Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Влияние книги "Откровение Иоанна Богослова" на хэви-металл

Почему в современной рок-музыке (причем самой ненавистной американским христианам), так обильно используются образы из Библии, и конкретно -- именно из книги Апокалипсиса? Объясняет религиовед, доктор философии и священник (американский же).


Metallica posters by StudioSeppuku



Мой адаптированный перевод статьи: Trevor Malkinson. Come Out of Babylon: Heavy Metal Music and the Book of Revelation // Metapsychosis.com (2017)

«Значительная часть мифологии метала вращается вокруг еще более апокалиптического направления христианства, особенно Книги Откровения». — Дина Вайнштейн, "Heavy Metal: The Music and its Culture"

(ПЛЕЙЛИСТ музыки, о которой идет речь в тексте)


Я хотел бы начать с некоторых из лучших строчек хэви-метала всех времен. Они звучат так:

The second angel poured his bowl into the sea,
and it became like the blood of a corpse,
and every living thing in the sea died.
The third angel poured his bowl into the rivers
and the springs of water, and they became blood.
The fourth angel poured his bowl on the sun,
and it was allowed to scorch people with fire.
And there came flashes of lightning, rumblings,
peals of thunder, and a violent earthquake,
such as had not occurred since people were upon the earth.
The great city was split into three parts,
and the cities of the nations fell.
And every island fled away, and no mountains were to be found;
and huge hailstones, each weighing about a hundred pounds,
dropped from heaven on people,
until they cursed God for the plague of the hail.

[Русский перевод]
Второй вылил свой сосуд на море,
и стало оно как кровь мертвеца,
и все живое в море погибло.
Третий вылил свой сосуд на реки
и водные источники, и они превратились в кровь. (...)
Четвертый вылил свой сосуд на солнце,
и солнцу было дано сжигать людей своим огнем. (...)
И были молнии, клики, громы и землетрясение.
Такого землетрясения еще не бывало с тех пор, как появился на земле человек.
Великий город раскололся на три части,
города язычников рухнули. (...)
И обратились в бегство все острова, и гор больше не найти!
С неба на людей пал град с градинами в четыре пуда.
И люди проклинали Бога за напасть... -- (Современный перевод Библии РБО)



Это, конечно, не строки песен хэви-метала, а отрывки из 16-й главы книги "Откровения Иоанна Богослова". Но они звучат как строки песен метала! Поступив в семинарию и углубляясь в изучение Библии, я начал осознавать, что многие образы из Книги Откровения можно найти в текстах хэви-метала. Такие песни, как «The Four Horseman» Metallica и «Number of the Beast» Iron Maiden, были полны очевидных аллюзий, но, исследуя эту связь дальше, я обнаружил, что она гораздо более развита, чем я себе представлял. Решающий момент наступил, когда я обнаружил ветку на сайте Reddit. Топикстартер спрашивал, знает ли кто-нибудь о песнях в стиле хэви-метал на темы из Книги Откровения. В комментариях было приведено, должно быть, семьдесят примеров. Это взорвало мой разум. Какой сокровищницей для исследователя является эта взаимосвязь. И когда я читал тексты песен, названных там, я увидел, что существует гораздо более глубокая связь между древним текстом и этой формой современного искусства, чем я думал сначала.

В последние несколько десятилетий хэви-метал был очень оклеветанной и преследуемой музыкой. Многие считают этот жанр рока ненормальным и опасным. Христианские правые в Соединенных Штатах -- его особенно настойчивые критики и враги. Но чем глубже я изучал хэви-метал и использование в нем образов из Книги Откровения, тем больше я обнаруживал очень примечательную вещь: хэви-метал Книгу Откровения играет по-настоящему. Хэви-метал — это не просто заимствования из Книги Откровения, потому что там есть крутые образы, из которых получаются хорошие обложки альбомов и футболки. Музыка хэви-метала создает точную реконструкцию Книги Откровения. По своему стилю, по своим ценностям, по своему духу хэви-метал воплощает Книгу Откровения в музыкальной форме. Я попытаюсь описать это здесь вкратце.

