Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Античные и варварские мониста

Роскошные украшения античности и раннего средневековья, в которых деньги служат непосредственно красоте.



О как. Слово "монисто", если верить этимологическому словарю Фасмера, никакого отношения к слову "монета" не имеет, происходя от индоевропейского корня "мон/ман", обозначающего шею. И даже по-древнегречески "ожерелье" будет "моннос". И оказывается, термином "монисто" обозначают любые народные ожерелья, сложносоставные бусы. Так что, встречая у классиков русской литературы это слово, теперь буду знать, что героини не обязательно тренькали монетками.

Однако ж. Я люблю именно мониста из монеток, в самом общеупотребительном смысле слова. У меня даже есть несколько (недавно нашла мастерицу, которая для меня их собирает, в частности, с тетрадрахмами диадоха Лисимаха, копиями конечно, и теперь я дико счастлива).

Так что давайте полюбуемся на древнейшие образцы этого ювелирного жанра.
Кроме монет тут будут попадаться круглые медальоны, не всегда легко разобраться, заранее извиняюсь за погрешность.



Буржуи такого красивого слова не знают, у них это банально "coin pendant".

Использованы солиды Хлотаря II (7 век н.э.). Меровинги, ранние англо-саксы.
Найдено в Кенте, Великобритания. Британский музей.
Gold coin pendant with corrugate suspension loop; solidus of Chlothar II (613-628 AD).


Монеты с портретами властителей были так красивы, что их иногда переделывали в подвесные медальоны, просверливая или наращивая крепление, или даже вставляя в оправу. (С другой стороны, был и своего рода "каргокульт", то есть медальоны делались, копируя сохранившиеся монеты).

Подвеска с монетой, изображенный профиль основывается на иконографии Константина Великого. На обороте - фигура иранской богини Ардокшо с рогом изобилия. Надпись на латыни. 4 век (?), территория совр. Пакистана (?). Британский музей.


Я не изучала серьезно эту тему, но по экспонатам видно, что ранние, римские вещи -- еще с золотыми цепями и золотыми бусинами, а вот цветное появляется позднее и у "варварских" народов.

Ожерелье с монетами Луция Вера, Александра Севера и Юлии Домны. 3 век, Рим. Метрополитен


А вот пример имитации мониста за неимением настоящих монет:
ожерелье, изображающее членов той же северовской династии, однако подвески с "монетами" сразу отлиты с оправой целиком.

3 век н.э. Музей Принстона


(В этом ожерелье используется уникальный тип цепочки: A pair of loop-in-loop chains doubles back through the end beads to form a quadruple string. By pulling on the end beads, the circumference of the necklace is enlarged, making it easier to place it over the head without undoing the clasp).


Ожерелье с монетами Александра Севера (222–235 гг.), 3 век, Рим. Метрополитен. Очевидно, 1 или более подвесок утрачены.



Оборот


Фрагмент пояса с императорскими медальонами (не монетами) Констанция II и Фаустины. 4 век, Никомедия. Музей Уолтерс


Ожерелье с кулоном из монеты императора Антонина Пия. 2 век. Национальный археологический музей, София


Двойной солид Константина Великого, вставленный в сложную оправу. 321 год н.э. Найден на территории г. Сирмия (совр. Сербия). Британский музей (+ похожая  вещь в Кливленде)


Большой шаг от самого простого варианта -- просверливания монетки.




А вот еще более сложная вещь -- пояс (4 век, Византия, музей Гетти). Использованы монеты нескольких императоров конца 4 века, вплоть до Феодосия. Это один из первых и редких примеров пояса с монетами




Александрия, Египет, 3 век, Кливлендский музей


Между чеканкой монеты и превращением ее в "монисто" мог пройти не один век. Очевидно монета к этому моменту выходила из оборота, и тратить ее смысла не было, так что это был такой ранний способ музеефикации, можно сказать.

Англо-саксонские кулоны в технике клуазонне, 7 век (слева -  монета Валентиниана II, 4 век; в центре - монета Гераклия, начало 7 века, справа - монета Валенса, 4 век). Найдены в Стаффордшире, Норфолке. Британский музей


Оборот тоже парадный


Вот здесь датирована только монета, а оправу датировать не смогли. Даже регион не указан, и в музей как и откуда попало -- неизвестно.

Подвеска с монетой Галлиена, 3 век. Британский музей.


Вот необычный вариант: камни вделаны прямо в серебряную монету (позолоченную). Правда, что это монета -- можно опознать лишь при серьезном усилии, такая топорная работа. Однако все равно она хранилась как сокровище и была переделана несколько веков спустя, хотя, в отличие от римской чеканки, это нельзя оправдать красотой изделия.

Монета: Северо-запад Франции, свессионы (кельты/бельги), 70-60-е гг. до н.э. Переделка: франки, 6-7 век до н.э. Birmingham Museums Trust


Чем дальше от Римской империи географически и хронологически, тем все грубее.

Галльский псевдо-солид Маврикия Тиберия, 7 век (Франция). Крепление типично для англо-саксов 7 века.


А вот тут стоит изучить сочетание бусин, монеты и обычных подвесок. Это настоящий рассказ о сложных торговых путях Средневековья.

Само ожерелье сделано викингами (10-11 век), две бронзовые подвески по бокам изображают животных. А монета в центре - серебряная. Арабская! (Шведский исторический музей, Стокгольм)


Здесь нет монет, только подвески. Обратите внимание на комбинацию цветных бусин, эта пестрота и яркость типична.

Франки, 7 век. Метрополитен



Tags: профиль, ювелирное
Subscribe

Posts from This Journal “ювелирное” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 31 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “ювелирное” Tag