Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Дайджест кризисных новостей в мире российского искусства (03.04-10.04)

Как нынешняя ситуация отражается на выставках, музеях, кураторах, меценатах и проч.
Краткая сводка новостей за прошедшую неделю.

Предыдущие выпуски -- по тэгу.



Фото: Проект «Россия адекватно отреагирует», Надежда Лисовская, ткань, акрил, 2022. (Тексты на транспарантах — выдержки из новостной ленты информационного агентства ТАСС). via Арт-хуярт и чё пожрать

***

Неделя оказалась "тематической" и прошла под знаком то ли задержания, то ли незадержания экспонатов из российских музеев, пытающихся возвратиться в родные музеи аки Одиссей на Итаку. Повесточку с коллекцией Морозовых, которая уже поднадоела, если честно, на этой неделе разбавили финны.

3 апреля (воскресенье): Вечер, в парижском фонде Louis Vuitton закрываются двери за последним посетителем выставки коллекции Морозовых, официально работавшей до 3 апреля. Сотрудники российских музеев, выехавшие для приемки вверенных их хранению экспонатов к этому моменту уже находятся во Франции и готовятся начать демонтаж и упаковку.

Несколько часов спустя в телеграмм-каналах и небольших российских СМИ появляется сообщение о задержании неких экспонатов из России на финской границе. Поскольку никаких выставок, кроме распиаренных в истерике в течение последнего месяца журналисты вне сферы культуры не знают, в головушках щелкает мгновенная ассоциация и поднимается дикий вой, что это задержали морозовских "пикаcсо" и "матиссов".


4 (понедельник):

Дни недели (разница между буднями и выходными) в выпекании новостей, как вы увидите, очень важны. Итак, понедельник, город просыпается, просыпаются и компетентные журналисты, в отличие от оголтелых хайпожоров, отдыхавшие в выходные. Уважаемая "Фонтанка" на основе собственных источников в петербургских музеях (?) первая публикует информацию о том, что задержаны не морозовские вещи, а предметы с выставки "Гран-тур", проходившей в Неаполе. Это позже подтверждается инсайдами. Газета TANR (то есть я при поддержке героических Светланы Янкиной и Натальи Крючковой) находит каталог этой выставки и публикует список самых ярких экспонатов с их репродукциями (называть их "посредственными, этнографически-просветительскими" совершенно не стоит, там, например, Энгр и Канова).
Однако это не особо останавливает истерику про "конфискацию Морозовых!!!!!!!", несущуюся по желтым сми и соцсетям, ибо единственная новость, которую читают -- это первая, на уточнения никто внимания не обращает.
К вечеру того же дня, что ценно, пресс-служба Минкультуры, которой бедненькой тяжело приходится со всем этим дурдомом (посылаем лучи поддержки), подтверждает информацию о том, что это вещи 18-19 века с выставки "Гран-тур", а также дополняет, что это был сборный груз: также в машинах были предметы с выставок в итальянском Удине и японском городе Тиба.


Задержанный груз. Фото: Таможня Финляндии (а тут видео)

Посольство во Франции подтвердило, что картины Морозовых готовят к отправке в Россию -- ТАСС.
Это же подтвердили в посольстве РФ -- РИА Новости.

Эта ссылка уже была в прошлом дайджесте, но я не выписала важную цифру: На прошлой неделе Михаил Швыдкой -- спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству рассказал  «Известиям», что картины из собраний российских музеев в настоящее время участвуют в 27 зарубежных выставках. Интересно, каково это число на сегодняшний день.

Группа AES+F официально объявила в фб, что не будет выставляться в РФ больше.

В Музее современной истории России на Тверской улице открылась выставка «НАТО. Хроники жестокости» -- ТАСС. Телеграм-канал "Музейный сноб" пишет о ней: В центре экспозиции предоставленные Министерством обороны РФ «трофеи специальной операции» (так и написано на этикетках), например, форма военнослужащих вооруженных сил Украины, «сшитая по стандартам НАТО». Но самый интересный экспонат — «Книга отзывов».

В различных городах российских регионов с 18 марта появляется серия серия "Z-памятников" -- ку-ку



5 апреля (вторник)

Архитектурное бюро Захи Хадид отказалось продолжать работу над новой станцией московского метро «Кленовый бульвар 2» -- главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Галерея OVCHARENKO открыла на Сытном рынке в Санкт-Петербурге проект Нестора Энгельке «Wood: store» - «магазин деревянной техники» (до 22 апреля), где представлены муляжи столь любимого и ускользающего от нас ныне.



Крайне увлекательная большая статья в англ. The ArtNewspaper о том, как бы раскулачить картины, спрятанные русскими олигархами в фрипортах с безупречной репутацией? Мол, как же подступиться, как искать? Воистину, столпы капиталистического мира рушатся.

Они же выпустили материал с анализом поведения Пиотровского и по крохам насобирали о его дальнейших планах.

Там же аналитика о том, что глобальный рынок перевозок искусства сильно пострадает, т.к. цена перевозок и страховок взлетела до небес, в т.ч. из-за топлива.



Новые инициативы Минстроя фактически отменяют ряд согласований, имеющих отношение к объектам культурного наследия и прежде необходимых. Историко-культурная экспертиза сочтена в них «дополнительным административным барьером» (TANR)

6 апреля (среда):

Финская таможня дала пресс-конференцию о задержанных на финско-российской границе предметах искусства из наших музеев. По словам ее представителя,  они «относятся к категории предметов роскоши, на которые распространяются санкции ЕС в отношении России». Непонятно, то ли они действительно перепутали экспонаты из госмузеев с ввозом антиквариата на продажу, то ли решили прикопаться к неправильно оформленным документам, как шептались некоторые. По другим слухам, наши музеи все оформили верно, однако финны решили быть максимально буквалистами и прикопаться.

В Москве в камерном (по сравнению с феериями предыдущих годов) формате проходит объявление победителей премии The ArtNewspaper Russia, которую решили все-таки провести, т.к. списки номинантов были опубликованы еще до всего.

Эксперты группы "Актион Культура" провели опрос среди работников культуры о том, как изменилась их деятельность в последнее время В опросе приняли участие 242 учреждения культуры из разных регионов страны. Две трети респондентов ждут существенных изменений в финансировании культурных проектов. Также участники опроса ожидают корректировки репертуара и активно ищут новые каналы коммуникации с аудиторией.

7 апреля (четверг):

Пресс-служба Эрмитажа (еще один маленький герой профессионализма этих дней) уточнила  некоторые данные относительно ситуации с задержанным грузом: "Финский МИД обратился с запросом в Еврокомиссию (Брюссель) относительно ситуации вокруг задержания экспонатов. Финнов интересует, как именно (учитывая текущие санкции против РФ) следует трактовать распространяющиеся на них нормы права". Речь идет о нормах Конвенции Организации Объединенных Наций о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.

Уэйн МакГрегор, директор Biennale Danza этого года — танцевальной части Венецианской биеннале — представил тему и программу: Стравинского покажут. В "Метрополитен-опера" спокойно идет "Евгений Онегин" тем временем.

Тем временем в соцсетях, аналитике (или скорей, это стоит назвать эссеистикой) тех, кто продолжает размышлять (особенно из-за границы) слово "деколонизация СССР" становится уже общеупотребительным.

Другой арт-сюжет этой недели (почему-то меня про него особенно часто спрашивали) -- это "N-ские танцовщицы" Дега.
Еще 18 марта уважаемый портал "Артхив" опубликовал подробную статью о том, что происходит с переименованием этой серии его работ из "Русских танцовщиц" в "Украинских танцовщиц" в музеях мира (интересная история по ссылке). В общем, поначалу всем тут было пофиг, пока несколько недель спустя, 3 апреля, об этом не написала The Guardian, которую в России все-таки мониторят. Заметку перевели и понеслось, с надрывом, слезами, про канселлинг. Что думаю я? Любому с глазами и эрудицией очевидно, что костюмы на девушках -- не "русские народные", какой именно нацональности были актерки из "русской труппы", позировавшей для Дега небось в Париже -- никогда не узнать, ДНК анализ их не сделать. Ну а "уточнение атрибуции" с переменой названия -- совершенно нормальный процесс для любой музейной работы. На этот раз это уточнение было спровоцировано известными событиями, однако ж, граждане, костюмы от этого все равно не становятся архангельскими или кубанскими. Отдельно доставили вопли "надругательство над авторским замыслом Дега! Ведь он назвал их именно так!": если чо, художники давали какие-то официальные названия своим работам крайне редко, большинство надписей на этикетках, которые мы видим -- результат брейншторма музейщиков.




Русский музей в Миннеаполисе продолжает страдать из-за своего нейминга и специализации: правда, взломщик унес бабло из кассы, а экспонатами пренебрег.

Russia: the new wild west for US trademarks and enforcement -- про бренды и их панику

8 апреля (пятница):

Еврокомиссия достаточно бодро дала разъяснение, что участвовавшие в европейских выставках российские экспонаты не попадают в перечень санкций, введённых Евросоюзом в отношении России. Это дало возможность приступить к дальнейшей транспортировке картин.  Министр культуры РФ Ольга Любимова сообщила, что "финские" экспонаты вернутся в течение ближайших трех дней. Подробности и репродукции экспонатов выставки в Удине -- в TANR.

В Финляндии открылась масштабная выставка мирового совриска, однако художник Евгений Антуфьев попросил свою работу оттуда снять из-за ситуации. В своем интервью финской прессе он призывает деятелей культуры не уезжать из РФ и делать гуманистические проекты.

Сообщают, что Artsy — онлайн-платформа Даши Жуковой теперь отказывает россиянам в праве приобретать произведения искусства и проводит благотворительные аукционы в поддержку Украины.

Новые блиц-интервью российских галеристов у Арт-Фрагмента: Катрин Борисов: "Мы потеряли два международных проекта, в настоящий момент не ясно, как их реализовывать. Открытия всех остальных выставок отложены"; Елена Селина: "Отложен большой групповой проект в усадьбе Архангельское. Довольно затратная интервенция в оранжерею и парк. Должен был открыться 19 мая, в Ночь музеев. Отложен по моей инициативе"; Елена Куприна-Ляхович: "Какие меры поддержки от государства для художников и галерей вы считаете уместными в этой ситуации? -- Продолжать программу субсидий на участие в ярмарках. И выделять ресурсы не только на крупные, но и на малые выставочные проекты, потому что из малого и выстраивается новое. Было бы классно, если бы были закупки у авторов (через галереи, конечно)"; Анастасия Шавлохова: "Мы приняли для себя решение приостановить запланированную программу с сохранением обязательств. В данный момент мы думаем над тем, как трансформировать репрезентацию проектов в галерейном пространстве"; Сергей Попов: "Мы вынуждены были отменить участие в ярмарке Spark в Вене из-за логистических проблем. Пока в планах только Cosmoscow, для мировых ярмарок необходима экономическая предсказуемость".

Не про ИЗО, но поможет понять грядущие процессы: Артемий Троицкий поделился с мыслями о том, почему подавляющее большинство музыкантов в стране заняли выжидательную позицию в связи с войной в Украине, чем для них это чревато и как российская музыкальная культура теперь неизбежно откатится к 1984 году.

9 апреля (суббота):

Минкультуры сообщает, что машины с российскими картинами с выставок в Италии и Японии находятся на территории России. Респект за оперативность в информировании! Мы волновались. Даже видео на своем канале опубликовали.


Источник фото: https://t.me/mincultrussia/110

Тем временем свою голову приподняла другая башка этой гидры: снова выползло волнение насчет коллекции Морозовых. Агентство Франс Пресс со ссылкой на Министерство культуры Франции информирует, что 2 картины с закрывшейся выставки-таки в Россию не поедут. Первая -- логично, т.к. она из музея г. Днепр (В. Серов. "М.К. Морозова"). Другая --  задержана тоже ожидаемо. Это картина из собрания Петра Авена, который оказался под санкциями. О том, что её возвращение затруднительно, поговаривали сразу, а 5 апреля это подтвердил источник канала ку-ку. Две другие работы из частных собраний на выставке -- из собрания В. Кантора и Семенихиных, которые давались не от частных лиц, а от их музеев, что вроде бы безопасило картины юридически. Со семенихинскими пока вроде все ок, а вот про картину Кантора французы вчера тоже написали, что могут задержать, несмотря на "предоставление музеем", т.к. Кантор 8 апреля влетел в новый санкционный список. "Третья работа находится на рассмотрении Госслужбы. Государство изучает конкретную ситуацию с третьей работой, находящейся в частном фонде, связанном с другим олигархом, который только что был добавлен в список лиц, на которых распространяются меры по замораживанию, — добавили в министерстве".

(Не могу не поделиться типичным для состояния инфополя нюансом: Авену принадлежит "Автопортрет" Петра Кончаловского 1912 года (в шляпе). Но мало ли в Бразилии донов Педро? Поэтому некоторые СМИ (начиная с фр. Le Monde) для иллюстрация шокирующей новости о конфискате взяли первое, что выдают гугл по запросу "Автопортрет + Кончаловский" (у него их штук 20). И иллюстрируют знаменитым "Автопортретом" 1911 года "...в сером". Из госсобрания ГТГ, который, кстати, тоже застрял в Париже. Какая действительно разница).

Скриншот


Официальный представитель МИД России Мария Захарова пишет: «Судя по всему, YouTube себе приговор подписал. Сохраняйте контент, переносите на российские платформы. И побыстрее». В рамках нашей темы это значит, что мы теряем весь музейный контент, создававшийся годами. Надеюсь, успеют перезалить хоть как-то, хоть куда-то.

10 апреля (воскресенье)

Как арт-индустрия отсеивает попавших под санкции российских олигархов -- businessinsider.com  (сводка)

Ничего больше интересного в западной прессе на этой неделе не вижу, они тоже пережевывали финнов и Дега.

Tags: 2022
Subscribe

Posts from This Journal “2022” Tag

Comments for this post were disabled by the author