Для начала давайте послушаем, что Гарри Майер в своей книге «Apocalypse Recalled» говорит о том, что делает Книга Откровения. Он пишет: «Иоанн призывал первых читателей своей Книги Откровения критически осмыслить свою политическую культуру. В частности, он призывал свою аудиторию внимательно взглянуть на экономические порядки в Римской империи и человеческие и экологические страдания, которые она обрушила на мир, как на противоречащие намерениям Бога в отношении человечества и творения»[1] Хэви-метал же аналогичным образом побуждает своих слушателей критически относиться к нынешнему глобальному мировому порядку с его безудержной несправедливостью, неравенством и разрушением экологии.



«Музыка хэви-метала изобилует намёками на несправедливость»[2]. Мы можем вспомнить такую ​​песню, как «And Justice for All» Metallica, с ее строками «Ничто не может спасти вас / Правосудие потеряно / Правосудие изнасиловано / Правосудие ушло». Лирика хэви-метала «затрагивает социально-политические проблемы, такие как гражданские репрессии, экономическое неравенство и эксплуатация, деградация окружающей среды, эвтаназия, казнь, ядерная война, политическая коррупция, религиозная коррупция, слежка, неконтролируемые технологические инновации и война»[3]. Вслушайтесь даже просто в названия этих групп — Anthrax, Nuclear Assault, Celtic Frost, Sodom, Death Angel, Artillery, Destruction, Megadeth. Эти названия не прославляют указанные темы, а вопят о мире, вопят против полного разрушений и войн. В хэви-метале много песен о войне, но вам будет трудно найти ту, которая пропагандирует или прославляет ее — большинство песен о безумии войны и о том, как обычные люди страдают от ее пороков.

Автор "Откровения" использует литературный жанр пророчеств апокалипсиса, чтобы «донести до читателей безотлагательность» своего сообщения о том, что им необходимо критически подумать о своей политической ситуации [4]. Иоанн часто использует «яркие и ужасающие символы», чтобы заставить своих читателей осознать истинную реальность их ситуации. Тяжелый металл делает то же самое [5].  На самом деле, Книга Откровения и хэви-метал имеют много общего, когда речь идет о жанре и стиле. Оба декоративны и сложны. Оба не боятся использовать образы смерти, ужаса, разрушения и насилия. Оба намеренно вызывают экстремальные переживания у своего читателя и слушателя [6]. Оба большие, смелые, яркие и призваны шокировать. Оба мощные, большие, чем жизнь, а иногда и ужасающие. В статье под названием «Апокалипсис ужасов Black Sabbath» Брайан Фрозе пишет, что «Black Sabbath писали музыку и стихи с силой апокалиптического литературного стиля» [7].

Важно помнить, чему служили эти стилистические характеристики. Книга Откровения — это литературная форма сопротивления империи, господству и эксплуатации [8]. Ее основные символы — Дракон, Зверь с моря, Зверь с земли и Вавилон [9]. Музыка хэви-метала стремится сделать то же самое для нашего нынешнего мирового порядка. Ее тексты и обложки альбомов отражают отвратительное лицо современного мира, которому угрожают ядерная война и изменение климата, и который поражен жадностью, неравенством, непрекращающимися войнами и экологическим опустошением. Чтобы изобразить порочность и серьезность этой ситуации, хэви-метал часто использует образы зла из Книги Откровения. Зверь, сатана, антихрист и так далее «служат стенографией» для тех сил, которые в настоящее время разрушают наш мир [10]. Музыка хэви-метала и Книга Откровения говорят о битве между добром и злом, описывая текущее состояние мира.

Глубокий крик боли живет под поверхностью звуковой мощи хэви-метала, и исполнители хэви-метала, похоже, находят утешение в апокалиптических образах, повествующих о том, что нынешний мировой порядок однажды будет сметён. Вот, на мой выбор, четыре примера песен, в которой апокалиптические образы явно используются именно таким образом (хотя выбор намного богаче). Вот группа "Lamb of God" и песня "Reclamation":

Человечество - неудачный эксперимент,
идущий по пути к вымиранию

Только после того, как будет срублено последнее дерево
И отравлена ​​последняя река
Только после того, как будет поймана последняя рыба,
Вы обнаружите, что деньги нельзя есть

Когда небо разверзается,
прольется огонь,
четвертый мир придет к концу.
Нажмите кнопку, зажгите спичку,
почувствуйте, как происходит разлом.


[Английский текст]
Humanity’s a failed experiment
Walking the path to extinction

Only after the last tree’s cut
And the last river poisoned
Only after the last fish is caught
Will you find that money cannot be eaten

As the sky tears open
Fire rains down,
the fourth world comes to an end
Push the button light the match
feel the fault lines detach.


И группа «Avatar» с песней «Hail the Apocalypse»:

Буря приближается к нам,
Все, что было, исчезнет,
Все ваши города утонут в океане.

Приветствую апокалипсис.


[Английский текст]
There’s a storm heading our way
All that’s been will be gone
All your cities will sink into the ocean

Hail the apocalypse.


Группа «Manowar» с песней «Revelation (Death’s Angel)»:

Над обломками вашего смертного мира я стою,
Наступает Суд, принесенный Его десницей.

То, что было предначертано, предсказано во сне,
В видениях, апокалипсис теперь виден.
И все самодовольные дураки, что жили и богохульствовали,
Пьют вино Его гнева,
Умирают со Зверем.

Земля очистится в огненном
Армагеддоне, прозвучит первая труба.


[Английский текст]
Above the wreckage of your mortal world I stand
Judgment passed delivered by his hand

What was written foretold in dreams,
In visions apocalypse now seen.
And all self-righteous fools who lived and blasphemed
Drink the wine of his anger
Die with the beast

Earth be cleansed in a blaze
Armageddon, the first trumpet blows.


И, наконец, «The Black Label Society» с песней «Doomsday Jesus»:

Всадник грядет, завтрашний день быстро сгинет,
Убедитесь, к черту, что ничего не будет продолжаться

Иисус Судного дня
Ты нужен нам сейчас.


[Английский текст]
Horseman roll, tomorrow’s fading fast
Make damn sure nothing’s going to last

Doomsday Jesus
We need you now.


Хотя многие из этих текстов звучат мрачно и антиутопично, хэви-метал разделяет чувство апокалиптической надежды с Книгой Откровения. Эта надежда в Книге Откровения приходит в конце текста с его знаменитым видением нового неба и новой земли, а также Нового Иерусалима, спускающегося на землю с небес (Откр. 21:1-8). В музыке хэви-метала мало что демонстрирует такую же ​​откровенно утопическую оптимистичность, но большинство комментаторов согласны с тем, что использование апокалиптических образов в хэви-метале действительно включает апокалиптическую надежду. Джульет Форшоу пишет, что «изображение антиутопии [в хэви-метале] полезно тем, что оно может мотивировать людей изменить то, что им не нравится в мире. В общем повествовании о нигилизме есть встречные сообщения о неповиновении и надежде» [11]. А Лора Вибе Тейлор утверждает, что «в образах метала, посвященных разрушению и отчаянию, часто лежат семена утопических возможностей, особенно когда такие нарративы возлагают вину за депрессивные и апокалиптические результаты в человеческом обществе и оставляют место для шанса предотвратить такую ​​катастрофу» [12].

Мало того, что хэви-метал разделяет эту апокалиптическую надежду с Книгой Откровения, он разделяет призыв Откровения сопротивляться и отвергать доминирующую культуру и ее имперскую империю. Книга Откровение требует, чтобы ее читатели «переоценили [свою] политическую и экономическую приверженность» [13] и призывает их «выйти» из Вавилона (Откр. 18:4), «Вавилон — это обозначение империи. Большая часть сценария Откровения включает уклонение, отказ от участия, отказ склониться перед Великим Зверем (Откр. 13:7-10; 14:9-11)» [14]. Грег Кэри пишет, что «контримперский сценарий Иоанна призывал сторонников Иисуса к чрезвычайно жесткому сопротивлению»[15]. Хэви-метал призывает своих слушателей поступать так же. В хэви-метале есть вызывающее отношение к силам смерти «вы нас не победите». Есть чувство решимости и дух отстаивания того, кто вы есть и во что вы верите. Поклонники хэви-метала и его комментаторы согласны с тем, что музыкальная форма придает сил. Его описывают как «музыкальную волю к власти» [16], а сама громкость и высокая энергия музыки вселяют вдохновение и жизненную силу в тех, кто ее слушает [17]. Во многих песнях говорится о воине, который противостоит нынешнему антиутопическому порядку и отвергает его. В песне «Children of the Grave» группы «Black Sabbath» говорится:

Так что, дети мира,
слушайте, что я говорю,
Если вы хотите жить в лучшем месте,
распространяйте слова сегодня,
Покажите миру, что любовь все еще жива,
вы должны быть храбрыми.
Или вы -- дети сегодняшнего дня,
Дети могилы, да!


