Шуба Деда Мороза белая, но из-за доплеровского эффекта она кажется синей тем, к кому он приближается, и красной - тем, от кого он удаляется. Ведь скорость перемещения Деда Мороза, по расчетам, близка к релятивистской (--arrenk)
Итак, когда же ему дали роскошную шубу навсегда-навсегда?
В прошлый раз мы остановились на том, что в предреволюционное время, плюс 1920-30-е у эмигрантов (т.к. в СССР празднование запрещали) наметился выбор между несколькими вариантами иконографии: "боярином в шубе", "крестьянином в тулупе", и теми дополнительными вариантами, которые предлагали импортные почтовые открытки с самыми разными европейскими вариантами развития типа Святого Николая.
Что же, какой вид искусства, какие художники, стали причиной того, что в нашей визуальной культуре победил именно "боярский" вариант?
Уважаемая kavery
Это показательные свидетельства о том, как процесс кристаллизации шел, исходя сразу из нескольких источников -- и сбоку, от производителей промтоваров, которые интуитивно ощущали, что стоит оседлать новогоднюю истерию (пока она только зарождалась), и снизу, от массовиков-затейников на местах, т.е. в первую очередь матерей в семьях и учителей, которым хотелось радовать детей. При советской власти насаждение уже будет сверху, как официальный праздник (напомню, что обычай ставить ёлку тоже пришел сверху -- от российских императоров, подхвативших его у своих немецких жён).
+ "Рождественский дед" А. В. Смирнова, рис. Б. Зворыкина. Издание Т-ва И. Д. Сытина 1917 (pdf)
selyanka1
***
Но я вернусь к своему сугубо искусствоведческому исследованию, с анализом визуального.
Не охваченным в прошлый раз оказался еще один жанр ИЗО, сильно влиявший на сложение массового восприятия.
Театрально-декорационное искусство.
Недавно я подробно рассказывала, как театр помог сочинить привычного нам Кащея Бессмертного. А здесь, в прошлом году, я подступалась к теме про Снегурочку. Оказывается, что театральные постановки, образы, созданные театральными художниками, персонажи, сыгранные актерами в костюмах и гриме, фотокарточки этих актеров, во 2-й пол. 19 - начале 20 века (до наступления кинематографа) оказывали очень большое влияние. Тем более это важно, что именно актеры (и костюмеры), многие из которых помнили дореволюционное время, потом, при советской власти, будут теми, кто понесет образ Деда Мороза в массы.
Итак, театр.
Важной вехой следует считать 1873 год, когда Александр Островский закончил пьесу "Снегурочка", где фигурировал персонаж по имени "Мороз", который был заглавной героине не дедом, а отцом. К этой пьесе музыку сразу написал Чайковский, и поэтому как отдельное произведение фигурирует его сюита под тем же названием. А в 1881 году Римский-Корсаков написал одноименную оперу. Также был одноактный балет на музыку А.К. Глазунова.
Образы Снегурочки и Мороза, созданные художниками для дореволюционных постановок, отличаются от привычных нам. Снегурочку наряжали в древнерусское (см. по ссылке выше), Мороз тоже весьма самобытен. (Напомню, что мы опять вернулись на несколько десятилетий назад в своем расследовании).
Костюмы для постановки делал, в частности, наш главный визуальный сказочник Виктор Васнецов. Интересно посмотреть, какие варианты Мороза рождались в его сознании.
В. Васнецов. Эскиз костюма к спектаклю по пьесе А.Н. Островского "Снегурочка". 1881
А вот уже знакомый нам тип "крестьянского" Деда Мороза, причем достаточно ранний. На подоле тулупа даже антуражная вышивка "снежинками".
Аналогично, 1882
Более известным, однако, стал другой эскиз
В. Васнецов. Мороз, эскиз костюма для постановки оперы. 1885
Давайте посмотрим, каким видели этого персонажа другие театральные художники.
Виктор Симов. Эскиз костюма к пьесе Островского "Снегурочка". МХАТ. 1900
Н. Рерих. Эскиз костюма для постановки оперы. 1912
Оба варианта выше -- чистой воды славянское фэнтези, изобретательное, но весьма далекое от того каноничного Деда Мороза, которого мы ищем. Традиция фантастического образа Мороза в "Снегурочке" продолжится и в советское время. Художники, в основном, пытаются сделать его необыкновенным.
Анатолий Афанасьевич Арапов. Эскиз костюма Мороза к спектаклю "Снегурочка" А.Н. Островского. 1918
Мусатов Николай Алексеевич. Эскиз мужского костюма. Мороз. "Снегурочка". Харьков, Государственный театр оперы и балета. 1926
Босулаев Анатолий Федорович. Эскиз костюма Мороза к спектаклю "Снегурочкка" А.Н. Островского. Режиссер И. Ефремов. Большой драматический театр им. М. Горького. 1951
Никитин Виктор Александрович. постэскиз персонажа. Мороз. Фильм: Снегурочка. 1952
Епишин Геннадий Иванович Эскиз костюма. Мороз. Для 1-го и 2-го действий. "Снегурочка" (Пост. 1961 г. Балетмейстер В.Бурмейстер. Сценограф Ю.И.Пименов, художник по костюмам Г.И.Епишин). Великобритания, Лондон. Театр Ковент Гарден
Бенедиктов Станислав Бенедиктович Мороз. К весенней сказке А.Н. Островского "Снегурочка" на музыку П. И. Чайковского. Эскиз костюма. 1983
Но бывало ли, чтобы Мороза из "Снегурочки" (пьесы ли, оперы) одевали как каноничного Деда Мороза?
