Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Элегантность рояля в картинах

В каких картинах предпочитали рисовать рояль/фортепьяно художники 19 века? Как оно сочетается с музыкой Шопена?

Продолжаю экспериментировать в синтезе искусств. Смотрим картины про музыку и слушаем картины с используемыми музыкальными инструментами.

Carl Müller – Music room of Johannes Brahms. 1906



Сегодня нам аккомпанирует в этом южнокорейская пианистка Йол Юм Сон – лауреат XIV Международного конкурса имени П.И. Чайковского (2011), XIII конкурса имени В. Клайберна (2009) и Международного конкурса имени А. Рубинштейна (2005).


Фортепьяно (пианино, рояль) -- это крайне популярная вещь, особенно в 19 веке, поэтому произведений искусства с его изображением очень много. Это и жанровые сценки, и исторические картины, и портреты, иногда даже натюрморты. Но из всего огромного множества этих произведений я постаралась выбрать те, которые бы передали атмосферу домашних и частных концертов 19 века, когда та музыка, которую играет наша южнокорейская пианистка, была особенно популярной.

Francesco Miralles Galup


Крупные жанровые картины с большим количеством действующих лиц иногда, при внимательном рассмотрении, оказываются не жанровыми, а истоническими: художник конца 19 века играет в эпоху ампира, как у нас живописцы любили играть в бояр и боярышень.

Carl Fischer-Köystrand. Hausmusik


Впрочем, иногда они являются и вполне себе своевременными зарисовками.

Картин с концертами в нашем современном понимании (с гигантским залом и огромным количеством публики) пишут мало. Обычно полотна посвящены домашним занятиям, частным музыкантам.

Rudolf Alfred Höger. Hausmusik


Большее количество людей мы можем увидеть в полотнах, посвященных салонам, гостиным видных светских лиц. Там уже не домашние концерты, а реально профессиональные, но публики, все равно, по нашим понятиям, собиралось маловато, и вся она была весьма отборная.

Г. Семирадский. Концерт Шопена. 1887


Вот это полотно с изображением "шубертиады" (мероприятия, посвещенного Шуберту) - как раз из таких исторических жаннов. По костюмам очевидно, что это отнюдь не время создания полотна. Да и не умели в ту эпоху так виртуозно группировать людей на крупных полотнах (в ту эпоху "Последний день Помпеи" считался крутой групповой картиной).

Julius Schmid. Schubertiade. 1897


Опять та же корейская пианистка


Но сцен с концертами на самом деле мало по сравнению с наиболее любимым в 19 веке жанром: "хорошенькая телочка играет на клавишах". Такое писали целый век в самых различных комбинациях.

Оскар Перейра да Сильва. Час музыки. 1901


Писали и современниц, и исторические экскурсы, и вымышленных типовых красавиц, и членов собственной семьи. Обожали эту иконографию художники. Ну, и очевидно, она весьма покупаема была -- потому что, как я не устаю повторять, "в стол" тогда не писали картины.

George Hamilton Barrable. A Song Without Words. 1880


Очень много девушек за пианино написал Ренуар. На этой, кстати, на стене, кажется, висят два Дега -- забавный реверанс.

Auguste Renoir/ Yvonne et Christine Lerolle au piano (1897)


У Ренуара современницы и портреты реальных людей, а вот пример историзма. Во 2-й пол. 19 века в Англии был распространен стиль Regency Revival - воспроизведение их эпохи Регентства (примерно совпадает с нашей александровской эпохой, т.е. Джейн Остин/Наташа Ростова). На этой картине Лайтона, который специализировался на этом "редженси", мы как раз видим сценку из самого начала 19 века.

Edmund Blair Leighton - Singing to the reverend. 1896


Девушку могли рисовать в одиночку, в компании, во время урока. Она может играть в сопровождении подруги, переворачивающей ноты, ребенка, которого она учит. Или, как в данном случае, в процессе флирта. Художник, обратите внимание, польский: сюжет интернационален.

Leon Wyczółkowski. I once saw - scene at the piano. 1884


Ева Гонсалес - импрессионистка, и поэтому она этот же сюжет трактует не с наружным любованием, а как-то больше изнутри, соотнося с собой. Ей вообще такое свойственно было.

Eva Gonzalès - Secretly. 1870s


Йол Юм Сон продолжает для нас играть


Обилие подобных сюжетов с играющими девушками наводит на подозрение, что какой-то фетиш в этом был для мужчин 19 века, о котором нам сегодня трудно догадаться. Эту теорию мне подтверждают и несколько вот таких картин с совершенно одинаковым сюжетом. Мол, художник рисовал обнаженную натурщицу, потом она утомилась в одной и той же позе стоять несколько часов. И решила отдохнуть. Отдых ее состоял в том, что она тут же, не надевая белья и лишь завернувшись в пледик, садится за пианину и играет музыку. Чтобы развлечь своего господина и повелителя, видимо. Это же лучший способ для женщины отдохнуть после неподвижного стояния часами нагишом, не правда ли?

Descanso do Modelo (Almeida Júnior). 1882


Реально фетиш.

:Louis Galliac The artist's model


Почему-то вот никто не пишет голых мужиков, играющих на рояле. Даже женщины-художники, даже в 20-21 веке. А натурщиц обнаженных продолжают писать в таком виде, можете гугл спросить (я сюда тащить не стала).

G. Caillebotte - Jeune homme au piano. 1876


Спасибо, Йол Юм Сон, за аккомпанимент


Ну и как же без милоты, она же тоже так великолепно продается, и приносит художнику пользу. Дети-блондины!

Aurélio de Figueiredo - Menina ao piano. 1892


Вы же не удивитесь, когда я вам сообщу, что картин с собаками и котами, играющими на пианино, тоже достаточно? Но их тоже не ставлю, они к музыке сюда как-то не подходят.

George Goodwin Kilburne. Piano practice


Спонсором данного поста является Московский международный Дом музыки, где
27 и 28 апреля пройдут два концерта пианистки Йол Юм Сон.
Билеты продаются на сайте Дома музыки, чтобы купить их там, необходимо там зарегистрироваться.

Предыдущие выпуски цикла смотрите по тэгу.
Tags: музыкой навеяло
Subscribe

Posts from This Journal “музыкой навеяло” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 58 comments

Bestin_es

March 15 2019, 10:01:52 UTC 5 years ago

  • New comment
Профессиональная деформация, уж не взыщите.
Там уже не домашние концерты, а реально профессиональные, но публики, все равно... собиралось маловато, и вся она была весьма отборная.
Концерты долго были домашними. В первой половине 19 века, при жизни Шопена, все концерты были домашними, и неважно, что музыканты были профессионалами. Это уже Лист во второй половине 19 века выступал в больших залах.
В Песне без слов George Hamilton Barrable девушка не смогла бы ее сыграть: там у пианино клавиатура октавы на четыре, не хватило полотна, видать, у бедняги художника.
Про шубертиаду уже написали, про пианино где ребенок, что это клавесин, тоже.
Обожаю ваши посты, спасибо за красоту и просвещение!
Но профессиональная деформация, да.

Posts from This Journal “музыкой навеяло” Tag