Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Дайджест кризисных новостей в мире российского искусства (28.03-02.04)

Как нынешняя ситуация отражается на выставках, музеях, кураторах, меценатах и проч.
Краткая сводка новостей за прошедшую неделю.


Предыдущие выпуски -- по тэгу.





+ потерянная ссылка от 3 марта: Colta.ru НУЖНЫ ЛИ СЕЙЧАС СТИХИ, ВЫСТАВКИ И КОНЦЕРТЫ? БЛИЦ-ОПРОС. Интересные разнообразные мнения, причем примечательно, насколько сейчас, месяц спустя, когда кто релоцировался, кто заморозился, видно, в каком шоке и аффекте говорят эти люди.

25 марта


Аукционный дом Christie’s опроверг раскрытие инкогнито русских покупателей. Об этом в пятницу, 25 марта, «Известиям» сообщили в самом аукционном доме.

Минобороны вручило премии в области культуры и искусства (ТАСС). Путин сравнил атаку на русскую культуру на Западе с происходившим в Германии при Гитлере (ТАСС) В NY Times выходит статья "Путин открывает Второй фронт: культура", где описана речь про Роулинг, канселлинг и проч.

Опять беспокоят хорошего человека Швыдкого: "Люди культуры могут ошибаться, и с ними нужно вести диалог" (Известия)

26 марта

«Такое время. Не может быть альтернативной повестки». Как студентов РАНХиГС учат говорить о войне и сообщать о неблагонадежных преподавателях (Холод). В частности, там есть (вернее, БЫЛ) факультет Liberal Arts. Несколько дней спустя о том же большой материал Коммерсанта.

Продолжаются задержания, осуждения, со штрафами и 15 суток различных художников, своими перформансами, инсталляциями и стрит-артом протестующими против происходящего. Я не собираю в этом списке фамилии, потому что это была бы отдельная громадная работа.

Путин подписал закон о нулевой ставке налога на прибыль для домов культуры (ТАСС)

28 марта

Канал 1artchannel сообщает: Christie’s закрыл московский офис для посетителей. Двое сотрудников этого небольшого отделения, выполнявшего строго представительские функции, находятся дома. Они продолжают числиться сотрудниками компании.

Интервью с куратором Раймундасом Малашаускасом (бывш. куратором нашего венец. павильона).
Итальянский TAN фантазирует, что могло бы быть российским проектом в Венеции в этом году.

Ксения Коробейникова попросила Дашу Остратенко, которая пять лет успешно заправляла соцсетями «Гаража», рассказать, чем запомнились страницы музеев в соцсети. Вот этот ностальгический материал.

Марина Анциперова, Ксения Коробейникова (Esquire): подборка с картинками "Как искусство больше 100 лет становится заложником политики и идеологии"

29 марта

В российском Министерстве культуры очень рабочий день. Пачка новостей:

  • Для возвращения коллекции Морозовых из Парижа в Россию выстроили дорожную карту, заявило Минкультуры России. Любимова добавила, что процесс осложняется проблемами с логистикой. (ТАСС).

  • Минкультуры РФ предлагает увеличить финансирование крупных музеев. В первую очередь речь идет о тех организациях, которые пострадали от сокращения потока иностранных туристов. (TANR)

  • В Минкультуры сообщили, что продолжают работу над проектом Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей (ТАСС)

  • Минкультуры обсуждает возможность создания проекта "Большая выставка", который бы помог региональным музеям (ТАСС)

+ Министерство культуры и Роскомнадзор предложили объединить в единое ведомство (ТАСС). Нет, это не первоапрельская новость.

Немецкий аукционный дом Ketterer Kunst заявил, что уходит из России, в связи с чем возникает вопрос -- кто-нибудь в курсе, что он вообще сюда заходил? При вчитывании в новость становится яснее, что он всего лишь просто забанил покупателей из России, что (как мы знаем из дайджестов предыдущей недели) уже давно сделали многие другие небольшие аукционные дома мира, просто без лишней помпы, в отличие от данного случая, видимо, раздутого тем, кто в фирме за пиар.

А вот реально новость, а не мышиный писк: Sotheby's объявил, что "запретил некоторым своим покупателям из России принимать участие в торгах", поскольку "арт-рынок обдумывает силу своей реакции на обострение ситуации. Надежные источники, близкие к аукционному дому, подтвердили, что заявки больше не принимаются от покупателей из РФ или от российских граждан, основной доход которых по-прежнему поступает оттуда, хотя подробности того, как это [российскость] проверяется, неясны". Представитель Sotheby's сказал, что его московский офис закрыт. Также в статье подробно о том, насколько трудно найти "источник" денег, если там посредники (TAN).

Лондонская галерея Штагер готовит выставку протестного искусства «Абсолютное Большинство?» (Overwhelming Majority? Art, Society and неприличное слово на в in Contemporary Russia). Среди участников как известные российские авторы, так и те, кто решил выставиться под псевдонимами.

Украинские художники объясняют,  в чем сейчас, с их точки зрения, проблема в совместных российского-украинских выставках в духе "мы все вместе против П."

30 марта

Грантовую поддержку от Президентского фонда культурных инициатив получат 1382 проекта из 84 регионов. В текущем году состоится еще один конкурс. Старт приема заявок — 20 апреля. Кроме того, координационным советом было принято решение о проведении специального конкурса на поддержку проектов, направленных на развитие духовно-нравственных качеств и патриотизма. На это из текущего бюджета будет выделено 1 млрд рублей. Он пройдет в апреле-мае.

Кириенко: число проектов по истории и патриотизму выросло на фоне давления на культуру РФ (ТАСС)

Амстердамский Эрмитаж, разорвав связи со своим российским родительским учреждением, переименовывается себя (? или делает серию выставок) в Музей голландского наследия (Hermitage ==> Heritage). В рамках ребрендинга он смещает акцент на голландское искусство (TAN).

Пиотровский дает интервью, рассказывает про слова "блокада" и "бойкот".

‘I Am Afraid. But I Can’t Stop’: Despite Fear of Reprisal, Russian and Belarusian Artists Have Found Ways to Stand Against the W... (artnet)

The Village опубликовал интервью троих представителей творческой интеллигенции, релоцировавшихся из РФ. Позже выяснилось, что в статье они, вопреки желанию спикеров, они выставлены наивными идиотами, видимо, для сбора траффика.

Вашингтон Пост: What it’s like to be a Russian artist now

31 марта

В Москве, несмотря ни на что, открылась третья ярмарка современного искусства Art Russia (ТАСС), а книжную ярмарку non/fiction перенесли на декабрь.

Аукционный дом Christie's, вслед за Sotheby's и немцами на KK, запретил продажу предметов роскоши клиентам из РФ и Белоруссии.

Британские эксперты спросили экспертов по юриспруденции, что вообще эти запреты значат, большая подробная статья (TAN)

Мария Захарова разоблачает двуличие аукциона Christie's (телеканал Царьград)

Наконец англоязычный автор обратил внимание на Храм вооруженных сил -- и осознал его Символичность (католический журнал).

Почтенное издание ArtReview о том, как "Апофеоз войны" Верещагина тоже стал символом (и почему с его репродукцией в руках сейчас не рекомендуется ходить на митинги в РФ).

Продолжают искать, куда русские олигархи благотворительно вкладывали деньги. Вот тут чес по американским университетам "Два года назад в составе Anti-Corruption Data Collective мы с профессором Университета Джорджа Вашингтона Дэвидом Сзаконьи создали исходную базу данных .олигархических пожертвований более чем 200 самым престижным некоммерческим организациям США — от музеев до университетов и аналитических центров". (NY mag, статья под пейволом). Внезапно вспомнили про Блаватника, не попадался он что-то в предыдущие недели.

В шведской прессе выходит рецензия на местную выставку Павла Отдельного под заголовком "А вот такое русское искусство бойкотировать категорически не нужно". У Отдельнова пожилые родственники в Мариуполе, он их ищет.

Многие зарубежные издательские дома приостанавливают сотрудничество с российскими коллегами. Подписанные контракты пока не разрывают, но новые тоже не заключают. The Insider поговорил с издателями о том, почему это станет катастрофой для российского рынка, приведет к быстрой культурной деградации и возвращению пиратства. + Иностранная статья о том же, про экспроприацию авторских прав россиянами.

Университет креативных индустрий Universal University (UU) сообщил о том, что университет получил от своего академического партнера University of Hertfordshire (UH) уведомление о приостановке валидации программ. Фактически это означает невозможность набора студентов на следующий академический год на британский бакалавриат в Британскую высшую школу дизайна, Moscow Music School, Scream School и Московскую школу кино. https://t.me/culturepeople/7746

1 апреля

Заседание комиссии ЮНЕСКО, которое должно было пройти, насколько помню, в Казани, планируют перенести в более приличное место (TAN)

Рубрика "Как там, на арт-рынке?" Мария Москвичева с группой экспертов продолжает публикации в "Московском комсомольце". Сегодня обсуждаем цены.

РПЦ: "отмена" русской культуры на Западе стимулирует развитие отечественных проектов (ТАСС)

Спикер Госдумы Вячеслав Володин призвал бюджетников и деятелей культуры, критикующих действия России, покинуть руководящие посты.

Уорхол, оказывается, успел выпустить ранний портрет В.В. Путина (итал. яз.)

В NT Times статья о каких-то новонайденных доказательствах по Перевалу Дятлову, но мне было лень разбираться, правда это, или тоже первоапрельский розыгрыш. Если розыгрыш, то забавно, что оба замеченных мною пранка в прессе -- именно про Россию, это видно, какой-то предохранительный клапан. Больше в нью-йоркской прессе ничего про наших на этой неделе и не было, как-то перестали олигархи клики, видимо, собирать.

Пятая колонна русофилов в "Гардиан" подолжают свою работу по белому пиару: "Мы канселим Путина, а не Пушкина".

2 апреля

Единый День фольклора в России планируется учредить 17 июля (Минкультуры)

Президент России Владимир Путин объявил 2022-й Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.

Депутат Госдумы от Самарской области Хинштейн призвал лишить господдержки российского художника Покраса Лампаса.

Во французской прессе за коллекцию Морозова отвечает "Фигаро", но ничего нового у них нет, поэтому они реанимируют дохлую темку сборным материалом. Ничего нового, разве что комментарий вытащу сюда: Этот указ не распространяется на частных владельцев, картина Петра Авена теоретически может быть арестована. На вопросы AFP по этому поводу министерства экономики и культуры в субботу утром не ответили. «Все идет своим чередом», — заверил AFP фонд Louis Vuitton в конце недели, указав, что это возвращение работ будет «из музея в музей». + для общего развития материал про "битву" двух французских миллионеров-коллекционеров: Арно против Пино.

Российские олигархи влюблены в западную культуру (и наоборот) (французский текст про пейволом, я не смогла прочесть).

Телеграмм ArtFragment продолжает интервьюировать галеристов: Ruarts - Катрин Борисов: "Какое количество художников, которых представляет галерея, зависит только от результатов художественной деятельности (не имеет другого дохода)? Думаю, две трети". Syntax -- Эльвира Тарноградская; Iragui -   Екатерина Ираги ; Askeri Gallery -- Полина Аскери: "От меня ушли только два украинских художника. Иностранные художники из Америки, Кореи, Франции, Италии, Испании, Доминиканы остались и поддерживают галерею".

***
Общие ощущения от западной прессы: тема им надоела, драмы нет, отменили все уже, что можно. Не видно больше явно "заказных" материалов, или написанных от азарта журналистской охоты. Новостей о поддержке Украины тоже значительно меньше. В российской прессе, по сравнению с предыдущей, крупной аналитики тоже нет, видимо, адреналиновый откат и тяжелые раздумья.

________

Обращаю внимание читателей за пределами РФ, что в связи с актуализированным законодательством РФ здесь невозможно опубликовать ряд иностранных новостей в связи с их содержанием и формулировками.
Tags: 2022
Subscribe

Posts from This Journal “2022” Tag

  • Comments for this post were locked by the author
  • Comments for this post were locked by the author