[Английский текст]
So you children of the world,
listen to what I say
If you want a better place to live in
spread the words today
Show the world that love is still alive
you must be brave
Or you children of today are
Children of the Grave, Yeah!


Песня «Judas Priest» «Blood Red Skies» гласит:

Поскольку конец приближается,
гордый, я не поддамся страху

Я буду стоять, я буду сражаться,
Ты никогда не возьмешь меня живым,
Я буду стоять на своем,
Я не сдамся.

Ты не сломаешь меня,
Ты не сделаешь меня,
Ты не возьмешь меня,
Под кроваво-красным небом.


[Английский текст]
As the end is drawing near
Standing proud, I won’t give in to fear

I will stand, I will fight
You’ll never take me alive
I’ll stand my ground
I won’t go down

You won’t break me
You won’t make me
You won’t take me,
Under blood red skies


И песня «Horsemen of the Apocalypse» группы «Saracen» перекликается с этим:

Проснись, наша свобода зовет, борись за право, и ты можешь освободить нас
Проснись, проснись, проснись и героем ты будешь.

Встаньте, создания милосердия, возьмите Библию и идите с Господом
Встаньте, встаньте, встаньте, и святые будут аплодировать.


[Английский текст]
Wake up, our freedom is calling, fight for the right and you might set us free
Wake up, wake up, wake up and a hero you’ll be

Stand up, creatures of mercy, reach for the Bible and march with the Lord
Stand up, stand up, stand up and the saints will applaud.


Книга Откровения также призывает свою аудиторию не поддаваться искушению пути Зверя и упорствовать даже в ситуациях насилия и преследований. Это самая откровенно политическая книга Библии, и использование в ней яркого и резкого языка пытается подтолкнуть читающих ее к выбору верности Агнцу Божьему, независимо от того, с какими препятствиями они сталкиваются. Именно это чувство духа воина, это воодушевление людей противостоять империи и сопротивляться, я думаю, делает Книгу Откровения и хэви-метал важными сегодня.

Мы живем во времена плутократии и тирании, когда правящие аппараты многих государств захвачены большими деньгами. Крошечное меньшинство людей продолжает накапливать непристойное богатство, в то время как социальное государство цинично демонтировано, и миллионы людей предоставлены сами себе. И все это на фоне изменения климата и повсеместного экоцида. Музыка хэви-метала разоблачает эту реальность уже более трех десятилетий, и по мере того, как наша современная цивилизация опасно приближается к терминальному состоянию, мы должны сейчас больше, чем когда-либо, быть наделены силой, которую могут предложить нам интенсивные звуки и образы хэви-метала. И если мы являемся частью прогрессивной церкви, или даже если мы не являемся ею, Книга Откровения может вдохновить нас принять ее решительный призыв противостоять тираническим силам. Если мы сможем когда-нибудь выбраться из Вавилона, нам пригодится и Книга Откровения, и хэви-метал.

Автор: Trevor Malkinson

_________________

[Примечания под катом]
ПРИМЕЧАНИЯ

  • [1] Harry Maier. Apocalypse Recalled: The Book of Revelation After Christendom. Augsburg Fortress, 2002. p. xi.

  • [2] Deena Weinstein. Heavy Metal: The Music and Its Culture. Da Capo Press, 2000. p. 40.

  • [3] Peter Buckland. ‘When all is lost: thrash metal, dystopia, ecopedagogy.’ International Journal of Ethics Education. March, 2016.

  • [4] «Академические библеисты, судя по всему, практически едины в мнении о том, что Иоанн сознательно выбрал литературный жанр апокалипсиса, чтобы донести до своих слушателей безотлагательность своих увещеваний и наставлений». Harry Maier. Apocalypse Recalled: The Book of Revelation After Christendom. Augsburg Fortress, 2002. p. xii.

  • [5] «Однако, кем бы он ни был, что именно он ни написал и что именно ни имел в виду, Иоанн Патмосский мыслил и писал яркими, иногда ужасающими символами, что, без сомнения, является одной из причин, почему художники-визуалисты так притягивались его трудом». Natasha O’ Hear & Anthony O’Hear. Picturing the Apocalypse: The Book of Revelation in the Arts over Two Millennia. Oxford University Press, 2015. p. 3.

  • [6] «Это увлечение [хэви-метала] вызовом у слушателя экстремальных переживаний имеет явное сходство как с самим "Откровением", так и со многими последующими авторами, которые пытались расцветить этот текст. Поэтому неудивительно, что в каталоге группы Metallica есть песни под названием «Четыре всадника» (1983) и «Мой апокалипсис» (2008)». Ibid., p. 239.

  • [7] Brian Froese. ‘Is It the End, My Friend? Black Sabbath’s Apocalypse of Horror.’ Black Sabbath and Philosophy: Mastering Reality. John Wiley and Sons Inc, 2013. p. 23.

  • [8] Greg Carey. ‘The Book of Revelation as Counter-Imperial Script.’ In the Shadow of Empire: Reclaiming the Bible as a History of Faithful Resistance. John Knox Press, 2008.

  • [9] Anathea Portier-Young. ‘Jewish Apocalyptic Literature as Resistance Literature.’ The Oxford Handbook of Apocalyptic Literature. Oxford University Press, May 2014. p. 153.

  • [10] Deena Weinstein. Heavy Metal: The Music and Its Culture. Da Capo Press, 2000. p. 41.

  • [11] Juliet Forshaw. ‘Metal in Three Modes of Enmity: Political, Musical, Comic.’ Current Musicology. No. 91 (Spring 2011). p. 144.

  • [12] Laura Wiebe Taylor. ‘Images of Human-Wrought Despair and Destruction: Social Critique in British Apocalyptic and Dystopian Metal.’ Heavy Metal Music in Britain. Farnham, 2013. p. 89–110.

  • [13] Harry Maier. Ibid.

  • [14] Greg Carey. ‘The Book of Revelation as Counter-Imperial Script.’ In the Shadow of Empire: Reclaiming the Bible as a History of Faithful Resistance. John Knox Press, 2008. p. 170-171.

  • [15] Ibid., p. 172.

  • [16] ‘Let Us Bow Our Heads and Rock—An Examination of the Relationship Between Heavy Metal and Religion.’ http://heavymetalandreligion.weebly.com

  • [17] «Громкость хэви-метала… вдохновляет». Deena Weinstein. Heavy Metal: The Music and Its Culture. Da Capo Press, 2000. p. 41; «В этих культурных контекстах мы обнаруживаем недовольных молодых людей, которые находят индивидуальный и коллективный катарсис, идентичность и ритуалы сопротивления и расширения возможностей в музыкально практикуемой субкультуре, которая делает упор на антиутопию». Peter Buckland. ‘When all is lost: thrash metal, dystopia, ecopedagogy.’ International Journal of Ethics Education. March, 2016: «У других метал-групп есть песни с очень похожими темами, например «Holy Diver» Dio и «The Trooper» Iron Maiden призывают людей бороться за то, во что они верят, и выступать против несправедливых правил истеблишмента. Эти и многие другие песни наделяют молодежь гораздо большей силой, чем религия. Как они это делают? Представляя сообщения в энергичных ситуациях и с помощью энергичной музыки. Христианские церкви этого не делают, поэтому молодые люди тяготеют к хэви-металу, потому что он дает им мгновенное чувство силы и чувство контроля над своей жизнью» ‘Let Us Bow Our Heads and Rock: An Examination of the Relationship Between Heavy Metal and Religion.’ http://heavymetalandreligion.weebly.com




***

Для тех, кто желает научиться ориентироваться в апокалиптических символах,
прячущихся в нашей массовой культуре, я написала книгу

"Апокалипсис в искусстве" (подробно о ней здесь).

Tags: апокалипсис порционно, музыка
Subscribe

Posts from This Journal “апокалипсис порционно” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 12 comments

Posts from This Journal “апокалипсис порционно” Tag