Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Как Фрэнк Герберт читал античные мифы и чем Пол Муад'Диб связан с Аполлоном

Спорить о том, связана ли "Дюна" с греческой мифологией, конечно, можно. Если хочется. Никто не запрещает. Мне даже попадались такие спорщики.

Но куда деть базовый факт, что династия главного героя прямо названа "Атридесы", в каноне написано, что их предки -- это микенские Атриды-Пелопиды, известные тем, что царский род их был проклят, в каждом поколении убивал кровных родичей, плодил детей от кровных родичей, и при этом отличался невероятной харизматичностью и ратными подвигами.



А вот нашла у уважаемого Николая Караева, который так занимательно пишет о фантастике, вот такое интересное дополнение о том, почему Пол Атридес -- БЭТМЕН, то есть мышиный король:

***
Источник:
https://t.me/starlighthousekeeping/1620

"Опять ввязался на Фантлабе в споры с Юрием Соколовым, переводчиком "Дюны", у которого имя герцога Лето ассоциируется с рекой Летой (и ничего, что это и по-английски разные слова, и Герберт не был дураком, чтобы путать Leto и Lethe, но Соколову все нипочем, "я русский и русскоязычный, как и мой читатель"). Нет худа без добра: FixedGrin одарил меня ссылкой на свою заметку, содержащую генезис и имени герцога (Лето — богиня, мать Аполлона), и образа Муад'Диба. А именно, первую песню "Илиады" в студию:

От кораб­лей уда­лясь, опе­ча­лен­ный ста­рец взмо­лил­ся
К сыну пре­крас­но­во­ло­сой Лето, Апол­ло­ну вла­ды­ке:
«Слух пре­кло­ни, среб­ро­лу­кий, о ты, что сто­ишь на защи­те
Хри­сы и Кил­лы свя­щен­ной и мощ­но царишь в Тенедо­се!
Если, Смин­фей, я когда-либо храм тебе стро­ил на радость,
Если когда пред тобою сжи­гал мно­гот­уч­ные бед­ра
Коз и быков, то услы­ши меня и испол­ни жела­нье:
Пусть за сле­зы мои отмстят твои стре­лы данай­цам!»

Ключевое слово — "Сминфей": это эпитет Аполлона, от слова σμίνθος — "мышь". Как пишут умные люди, "в период архаики Аполлон мог как напустить мышей погубить весь урожай, так и спасти от нашествия этих грызунов". Связь Аполлона и мыши — факт древнегреческого легендариума.

Между тем в "Дюне" Пол (Пауль, Павел — как угодно) наречен Муад'Дибом по местному названию кенгуровой мыши, которую фремены страшно уважают за то, что она выживает в пустыне. Еще они видят очертания той же мыши на второй луне Арракиса. И это уже локальная мифология, конечно.

Но за ней проступает очевидная параллель: Пол — Пол Муад'Диб, Пол Мышиный, сын Лето, — это не только новый Христос, но и новый Аполлон. Я бы вообще не удивился, если бы оказалось, что чисто фонетически Paul было для Герберта производным от Apollo. (Почти тогда же Желязны написал "Князя Света", где героя зовут Махасаматман, "но он отбрасывал громкие "Маха-" и "-атман" и называл себя просто Сэм", принцип тот же.)

Идея отождествления Христа и Аполлона родилась не вчера: в Греции Иисус ассоциировался именно с Аполлоном. Как я понимаю, это была такая хилая попытка вобрать Иисуса в языческий пантеон (в буддизме, кстати, было то же самое — Будду Гаутаму язычники объявили одной из аватар Кришны). Отголоски этой идеи есть и в фантастике ХХ века.

Например, в 1969 году состоялась премьера кантаты "Христос-Аполлон" (Christus Apollo) Джерри Голдсмита на текст поэмы Рэя Брэдбери (причем текст читал не кто иной, как актер Чарлтон Хестон, звезда "Планеты обезьян", к которой Голдсмит сочинил саундтрек).

Ну или: в статье про Джина Вулфа, написанной Джоном Клютом для "Энциклопедии НФ", читаем:

"Образность и структура "Книги Нового Солнца" однозначно дает понять, что сам Севериан сочетает аспекты и Аполлона, и Христа, и что история его жизни — светская интерпретация парусии, или Второго Пришествия.

The imagery and structure of The Book of the New Sun make it explicitly clear that Severian himself combines aspects of both Apollo and Christ, and that the story of his life is a secular rendering of the parousia, or Second Coming."


Только в "Дюне" эта парусия Христа-Аполлона случилась на два десятка лет раньше. И это, как по мне, всё та же мысль, которую я подробно расписал в своей статье про "Дюну" для "Мира фантастики": Пол — Иисус Ветхого Завета, Машиах — мессианский царь из дома Давида-Атрея, не искупитель, а воин, мститель и освободитель, который выкинет чужаков из Иудеи-Арракиса, одолеет Империю и станет во ее главе. И — фанфары — вот такому Мессии имя Христа-Аполлона подходит вполне.

Но находятся люди, утверждающие, что никакой продуманной системы образов в "Дюне" нет".

***

Вот канал Караева о книжках, хороший
https://t.me/starlighthousekeeping/

Tags: dune, древняя греция
Subscribe

Posts from This Journal “dune” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 16 comments

Posts from This Journal “dune” Tag