Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

«Дама в голубом» Сомова и её диагноз

Картина 1897-1900 годов — одно из знаменитых полотен Серебряного века, символ его загадочности и любви к прошлому. А как это связано с биографией натурщицы?


Картина в залах Третьяковской галереи

По выражению искусствоведа той эпохи Игоря Грабаря эта картина — «Джоконда современности». Как и в полотнах Борисова-Мусатова, здесь не только наслаждение красотой, но и любование уходящим очарованием помещичьей России.



МОДЕЛЬ

Елизавета Мартынова, которая позировала Сомову на портрете, была одной из немногих женских симпатий художника (обычно он предпочитал мускулистых юных спортсменов, причем во всех смыслах "предпочитал").

Константин Сомов. Обнажённый юноша (Б. М. Снежковский). 1937


Художник познакомился с Мартыновой, дочерью врача, во время учебы в Императорской Академии художеств — она была в числе учеников набора 1890 года, когда женщинам впервые разрешили поступать в это учебное заведение. Удивительно, но произведений самой Мартыновой, кажется, не сохранилось. Однако ее портреты писали не только Сомов, но и Филипп Малявин и Осип Браз.

Вместе с ней училась художница Анна Остроумова-Лебедева, которая в своих мемуарах мимоходом отметила, что, хотя Мартынову писали всегда высокой статной красавицей, на самом деле она была маленького роста. Характер у художницы был эмоциональный, гордый и легкоранимый.

Осип Браз. Портрет Е. Мартыновой. 1896. ГТГ


Судя по словам Остроумовой-Лебедевой (записанным Л. Шапориной), сама Мартынова тоже питала некие чувства к Сомову. "Он был влюблен не только в Мартынову, но и в меня" - говорила Остроумова-Лебедева. По ее словам, когда она жила в Париже, Сомов снимал квартиру в том же доме, и когда получал из Ниццы от Мартыновой корзины с цветами, не открывая их, приносил Остроумовой-Лебедевой. Еще есть об их отношениях в мемуарах Щепкиной-Купеник, говорят, надо поискать.

Сомов писал Мартынову несколько раз. Комментаторы переписки Сомова насчитывают пять (не считая "Дамы") ее портретов его работы: "Портрет в профиль" (1903, акв.; была в собрании Харитоненко); "Женский профиль в шляпе, на воздухе" (1894, х., м; была в собрании Саурова); "Голова молодой девушки" (1895, черный и красный карандаш, была в семье Мартыновых); "Мартынова в черном на фоне весеннего пейзажа" (1897, х.м, Астрах. гал), "Этюд с натуры" (1902, карандаш, акварель; была в собрании Высоцкого).

Мы имеем возможность из них рассмотреть ее небольшой портрет маслом на фоне весеннего пейзажа (Астраханская художественная галерея).

Константин Сомов. «Дама с весенним пейзажем». Астраханская государственная картинная галерея


«Даму в голубом» же Сомов создавал с перерывами три года: из них художник два провел в Париже, а Мартынова для лечения болезни легких на долгое время поселилась в Тироле. В один из этих периодов её написал Малявин — на одре болезни.

Филипп Малявин. Портрет Е. Мартыновой. 1897. ГРМ


Мартынова страдала туберкулезом — болезнью, которая была неизлечима в ту эпоху. Именно эта болезнь придает особенную хрупкость образу Дамы в голубом. Среди симптомов: бледность, апатия, потеря веса, из-за которой заостряются черты лица, яркий "чахоточный румянец".



Другой прием, которым Сомов достиг особенного ощущения от полотна, нам с первого взгляда не понятен. Дело в том, что он нарочно нарядил свою натурщицу в очень старомодное платье, примерно 1850-х годов. В ту эпоху, когда создавалась картина, таких силуэтов уже не носили.

UPD: На картине есть еще одна выразительная деталь-анахронизм, как платье: модель держит в руках книгу в коричневом цельнокожаном переплете, весьма характерном по исполнению: так в России переплетали книги с второй половины XVIII века до 1830-40-х годов. Для современников это было довольно очевидно.

Кроме того, художник помещает ее фигуру на пейзажный задник, типичный для Серебряного века — полузаброшенный, сумрачный усадебный парк. Подозревают, что одна из фигур в сумраке — автопортрет Сомова.



Лечение не помогло: примерно через четыре года после окончания полотна Мартынова скончалась от чахотки в возрасте около 36 лет. Семьи у нее, видимо, не было (вообще информация о ней самой достаточно скудна).

UPD из комментариев, в достоверности не ручаюсь:

А вообще сейчас же вышла книга Павла Голубева "Константин Сомов: Дама, снимающая маску", и там полкниги - письма Мартыновоой Сомову (раньше публиковались только крошечные отрывки). И представляете, у нее не было туберкулеза! Был плеврит с осложнениями и неудачным лечением, а в конце ее похоже совсем залечили - там какое-то невероятное количество впрыскиваний мышьяка, о которых ей становилось только хуже (это все в письмах отражено).

***

Список вышедших выпусков цикла "Шедевры от А до Я" тут.

Tags: натурщицы, переезд старых постов, серебряный век, шедевры А-Я
Subscribe

Posts from This Journal “шедевры А-Я” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 77 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
как же страшно было жить в те года! Столько болезней, которые ну вообще не лечились...
А уж страшнее смерти от чахотки мало что может быть :-((

antisemit_ru

4 years ago

trocepins

4 years ago

schkolnik

4 years ago

virginian

4 years ago

schkolnik

4 years ago

cambria_1919

4 years ago

lady_carmine

4 years ago

schkolnik

4 years ago

cambria_1919

4 years ago

et_illustrator

4 years ago

china_x_pilot

4 years ago

schkolnik

4 years ago

seryi_polosatiy

4 years ago

Про туберкулёз - я почти догадался...
Ну, это факты известные - про ориентацию художника и болезнь Мартыновой. А вот за другие ее портреты спасибо.
Кстати, сама Елизавета Мартынова была категорически против продажи картины. Сохранилось ее письмо, в котором она и умоляла, и требовала не продавать работу в Третьяковскую галерею: «Может быть, Вы будете удивлены, Константин Андреевич, получив это письмо, и тотчас приедете ко мне, станете меня с улыбкой и некоторой иронией убеждать смотреть на вещи иначе, но это мне все равно... Сегодня ночью я проснулась и не спала от одной назойливой и мучительной мысли: Вы не должны и не имеете права продать мой портрет. Я позировала Вам для Вас, для чистого искусства, а не для того, чтобы Вы получили за мою грусть в глазах, за мою душу и страдания деньги... Я не хочу этого! Оставьте портрет у себя, сожгите его, если Вам так жаль отдать его мне, подарите его даром в галерею...». Однако художник нуждался в деньгах, и картина все же была продана.
даа, т.е. релиза от модели не было? нехорошооо :)
Ну, такой гипер реализм, устаревший уже тогда. В чём ценность картины то?
в каком смысле "устаревший" ?. тут что ли пушки или танчики обсуждают ?

shakko.ru

4 years ago

serko_s

4 years ago

shakko.ru

4 years ago

serko_s

4 years ago

shakko.ru

4 years ago

shakko.ru

4 years ago

serko_s

4 years ago

strannik_ee

4 years ago

serko_s

4 years ago

А вот наброшу слегка, для обожаемой мною Анариэль Ровэн:
Вот интересно, почему по зову сердца художник видит в женщинах людей, а в мужчинах - тело? Вопрос, впрочем, риторический...

elrond1_2eleven

4 years ago

...читал пост(спасибо, очень интересно написано) и на ум приходят романы Ремарка, где его герои живут в лечебницах где борятся с туберкулёзом, и, как правило умирают от этого недуга...,
Если жить в лечебнице, то и сейчас шансы двинуть коня от тубика достаточно высоки.

Как будто со вспышкой снято.

Screened comment

i_kotik

4 years ago

ladycat65

4 years ago

При совпадении неких случайностей туберкулез лечился. Там куча всего - климат, питание, иммунитет организма и много еще чего

Дмитрий Федоров

January 19 2020, 09:50:28 UTC 4 years ago Edited:  January 19 2020, 09:50:54 UTC

(имхо) это то время пока Сомов находится под впечатлением идеи мирискуссников, позже он начнет выстебывать их идею
а как бы Вы сформулировали эту идею ?
Интересно, что имел в виду Грабарь под "современной Джокондой"? Джоконду знает весь мир, "Даму в голубом", как мне кажется, не каждый знает в России. Мастерство этого произведения?
в те годы, когда он это говорил, ее еще не знал весь мир - к ней слава пришла после кражи.
имел в виду загадочность, атмосферу.

dzhin_dzhit

4 years ago

Была на выставке картин Сомова в Михайловском замке в прошлом году, а этого портрета не было: не привезли к нам в СПб, не дали его. Как жаль!

Сомов очень слабый и сильно переоцененный художник. Популярность уже во времена СССР была связана со своего рода реабилитацией Мира Искусств. Критикам разрешили о нем писать, издательствам публиковать альбомы, но из всех участников объединения Сомов был практически пустышкой.дутой величиной. Я уже не говорю о Книге Маркизы, Сомов просто заимствовал свои картинки у французских художников, баловавшихся с эротикой.

Ух, сейчас вам будет чего почитать на свой счёт )

virginian

4 years ago

virginian

4 years ago

serko_s

4 years ago

virginian

4 years ago

shakko.ru

4 years ago

virginian

4 years ago

direkt_mashin

4 years ago

virginian

4 years ago

Софья, а Вы читали в воспоминаниях Татьяны Щепкиной- Куперник об отношениях Мартыновой и Сомова?
нет, не попадалось что-то. Там много?

veriochen

4 years ago

shakko.ru

4 years ago

veriochen

4 years ago

shakko.ru

4 years ago

pro100_mica

4 years ago

Какая она красивая и худенькая была. Жаль, что не сохранилось её работ.
Да, вообще интересно, какой в России аналог Джоконды в плане "самый известный женский портрет". Царевна-лебедь или Девушка в платке или ещё что-то.
девочка с персиками

elrond1_2eleven

4 years ago

ulya_borodulina

4 years ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “шедевры А-Я” Tag