Да, причем достаточно рано.
Вот отличный, если не считать дубины вместо посоха.
Ленский Александр Павлович. Эскиз мужского костюма. Дед Мороз. "Снегурочка" (Музыка П. И. Чайковского, реж. А. П, Ленский). Москва, Новый театр (филиал Малого). 1900.
А вот более фантазийные, разнообразные. Шуба расшита по-всякому.
Федоровский Федор Федорович. Эскиз костюма. Дед Мороз. "Снегурочка". Москва, Московская опера С.И. Зимина. 1901-9
Эти эскизы 1940-х, когда канон уже возник, даю для общего развития.
[ Картинки под катом]
Кожин Михаил Владимирович Эскиз костюма. Дед Мороз. "Снегурочка" (Пост. 1943 г. Реж.-пост.: Просторов И.Н. Дир.: Штейнберг Л.П.). Самара, Куйбышевский театр оперы и балета
Арапов Анатолий Афанасьевич. Эскиз костюма Мороза к сюите на музыку П.И. Чайковского "Снегурочка" А.Н. Островского. 1944-45
Любопытно при этом, что в постановке "Снегурочки" мы находим другого персонажа, более благообразного, который гораздо более похож на каноничного Деда Мороза, чем лохматые хтоничные персонажи на эскизах выше.
Осмелюсь предположить, что на каком-то подсознательном уровне положительный персонаж оперы, царь Берендей, повлиял на сложение "боярского" образа Деда Мороза.
Здесь у него на голове венец на византийский, древнерусский образец.
Варламов Константин Александрович в роли Берендея в спектакле 'Снегурочка' Н.Островского. 1900-е гг.
А вот шапка (кажется, это все еще по васнецовским эскизам костюм).
Эту фотографию, кстати, я нашла в интернете с надписью "Дед Мороз из оперы Снегурочка", что свидетельствует о том, что массовое бессознательное тоже склоняется к такому опознанию.
Леонид Собинов в роли царя Берендея. 1911
Опера «Снегурочка». Берендей - Лемешев С. Я. 1952
К.И.Пиотровский - Берендей в опере "Снегурочка" Н.А.Римского-Корсакова. Спектакль: «Снегурочка». Постановщик: Мейерхольд Всеволод Эмильевич. Премьера: 14.12.1917. Мариинский театр
Если мы посмотрим на эскизы, в которых виден цвет, то очевидна разница -- именно в нем (+ в высоте шапки).
Федоровский Федор Федорович Эскиз костюма. Царь Берендей. "Снегурочка". Москва, Московская опера С.И. Зимина. 1909-1911
На фотографиях же актеров в роли Берендея я ощущаю важный параметр, который перейдет к Деду Морозу, но отсутствует у Мороза из "Снегурочки" -- благообразность, патриархальность, отеческая роль.
Предположение о влиянии костюма царя Берендея -- моя версия, она недоказуема, но мне кажется правдоподобной.
Чтобы закончить с операми, расскажу еще об одной. Она поздняя, и каноничный костюм в ней налицо.
В советское время композитор Михаил Карасев написал оперу "Морозко". Премьера ее состоялась в 1950 году на сцене Большого театра.
Художник Николаев С.Ф. Эскиз костюма Морозко. 1950
А вот как был задуман персонаж экранизации.
Галей Евгений Михайлович эскиз костюма. Морозко Фильм: Морозко. 1964
Киновоплощение, на котором мы видим все каноничное.
По поводу цвета шубы, что из триколора? Голубой (синий) и белый -- цвета снега, остаются самыми популярными, однако красный, который и коммунистический, и традиционный цвет русского народного костюма, со 2-й пол. ХХ века набирает популярность. После введения в тандем Снегурочки, которую никогда не наряжают в красное, а только в холодные цвета, предпочтение красного как цвета мужского костюма в этом дуэте становится более частым, так удобней визуальней, на котрасте. Кроме того, тут забавно вспомнить и традиционную цветовую дифференциацию по гендерному принципу: младенцам-девочкам повязываем розовую ленточку, мальчикам -- синюю; тут она сделала реверс, но все равно присутствует.
Для контрольных замеров используем ватные подъёлочные игрушки (датировка по сайту госкаталога). Цвета там можно найти, в общем, все классические, и видно, что утверждение о том, что "правильный" советский Дед Мороз -- голубой/синий, но не красный -- это современная легенда, возникшая из-за усталости от Санта-Клаусов.
1940-е (Тюменское музейно-просветительское объединение)
1952 (Архангельский краеведческий музей)
Начало 1960-х (Тюменское музейно-просветительское объединение)
1970-е (Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей)
Иллюстрация из журнала "Крокодил".
***
Итак, переходим к выводам.
К 1917 году в русской культуре уже возникли и активно развивались рождественские (новогодние) традиции. Рождественский дед, приносящий подарки, вошел в городской, детский фольклор, изображался на открытках и игрушках, однако устоявшейся иконографии не имел -- существовало несколько вариантов.
Молодое советское государство было атеистическим, и все эти безобразия отменило.
Пока 28 декабря 1935 года не вышел номер "Правды" со статьей Постышева про необходимость праздника, на следующий день было обнародовано решение ЦК ВЛКСМ, предписывающее комсомольским организациям устраивать детские новогодние елки.
Первый номер «Огонька» за 1936 год был праздничным, но Новый год в нем не упоминался. На обложку второго попала одна из первых школьных елок, осторожно названная «костюмированным балом» (источник).
1939. Горшков В.А. Типография «Интурист» Набор фотографий «Веселые каникулы». Дед Мороз и дети. ГИМ
На это разрешение незамедлительно откликнулись художники и костюмеры, детство многих из которых пришлось именно на дореволюционную эпоху.
В своих работах они стали использовать старые варианты иконографии Мороза (Деда Мороза), отряхнув с них пыль.
При этом старик-Мороз потерял свою брутальность и суровость, возможно, это было одной из причин, почему больше не рисуют коричневый тулуп. По сравнению с Санта-Клаусом его фигура обрела большую основательность, другое распределение лишнего веса.
Обложка журнала 1936 года
То, насколько это было необходимо психике советского человека, подтверждает, с какой готовностью образ Деда Мороза стал использоваться везде, как быстро он обрел, скажем так, телесность.
Зима в парке Сокольники. 1938. russiainphoto.ru
Быстро были воскрешены старые обычаи.
Фото из семейного альбома. До 1939. russiainphoto.ru
Развитие же костюма Деда Мороза идет, направляемое требованиями трех жанров искусства:
а) прикладное:
разного рода полиграфия, иллюстрации, игрушки. Здесь царит относительная простота, контрастность, четкость силуэта. (Красный цвет также часто встречается, не только из-за коммунистической идеологии, но и из-за своей выигрышности).
Открытка 1944 года
Пригласительные билеты на елку 1948 и 1949 года
Мультфильм «Новогодняя ночь» (1948)
Это в среднем, бывали и более сложные художественные задачи, например, в серьезной книжной иллюстрации.
б) прикладное-сценическое
под этим я имею в виду многочисленные "новогодние елки", устраиваемые в стране, и работавших на них актеров в ролях Деда Мороза.
Здесь, насколько я вижу, использовался "средний" вариант наряда Деда Мороза -- не крестьянская дубленка, но и не боярская роскошная шуба.
Я думаю, что основной причиной развития этого костюма именно в таком варианте является исключительно ограниченность материального ресурса. Добыть роскошные меха и текстиль для пошива "боярского костюма" было нелегко, тяжело его и кроить. Гораздо проще и быстрее сделать яркий, но простой по крою "стандартный вариант" костюма.
Обложка "Огонька" 1968
в) сценическое (кино- и театральное)
При этом театр, с постановками русской классики и устоявшейся традицией костюмирования, и зависимый от него кинематограф, в первую очередь супер-популярный фильм "Морозко" (1965), имея и ресурсы, и талантливых мастеров, мог позволить себе разрабатывать наметившуюся в Серебряном веке линию "боярского" имиджа Деда Мороза.
Из-за своей дороговизны и сложности в производстве он оставался редким, но при этом был весьма запоминающимся.
В новой России случилось следующее:
- увеличилось материальное благосостояние граждан
- появился доступ к дешевым текстильным материалам (спасибо Китаю),
- стало намного дешевле изготавливать сложные костюмы,
- избалованный зритель стал требовать более яркой, сложной, дорогой картинки
- потребовалось увеличить градус "русскости" из-за обилия импортных картинок с Санта-Клаусом. Поэтому стало востребованным узорочье и прочая этническая антуражность
- стал более явным поп-культ Нового года (под влиянием западной рождественской шопинг-истерии, в том числе),
Официальный российский Дед Мороз из Великого Устюга
К таким выводам я пришла, проведя иконографическое расследование возникновения канонического облика Деда Мороза, имеющегося у нас сегодня.
Вам было интересно?
UPD: из комментов
Занятный момент: и у первого из Берендеев, и у эскизного Морозко в руках "пастуший" (епископский в западнохристианской традиции) посох с навершием в форме крюка — похоже, всё-таки просочившийся "контрабандой" из традиционной европейской иконографии св. Николая. Даже держат "канонически" — крюком от себя. В случае Берендея это получается ещё одним косвенным (хотя и довольно дальним, двухступенчатым япсказал) свидетельством в пользу высказанной Вами идеи о родстве визуальных образов Берендея и Мороза (ну, и Санты, ессессно).
UPD2:
историки кино пишут, что можно было бы добавить ранний киноматериал.
"Снегурочка" Старевича (1914) и "Морозко" Желябужского (1924).
Ранний кукольный мультфильм
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →