Кацусика Хокусай. "Большая волна в Канагаве". 1823—1831.
Лист из знаменитой пейзажной серии «Тридцать шесть видов Фудзи». Это ксилография -- гравюры на дереве, которые выпускались достаточно большим тиражом. Поэтому многие листы этой гравюры отличаются друг от друга по насыщенности и оттенкам. Однако лейтмотив всегда один -- завораживающая, но при этом гибельная спираль всемогущей стихии. (Подробней я рассказывала об этой работе тут).
Кацусика Хокусай. «Сон жены рыбака». 1814.
В то время, как Наполеон шел к своему Ватерлоо, японцы занимались гораздо более полезными для здоровья и нервов вещами. Великий Хокусай, как становится понятно по этим двум листам, одними лишь пейзажами не ограничивался (кстати, если вглядеться, то оказывается, что персонажей на гравюре трое, я вот никогда не замечала этого, наверно потому, что не вглядывалась, не будучи любительницей жанра тентаклей). В 19 веке отпечатки привезли в Европу, и художники (особенно французы и порнографы) были под сильным впечатлением. У Пикассо тоже есть оммаж.
[ Картинка 18+]
Хиросигэ. «Вечерний дождь в Атаке на Великом мосту». 1856—1858
Лист из другой знаменитой пейзажной серии -- «Сто знаменитых видов Эдо», также расходившейся крупными тиражами. Среди больших поклонников этой графики был, например, ван Гог, копировавший их прямо "дословно", но только маслом (о чем я подробней говорила тут). Именно эту страницу из всего многообразия Хиросигэ я выбрала, поскольку именно по ней европейцы-импрессионисты учились рисовать потоки дождя (у академистов и более ранних европейцев с дождем были проблемы, они его не "видели" и не могли воспроизвести).
Огата Корин. "Ирисы". 1710–1716. Музей Метрополитен
Это парные ширмы, покрытые сусальным золотом. Всего их четыре штуки: первая пара осталась в Японии и входит в список Национального достояния Японии (как различать: в ней нет деревянных перил). Вторая пара, написанная несколько лет спустя для какого-то восхищенного покупателя, попала в один из главных американских музеев в 1953 году и, став одним из самых ярких произведений японской коллекции Метрополитена, разошлась с помощью сувениров в масс-культуре. Даже у меня есть шарфик.
Хасэгава Тохаку. "Сосны". Около 1595 года (?). Токийский национальный музей
Это опять парные ширмы, популярный японский жанр, вместо панно.
Когда речь идет об японском искусстве, помимо его красоты и совершенства, обычно потрясают еще две чисто фактологические вещи: как, как они умудрились сохранить столько старинных и хрупких памятников из столь давних столетий? По сравнению с Западной Европой, и тем более с Русью -- что в этих регионах сохранилось от 16 века? Отнюдь не такие шедевры тушью на бумаге. Второе потрясение -- чисто интеллектуальное: как они в столь давние же времена делали настолько сложные интеллектуально и эстетически вещи? Если сравнивать с западным искусством, то до такой лаконичности тут додумаются лишь в конце 19 века (и то благодаря импорту искусства из Японии), а подняться до таких вершин монохромности и изящного жеста сумеют лишь в 20 веке.
Яёи Кусама (р. 1929). "Тыквы" (начиная с 1970-х годов)
Изображения тыкв работы современной японской художницы Кусамы сейчас, в XXI веке, являются одними из самых известных произведений японской культуры. В центре ее картин, как правило, изображены тыквы, усеянные крупными черными точками в горошек, которые она называет «сетками бесконечности», этот мотив встречается в ее творчестве уже много десятилетий. Также тыквы становятся темами ее скульптур и инсталляций, например, недавно в Нью-Йорке в честь нее заворачивали дома.
Хаяо Миядзаки. "Ходячий замок" (2004)
Произведения режиссера Миядзаки (и, разумеется, всей его команды) -- это визуальные шедевры, наследующие все главные эстетические принципы древнего японского искусства. Можно смотреть без звука и не обращать внимание на сюжет.
***
Какие еще японские произведения искусства, как вы считаете, надо включить в этот список? Критерии -- не только красота, но и слава, "влиятельность".
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →