, 12:03:45 UTC 4 years ago
virginian
January 19 2020, 12:52:01 UTC 4 years ago
Сомов очень слабый и сильно переоцененный художник. Популярность уже во времена СССР была связана со своего рода реабилитацией Мира Искусств. Критикам разрешили о нем писать, издательствам публиковать альбомы, но из всех участников объединения Сомов был практически пустышкой.дутой величиной. Я уже не говорю о Книге Маркизы, Сомов просто заимствовал свои картинки у французских художников, баловавшихся с эротикой.
serko_s
January 19 2020, 14:40:03 UTC 4 years ago
virginian
4 years ago
virginian
4 years ago
serko_s
4 years ago
virginian
4 years ago
shakko.ru
4 years ago
virginian
4 years ago
direkt_mashin
4 years ago
virginian
4 years ago
nizma44
January 19 2020, 14:34:13 UTC 4 years ago
shakko.ru
January 19 2020, 16:31:11 UTC 4 years ago
veriochen
4 years ago
shakko.ru
4 years ago
veriochen
4 years ago
shakko.ru
4 years ago
pro100_mica
4 years ago
allagrasshopper
January 19 2020, 16:47:47 UTC 4 years ago
Да, вообще интересно, какой в России аналог Джоконды в плане "самый известный женский портрет". Царевна-лебедь или Девушка в платке или ещё что-то.
shakko.ru
January 19 2020, 17:29:49 UTC 4 years ago
elrond1_2eleven
4 years ago
ulya_borodulina
4 years ago
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →