Один из отпечатков гравюры в музейной экспозиции. Бумага уже пожелтела.
Эта работа выполнена в традиционной японской технике цветной гравюры по дереву (укиё-э). Она — первый лист из прославленной серии художника Хокусая «Тридцать шесть видов Фудзи», где в каждом пейзаже обязательно изображена гора-национальный символ Японии. Иногда она занимает весь первый план, как в листе №2 «Победный ветер. Ясный день».
В других листах серии гора практически незаметна, и ее надо специально искать взглядом. Но в «Большой волне» автор особо гору не прятал, она четко видна на горизонте. На самом деле она даже очень важный элемент композиции, потому что её силуэт перекликается с формами гигантской волны.
Зато в извивах волн практически незаметными на первый взгляд кажутся три огромные рыбачьи лодки (коричневого цвета). А ведь на них еще и люди, согнувшиеся в ужасе. Они готовятся к неминуемой гибели от этого страшного цунами.
Нижняя лодка
Это рыбаки. Они занимают три лодки типа oshiokuri-bune, особые скоростные грузовые судна, которые использовались для перевозки живой рыбы из Идзу и Босо на рынки Эдо. Одна лодка могла поднять около 3 тонн и путь занимал 5 часов.
Макет подобных лодок в музее (но с другим количеством весел)
Поскольку известно, что пейзаж изображает префектуру Канагаву, то, ориентируясь на положение Фудзи очевидно, что эти рыбаки счастливо продали свой товар, и теперь возвращаются домой с пустыми лодками и с деньгами — а тут такая напасть!
Вид на Фудзи с моря примерно с той же точки, что и "Большая волна"
В каждой такой лодке должно быть 8 гребцов на веслах, и по 2 человека на носу. То есть всего в этом пейзаже присутствует 30 человек (однако многие из них скрыты от наших глаз).
Ученые подсчитали и высоту волны. Стандартная длина таких лодок 12-15 метров, и если сравнить их длину с волнами, получается, что высота волны 10-12 метров.
Верхняя лодка
Это детали в очень крупном увеличении, сама гравюра ведь имеет небольшой формат. Поэтому Хокусай намечал лица и глаза только черточками.
Левая лодка
Работа так популярна и производит такое завораживающее впечатление, благодаря очень приятному для глаза сочетанию синего, белого и коричневого. А также из-за своих гипнотизирующих круговых ритмов. Посмотрите на более ранний вариант этой композиции Хокусая, он не столь идеален.
А здесь очень важно закручивание. Недаром "Большая волна" и другая прославленная синяя картина — "Звездная ночь" ван Гога настолько похожи по структуре.
Кстати, русский зритель подсознательно знает "Большую волну" практически с пеленок, намного раньше, чем узнает, кто такой Хокусай, и прочую ненужную информацию. Дело в том, что наш великий Билибин тоже был очарован этой гравюрой. И весьма заметно ею вдохновился.
Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане», 1905
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →