![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3338456/3338456_800.jpg)
Праведников Евгений Иванович (1890 - 1940). "Зимняя сказка - Мороз и Снегурочка". 1914. "Тотемское музейное объединение"
Историки культуры, культурологи и проч. достаточно активно исследуют происхождение "культа" Деда Мороза в нашей прздничной обрядовости (коротенько можно тут глянуть), однако нормального исследования именно визуальных составляющих я не нашла. Так что попробую собрать сама, и проанализировать искусствоведческой методой.
Исследователи текстов пишут, что важным этапом сложения его образа явилась запись народных сказок -- Афанасьевым, в первую очередь. Однако отдельная веха 1840 год, когда Владимир Одоевский издал сказку "Мороз Иванович". Затем возникла поэма Некрасова «Мороз Красный нос» (1863). Также популярностью стала пользоваться народная сказка "Морозко" в разных обработках (мы сейчас пользуемся поздней, А. Толстого -- я не нашла точной даты пересказа Толстым, сайт Ленинки самое раннее издание выдает 1940 года, но нам тут нужно дореволюционное).
Давайте взглянем, как иллюстрировали эти дореволюционные сказки, и много ли там привычной нам иконографии Деда Мороза.
Непонятно, насколько часто сказку Одоевского издавали с картинками. Вот единственное, что я навскидку нашла: иллюстрация Владимира Маковского к сказке Одоевского "Мороз Иванович". Первое издание 1871 года, 4-е, с теми же картинками - 1894 (значит, было востребовано). Мороз на этой картинке, однако, с таким же успехом может быть и Одином, и замерзшим Зевсом Олимпийским -- никаких характерных атрибутов.
Сказки и сочинения для детей / [Соч.] Дедушки Иринея (кн. В. Ф. Одоевского). М.: Д. Ф. Самарин, 1871.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3340577/3340577_800.jpg)
Для сравнения -- картина Владимира Боровиковского «Аллегория зимы в виде старика, греющего руки у огня» (1810-е)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/6d/Allegory_of_winter_by_Borovikovsky.jpg/486px-Allegory_of_winter_by_Borovikovsky.jpg)
Но не стоит считать боровиковского старика прямым "русским" предком Деда Мороза. Дело в том, что если не считать тулупчика заячьего, на этой персонификации Зимы ничего русского в иконографии нет. Западные коллеги Боровиковского в 18 веке делали ровно тоже самое.
И. К. де Вермонт. "Аллегория зимы" (до 1761)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c4/Winter_from_Allegories_of_the_Four_Seasons_by_Hyacinthe_Collin_de_Vermont.jpg/746px-Winter_from_Allegories_of_the_Four_Seasons_by_Hyacinthe_Collin_de_Vermont.jpg)
Ж.Б. Ресту. "Аллегория зимы" (до 1797)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/64/L-hyver-de-Jean-Bernard-Restout.jpg/603px-L-hyver-de-Jean-Bernard-Restout.jpg)
Почему именно старик олицетворяет зиму? Это идет из достаточно древней европейской системы символов, где все 4 времена года обозначались разными возрастами человека. За весну отвечают молодые люди, желательно красивая девушка (см. Боттичелли), лето может обозначаться красавицей в расцвете сил (ассоциации с Церерой; или работающим здоровым крестьянином). Осень -- часто это довольные объедающиеся люди (время сбора урожая, Дионис). Ну а зима, конец года, период смерти и увядания, уходящего времени -- это старик, греющийся у огня (также ассоциации с Хроносом, богом времени, изображаемым бородатым стариком).
С. де Вос. Аллегория четырех времен года. 1635
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/32/Simon_de_Vos_-_Allegorical_Scene_-_WGA25332.jpg/788px-Simon_de_Vos_-_Allegorical_Scene_-_WGA25332.jpg)
Это было отступление в формате сноски, объясняющее, что олицетворять зиму стариком -- это старая культурная европейская традиция со времен ренессанса и барокко, а не только "исконно русский архетипический образ".
Вернемся к нашей литературе.
В отличие от Одоевского, с точки зрения иллюстраций некрасовская поэма "Мороз Красный нос" выглядит более многообещающей в наших поисках ранних дедов Морозов.
Однако что предлагает нам Елизавета Бем в 1872 году?
Провалиться мне на этом месте, если это не энт Древобород!
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b1/Moroz_Krasniy_Nos_%281872%29_cover.jpg)
Если же мы взглянем на весь корпус иллюстраций этой поэмы, включая советские, выясняется, что и в ХХ веке отыскать отчетливую фигуру Мороза там не очень просто. Напомню, что поэма Некрасова про то, как одна женщина работала-работала, и ей было очень плохо, она пошла в лес и там замерзла, а перед этим ей явился Мороз-воевода. Иллюстрации к поэме в основном сосредотачиваются на фигуре героини, и Мороз появляется лишь единожды, будто в видении. Иногда он гигант, воплощение стихии.
Иллюстрация Владимира Конашевича (1938) -- типичный пример этой иконографии. Мы можем угадывать тут шубу и шапку (из требуемых атрибутов), но лишь угадывать. По сути, достоверна только борода, да снежная белизна.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3341451/3341451_600.jpg)
Более ранняя иллюстрация Бориса Кустодиева (1921) более конкретна, но тоже посвящена стихии, видению, явлению Смерти в образе Мороза.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b5/Moroz_Krasniy_Nos_VIII_by_Kustodiev_%281921%29.jpg)
Кстати, давайте составим чек-лист образа, список атрибутов каноничного Деда Мороза, истоки которого мы тут ищем:
- борода (седая), усы, мощные брови
- шапка (тканевый верх, внизу меховая опушка)
- длинная шуба мехом внутрь, снаружи "крытая тканью", той же, что и шапка. Цвет -- красный или синий
- шуба может быть украшена вышитыми (?) узорами по ткани, некой аппликацией
- шуба может иметь длинные, прорезные рукава
- пояс (опционально)
- варежки
- посох (опционально)
- мешок с подарками (опционально)
- Снегурочка в эскорте (появляется в советское время, эта веха подробно исследована, вычеркиваем)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3342431/3342431_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3342727/3342727_600.jpg)
На некоторых ранних иллюстрациях встречается тулуп, армяк, короче -- дубленка, коричневой выделанной поверхностью кверху (как на картине Боровиковского выше), но этот вариант не закрепляется. Тут нюанс: тулуп -- это вариант все-таки бедненький, крестьянкий.
А богатая шуба в таком варианте, как у каноничного Деда Мороза, вообще весь его имидж, имеет, с точки зрения искусства, весьма узнаваемый прототип.
Это русский боярин.
"Портрет русского посла Петра Потемкина", 1682, худ. К. Карреньо де Миранда
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/25/P.Potemkin_by_J.Carreno_de_Miranda_%281681-2%2C_Prado%29.jpg/350px-P.Potemkin_by_J.Carreno_de_Miranda_%281681-2%2C_Prado%29.jpg)
Н. Парилов. Эскиз костюма боярина к "Сказке о царе Салтане". 1958.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3342856/3342856_600.jpg)
Именно благодаря этому прототипу в виде боярcкого наряда у Деда Мороза на оторочке шапки появляется иногда треугольный вырез по центру лба. Да в общем-то, именно благодаря тому, что наряды бояр нас фоново окружают с детства в фильмах, мультиках и книжной иллюстрации, мы безошибочно, даже не вдумываясь, отличаем настоящего русского Деда Мороза от перелицованного под него Санта-Клауса.
***
Но вернемся опять к Морозу в книжных иллюстрациях 19 века.
Некрасовский Мороз выпадает из нашего списка атрибутов Деда Мороза банально из-за своего роста -- параметра, который мне даже не пришло в голову включить в лист.
Вот второй вариант иллюстраций к этой поэмы, без главной героини: изображен один гигант, шагающий выше леса ("Идет — по деревьям шагает..."). Некоторые из этих образов действительно имеют необходимые нам атрибуты (шапка, шуба, борода), другие вполне сойдут за концепт-арты к "Игре престолов".
Яков Турлыгин. 1890-е
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8a/Moroz_Krasniy_Nos_by_Y.P.Turlygin_%281890s%2C_GLM%29.jpg)
А.А. Попов. 1916
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/ba/Moroz-voevoda_by_A.A._Popov_%281916%2C_Tver%29.jpg)
Но материала для анализа все-равно недостаточно.
Более полезной по части нормальных картинок оказалась народная сказка "Морозко", пусть и не принадлежащая перу великих мэтров. Видимо, потому что дед тут -- нормальный говорящий персонаж, с репликами, а не пугающая персонификация.
Тем не менее, на иллюстрациях 19 века мы не находим явственного прототипа канона. То, что совпадает профессия, гендер и наличие бороды -- недостаточно.
Здесь корона (западная) очевидно проникла из западных же иконографических источников.
Народные русские сказки в изложении П. Полевого / С рис. И.[С.] Панова. - Санкт-Петербург : тип. и хромолит. А. Траншеля, 1874
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/df/Morozko_by_I.Panov_%281874%29.jpg)
Тут опять проиллюстрирована Хтоническая сила.
Русские детские сказки, собранные А.Н. Афанасьевым / С картинками Н.Н. Каразина. - 3-е изд. - Москва : "Сотрудник школ" А.К. Залесской, 1889.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ec/Morozko_by_N.Karazin_%281889%29.jpg)
Здесь он даже бестелесен, хоть и бородат.
Сказки русскаго народа / текст под редакцией В. А. Гатцука ; рисунки художника Н. А. Богатова. - Москва : Тип. В. А. Гатцук (Д. Чернышевский), 1894-1895.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/84/Morozko_by_N.A._Bogatov_%281894-5%29.jpg)
Очевидный перелом происходит после 1900 года, связанный с прорывом в полиграфии. В обилии появляются цветные иллюстрации, художники тоже (научившись у японской ксилографии, прерафаэлитской книги и французских пост-импрессионистских постеров), начинают развлекаться по-всякому.
К нашей цели мы при этом приближаемся медленно, хотя даже революция уже на носу, давно уже Дед Мороз должен был быть, вроде бы придуман.
Николай Маторин. 1908-10
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f7/Morozko_%28Matorin%29.jpg)
Здесь у Мороза -- олицетворения стихии, даже чудесная корона из сосулек.
Худ. П.С. Афанасьев (1909)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/47/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0_%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BA%D0%BE.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/91/Morozko_by_P.S._Afanasiev.jpg)
Бестелесное существо.
Худ. И. Лебедев (1911, издание 1913)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/55/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BA%D0%BE_%281913%29_01.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/05/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BA%D0%BE_%281913%29_15.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3341798/3341798_600.jpg)
Иллюстрация из той же книги, но не цветная, а графика. Видимо, из-за необходимости в четкости силуэта художник наконец дает Морозу четкую человеческую форму, в отличие от предыдущих листов. Каноничный? Ну, если не считать палицы с шипами в руке (японское канабо), вполне себе канон. Какой год? 1911/1913. Единственное, чего мне не хватает -- так это роста, стати у этого плюгавого мужичонки.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d5/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BA%D0%BE_%281913%29_03.jpg/446px-%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BA%D0%BE_%281913%29_03.jpg)
Издание "Морозко" с иллюстрациями Каррика считается важным, но я тут вижу вообще не Мороза, а мужчонку, которым он притворяется. Лапти какие-то. Не зачет.
Валерий Каррик (1916)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9b/Valery_Carrick._More_Russian_Picture_Tales_75.jpg)
Прервемся с "Морозко" и просто поищем что угодно в рисунках на близкую тему в период 1900-1917 года.
Вот совершенно крышесносная иллюстрация неизвестно к чему 1914 года. Мне сначала показалось, когда мазнула взглядом, что это какой-то современный художник, типа Брома, Фразетты. Ан нет!
Праведников Евгений Иванович (1890 - 1940). "Зимняя сказка - Мороз и Снегурочка". 1914. "Тотемское музейное объединение"
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3338456/3338456_800.jpg)
А вот эта иллюстрация, датированная революционным годом, показывает нам каноничных Морозов, правда две штуки.
С. Ягужинский. Два мороза. 1917
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/ca/Dva_moroza_by_S.Yaguzhinskiy_%281917%29.jpg)
Наконец, на иллюстрации Ивана Билибина мы видим уже почти то, что надо.
Проблема -- что это книга Contes de l'isba 1931 года, иностранная, нарисованная им, когда он был в эмиграции.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c0/Contes_de_l%27isba_%281931%29_-_Le_Froid_3.jpg)
А вот то же самое, но год спустя, тоже эмигрантское.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d0/1932._%D0%91%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D0%BD._%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BA%D0%BE.jpg/481px-1932._%D0%91%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D0%BD._%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BA%D0%BE.jpg)
Билибин повторил удачную композицию предыдущего года, но изменил, сделал более четкой фигуру Мороза. Вот теперь перед нами несомненно именно Дед Мороз. Забавное тут в том, что именно он использовал для этого. Помните выше, портрет маслом боярина 17 века Потемкина, кисти испанского художника Карреньо де Миранды? Потемкин был послом и впечатлил своей экзотической внешностью иностранного художника.
Фигура Мороза с иллюстрации Билибина 1932 года вдохновлена фигурами русских же бояр, членов иностранного посольства в Священную Римскую империю в 1576 году, изображенных с натуры. Гравюра эта сохранилась и очень известна, а историки русского костюма ее просто обожают.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/28/Russian_embassy_%281576%2C_engraving%29_page_1-3.jpg)
Более того, до революции тот же Билибин использовал эту гравюру в качестве источника при работе над костюмами бояр, персонажей оперы "Борис Годунов". Эти эскизы пользовались большой популярностью и были выпущены в виде отдельных открыток.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/79/Ivan_Bilibin_127.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1a/Ivan_Bilibin_-_boyar-costume-design-for-the-opera-boris-godunov-by-modest-mussorgsky1.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/fb/Ivan_Bilibin_093.jpg)
Таким образом мы снова возвращаемся к образу боярина как к источнику, плюс возникает тема театра, о чем далее будет отдельно.
Посмотрите на этот рисунок Билибина для эмигрантской газеты 1925 года. Это явно Дед Мороз, но какая-то беднота: палка простая, деревянная, и кажется, что на нем обычный тулуп. Впрочем, варежки от Burberry/
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a9/La_Russie_Illustr%C3%A9e%2C_N1%2C_1926_-_cover.jpg)
***
Но, скажете вы, зачем вся эта лирика и практически бесплодные поиски, когда можно просто обратиться к сугубо практическому жанру и из него все извлечь. Открытки! Почтовые поздравительные и новогодние открытки! Наверняка именно на них можно узреть процесс сложения канонического Деда Мороза.
Оказывается, нет.
Оказывается, что такой важный жанр прикладной графики -- весьма поздний (для территории России). Первые сохранившиеся почтовые открытки у нас датируются 18 ноября 1895, а на "изобретение" рождественских открыток, которыми пользовался уже весь мир, потребовалось еще несколько лет. Первые русские рождественские открытки были выпущены с благотворительной целью Петербургским попечительным комитетом о сестрах Красного Креста (Община святой Евгении) для получения дополнительных средств на содержание больницы, амбулатории и курсов сестер милосердия к рождеству 1898 года.
Таким образом, если мы хотим считать, что иконографический канон Деда Мороза -- это дореволюционное изобретение, у нас остается весьма мало времени.
Что же творится со стариком, приносящим подарки, на дореволюционных открытках?
Очевидно, что спрос был велик. А художников (и вариантов изображения) не хватало
И видно, что печатники пошли по банальному, столь хорошо нам знакомому сегодня пути пиратства.
Брались западные открытки и переделывались на русский манер, подчас просто с изменением надписи.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3340490/3340490_600.jpg)
Вот для этих открыток даже не стоит искать первоисточниках, человек с нормальными глазами и так видит, что это перелицованные Санта-Клаусы.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3343673/3343673_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3343580/3343580_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3343164/3343164_600.jpg)
Стоит ли считать рождественские открытки, где старик не в красном, а в другом цвете, поисками канона русскими художниками?
Не обязательно.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3344123/3344123_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3344282/3344282_800.jpg)
Плагиат, судя по всему, был нормальным способом работы по обе стороны океана: например, мне кажется, что правая картинка ниже -- американская, а не английская, и явно было какое-то промежуточное звено.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3344637/3344637_800.jpg)
Лишь в некоторых случаях мой
Например, вот тут кадрировка и рисовка, которую в это время любили наши.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3344772/3344772_800.jpg)
Или вот эта, периода Первой Мировой.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3345078/3345078_600.jpg)
С Новым годом! : открытое письмо. - [Петроград : издание Н.И. Бутковской, между 1914 и 1917] (Печатня "Современное искусство"). - Цветная автотипия ; 14,2х9,6 см. (источник)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3345158/3345158_600.jpg)
С Новымъ годом! [Изоматериал] : открытое письмо. - [Петроград : издание Н.И. Бутковской, между 1914 и 1917] (Печатня "Современное искусство"). - 1 л. : цв. автотип. ; 14,2х9,5 см. (источник)
Любопытно (так совпало), что все три примера выше изображают "бедного" Деда Мороза, в тулупчике. Не боярина. На двух примерах видны валенки.
Кстати, а что на ногах у каноничного Деда Мороза? Как-то я не задумалась над этим, составляя список. (Нет, ну понятно что та обувь, которая у актёра была в наличии поприличней, но все же?). Скорей всего, валенки, но какие-то нарядные. Сапоги также могут быть, наверное. В любом случае, из-за шубы не видно.
Александра Архипова пишет на Арзамасе, что Дед Мороз возвратился в советский быт в 1937 году. Но когда же сложился его облик? Когда успел?
Мы увидели, что в 19 веке происходит очень слабое нащупывание канона, что книжная иллюстрация почти не приближается к нему. В почтовой открытке этого тоже не происходит, хотя хлынувшая с запада иконография Санта-Клауса, а также его "родственников", разумеется, начинает влиять на массовые ожидания. Мы увидели, что, если отбросить стихийных духов зимы, первончальным типом скорее был "крестьянин в тулупе", а не "боярин в богатой шубе".
Что же было дальше? Кто окончательно породил Деда Мороза?
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →