Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Почему на старых фотках все всегда такие серьезные?

Продолжая вчерашний разговор о беззубой, но улыбающейся Диане де Пуатье, давайте прочтем эту статью про эпоху дагерротипов и другой ранней фотографии.

Вот мой авторизированный перевод любопытной статьи.


MERRILL FABRY. Now You Know: Why Do People Always Look So Serious in Old Photos? // TIME (2016)

Первые фотографии были сделаны в конце 1820-х годов, и на протяжении последующего столетия этот новый жанр развивался одновременно и как практический инструмент, и художественная форма, а также как социальная деятельность. В первые годы развития фотографического жанра на снимках можно отыскать несколько считанных улыбающихся лиц, однако только в 1920-х и 1930-х годах улыбки стали стандартным выражением лица на фотографиях.

С чем это связано и почему ситуация изменилась?

Первое объяснение -- стоматологическое.
Однако ряд исследователей его сразу отвергают: по их мнению, плохие зубы моделей не могут быть причиной того, что люди на ранних фотографиях позируют с закрытым ртом. Плохие зубы в тот период были обычным делом, на это никто не обращал внимания. С другой стороны, Ангус Трамбл (Angus Trumble), директор Национальной портретной галереи в Канберре (Австралия), и автор книги «Краткая история улыбки» (A Brief History of the Smile), не согласен с их возражениями. По его мнению, улучшение стоматологической ситуации действительно привело к увеличению количества зубов на фотографиях (как один факторов). То, что плохие зубы являются "нормальными", не означает, что они при этом желательны. «У людей были паршивые зубы, если они вообще были, и это мешало открывать рот в ситуациях социального взаимодействия», — говорит он.

Второе объяснение -- тайминг изготовления.
Еще одно распространенное объяснение отсутствия улыбок на фотографиях 19 века -- тогда требовалось так много времени, чтобы сделать фотоснимок, большая выдержка, поэтому люди на фотографиях не могли достаточно долго удерживать естественную улыбку на своем лице. «Отчасти это правда, — говорит Тодд Густавсон, куратор технологий в музее Джорджа Истмана. — Те, кто позировал для ранних фотографий с таким долгим временем экспозиции, старались выбирать удобную позу». Однако по его словам, технологическая проблема как ограничивающий фактор все-таки преувеличена. К 1850-1860-м годам научились делать в подходящих условиях фотографии с выдержкой всего в несколько секунд, а в последующие десятилетия более короткие выдержки стали еще более широко доступными. Это означает, что технология, необходимая для "захвата" мимолетных выражений лица, таких как искренняя улыбка, была доступна задолго до того, как эта мимика на фото стала обычным явлением.

Кристина Котчемидова, профессор, изучающая культуру и коммуникацию и написавшая статью об истории улыбок в фотоснимках, также подвергает сомнению технологический аргумент как решающий. Эта идея, по ее словам, исходит из мировоззрения нашего мира, в котором кажется «естественным улыбаться для фотографии», и людям наоборот, нужно специально указывать этого не делать. По ее словам, хотя улыбка в целом может быть врожденной мимической реакцией, конкретно "улыбка перед камерой" не является инстинктивной реакцией.

Третье объяснение -- канон.
Эксперты говорят, что более глубокая причина отсутствия улыбок на раннем этапе развития фотографии заключается в том, что фотография ориентировалась на ранее существовавшие обычаи в живописи — форме искусства, где в портретном жанре улыбка считалась грубой и неуместной. Хотя христианских святых и могли изображать со слабой улыбкой, более широкая улыбка «ассоциировалась с безумием, непристойностью, громкостью, пьянством и всевозможными состояниями бытия, которые не были особенно приличными», — говорит Трамбл. Соответственно, высококлассные студийные фотографы создавали элегантную обстановку и указывали моделям, как себя вести, они "программировали" уравновешенные выражения лиц, которые так привычны на фотографиях 19-го века. Образы, которые они создавали, были формальными и соответствовали затратам на создание (фото)портрета, что особенно важно в случае, когда этот портрет мог быть единственным изображением модели за всю жизнь.

Впрочем, говорит Густавсон, и в раннюю эпоху фотографирования канон "без улыбки" мог нарушаться, видимо, менее опытными фотографами, не знавшими вышеизложенную парадигму. При рассматривании таких ранних фото с улыбками нужно знать контекст, жанр фото.

Например, есть снимок двух офицеров мексикано-американской войны 1847 года, где один из них улыбается.

Unidentified photographer. Two officers of the 5th U.S. Infantry taken in Vera Cruz, Mexico. 1847, April. Daguerreotype, 1/4 plate. Private collection of Will Dunniway (source)


Есть фото игроков в покер 1853 года: есть один игрок улыбается, а другой сосредоточен на своих картах.

Isaac Wallace Baker (Isaac Wallace Baker and A Friend Playing Poker). c. 1853. Ambrotype. OMCA (source)


Или вот афроамериканец, поднявший руки, как будто боксер - в 1860 году, тоже улыбается.

Smiling man. 1860. Ambrotype Getty museum (source)


Обратите внимание на жанр - все это "игровые" сценки, а не парадные портретные фотографии, как у представителей высших классов.

По мере того, как увеличивалось количество фотографируемых, и снимать стали людей из самых разных слоев, не только проглотивших аршин нобилей, диапазон допустимых выражений для портретных фото расширялся.

Скорей всего, главной причиной, по которой формальная серьезность при фотографировании ушла в прошлое, было появление моментальной фотографии, в том смысле, что это сделало технику дешевой и очень сильно демократизировало среду "натурщиков", фотографировать стали реально всех подряд.

«Отберите камеру у фотохудожника и отдайте ее в руки любителю, и тогда они начнут творить все, что захотят», — говорит Густавсон.

С появлением 1888 году камеры Kodak Джорджа Истмана все убыстрилось: вам больше не надо было заниматься химической обработкой пленки, камера поставлялась с инструкцией по эксплуатации. Включив раздел о том, что делает фотографию хорошей, Истман «руководствовался культурными нормами в отношении того, какой должна быть фотография», — добавляет Густавсон.

Камера Brownie 1900 пошла еще дальше. По доступной цене в 1 доллар она продавалась как детская камера, хотя многие взрослые тоже ее использовали.

Нормы спонтанной любительской фотографии начали перетекать в более формальный фотографический жанр, говорит Трамбл, поскольку у людей появились новые ожидания относительно того, какими они хотят быть запечатленными. По прошествии столетия фотография и живопись начали взаимодействовать, пытаясь использовать преимущества друг друга. Художники пытались подражать ясности и спонтанности фотографий, а фотографы пытались соответствовать мастерству живописца. Это касалось и улыбок, говорит Трамбл, поскольку «люди начинают искрометно улыбаться» на нарисованных портретах в эдвардианский период, примерно в 1895–1914 годах, после того, как такие же изменения произошли в фотографии.

source: ebay


Giovanni Boldini, Portrait of Lucie Gérard, circa 1890.


Ко Второй мировой войне сдвиг в фотографических нормах почти завершился.

Исследование фотографий из школьных ежегодников США, сделанных с 1905 по 2005 год, продемонстрировало аналогичную историю об изменении дефолтного выражения лица. Исследователи усреднили изображения мальчиков и девочек н по десятилетиям, и, хотя это была конкретная выборка, они обнаружили, что средняя кривизна губ со временем увеличивалась, а также то, что девочки лидировали в "зубастых" улыбках, в среднем улыбаясь больше, чем мужчины в любое соответствующее десятилетие.



Кочемидова утверждает, что широкая улыбка стала американским символом не случайно, причем ключевую роль в ее распространении сыграла реклама.

Слоган Kodak «Вы нажимаете кнопку, мы делаем все остальное» (“you press the button, we do the rest”) был одним из первых в американском рынке рекламы при его переходе от "угрожающих" интонаций более позитивной стратегии. "Kodak был одним из пионеров в этом", — говорит она. Новый метод рекламы фокусировался на том, чтобы потребители были довольны продуктом, и поэтому изображал потребителей, использующих камеру в счастливые моменты. Это оказалось коммерческим программированием: выходило, что улыбка — это то, что вы должны изображать на фотографии. Изображения были особенно эффективны для воздействия на смотрящих, уже не было необходимости объяснять, почему кто-то должен улыбаться в камеру. Люди усвоили эти "послания" из рекламы, считает Котчемидова, и стали подражать этим примерам.



Это, пожалуй, самый важный урок изучения исторических улыбок: то, улыбаются ли люди на фотографиях, очень мало связано с тем, насколько они счастливы.

Люди в 1800-х годах не были несчастны все время. И королева Виктория, и Авраам Линкольн, например, были известны своим юмором; хотя им определенно было о чем беспокоиться, на фотографиях Линкольна иногда есть намек на приподнятые уголки рта, и есть даже фотография королевы, которая откровенно улыбается.

(source)


«Люди на протяжении всей истории человечества улыбались, смеялись и вели себя более или менее так же, как и сегодня, другими словами, естественно и спонтанно в частной сфере, — говорит Трамбл. — Что радикально изменилось, так это публичные выступления и публичная саморепрезентация».

Her Majesty's gracious smile. An instantaneous photograph from life / Charles Knight, court photographer. 1898 Feb. 15. (source)


Tags: улыбка, фотография старинная и дагерротипы
Subscribe

Posts from This Journal “улыбка” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 35 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “улыбка” Tag