Шакко (shakko.ru) wrote,
Шакко
shakko.ru

Category:

Записи по мере перечитывания Бальзака-3

по этому писателю вообще надо гадать, как по "Книге перемен":

"В дополнение к этому занятию была у него другая причуда:
собирать коллекции. Для врачей, склонных к философии, посвятивших себя изучению душевных болезней, пристрастие к коллекционированию всевозможных редкостей является первой ступенью умственного расстройства".

***

"Альбер Саварюс" -- небольшая повесть о том, как в провинции появляется харизматичный незнакомец и что по этому поводу натворила провинциальная барышня. Кстати, первый из текстов в цикле, где заметную роль играют священники.

Именно барышня и является главной героиней. Бальзак, с обычной своей тонкостью, показывает противостояние характеров в семье. Обычного его правила "надо слушаться родителей" и его нарушения в этой повести нет, наоборот, непослушание такой матери, какая в наличии у героини, борьба с этой мегерой и отвоевание у нее независимости вызывает сочувствие.
Мне, кстати, начала нравиться игра "угадай, какую мораль Бальзак вложил в книжку". Здесь она тоже про воспитание, однако не про баловство ребенка и вред от этого (как в предыд. книгах), а про то, что мать забила на воспитание девушки вообще, в принципе. И что это тоже ведет к плачевным результатам.

Однако тут морализаторство писателя, с обязательным воздаянием, настолько искусственное, что последняя страница книги читается, с точки зрения современного зрителя, вообще как награда ей, так все замечательно в жизни "грешницы" устроилось. И только в последнем абзаце, словно спохватившись, Бальзак присобачивает deus ex machina, чтобы кара все-таки наступила. Кстати, это опять взрыв механизма, как и в "Первых шагах жизни", где этот способ был использован всего лишь для облегчения жизни второстепенной героини. Видно, понравилось своей легкостью. (У Бальзака, видимо, проблема с правдоподобными причинами смертей и заболеваний, хоть бы с фармацевтом проконсультировался, штоль, а то сплошное "бегала в саду и заболела чахоткой", "наглотался воды в пруду и получил заворот кишок").

В общем, поскольку постепенной деградации и медленного наказания героини в книжке нет, буду считать этот абзац позднейшим апдейтом, т.к. героиня мне понравилась, несмотря на свое преступление. Очень красиво, безупречно совершенное преступление, эффективное и изящное. Последствия, правда, не те -- но что поделать, барышне всего 17, не просчитала результатов.
Книга, в отличие от предыдущих, кажется, вообще лишена сатирического: в описании провинциальной жизни автор сосредотачивается на том, как работают хитрости, интриги и манипуляции. При этом центральная вставная новелла, на фоне иностранных пейзажей, написанная от лица этого заглавного Альбера Саварюса -- Про Великую Любовь, Которая Превыше Всего.
Страсть эта -- многолетняя, платоническая, с раздельным проживанием в разных странах, да еще в постоянном ожидании смерти одного приличного человека. Циник Бальзак подобного не одобряет, как мне показалось: по его мнению, выходит, честнее перед природой и Любовью, либо вместе бежать, либо жить в адюльтере. По-крайней мере, это настоящие чувства, а не виртуальная хрень какая-то.

Где другой (более ранний автор) воспел бы чувства этой страдающей парочки, Бальзак назначает воздаяние и им. И в данном случае оно опять долгое, продуманное и вызванное конкретными предпосылками и их собственными решениями (в отличие от кейса с внезапным взрывом выше). Так что выходит, именно для демонстрации, к чему именно приводит Великая Любовь, построенная на умозрительных концепциях, эта повесть и написана. Для предостережения романтиков.

+ Но все-таки у меня возникло ощущение, что я чего-то недопоняла. Посмотрела, что пишут иностранные литературоведы (наши-то вообще ничего). По их мнению, оказывается, ситуация с этими романтическими возлюбленными, десять лет в переписке, это чистой воды отношения самого Бальзака с Ганской, которые к тому времени уже долго длились в такой форме. И как раз в этот момент он пережил жуткое разочарование в этой любви, потому что она наконец овдовела, но замуж за него выйти отказалась (это произойдет только лет десять спустя).

И в этой книге Бальзак размышляет, к чему подобные "онлайн-отношения" могут привести. Например, если третий человек (как в данной книге -- барышня-провинциалка) вмешается, к каким катастрофам. Любопытно сравнить идеализированную историю в книге и реальные отношения писателя с полячкой, насколько более красиво он все описывает, возвеличивая. (Например, сам Бальзак за это время прижил парочку детей от посторонних женщин).

Также получается, что беда, описанная здесь с любовью по переписке, она как и в текстах, где он описывает бедность и банкротство (как указывают исследователи -- с мазохистским самокопанием, чтобы напугать самого себя). Тогда получается, что Саварюс, чьи попытки стать знаменитым проваливаются из раза в раз -- это очередная авторская проекция, излитые на бумаги страхи насчет себя.

***

А, как я и думала, он любил Стерна.
И Мольера с Лафонтеном. А еще Рабле. И Вальтер Скотта (которого ругал за то, что все женские персонажи у него как под копирку).

***

"Воспитание девушек является столь важной проблемой (ведь будущее нации — в руках матерей!), что французский университет уже давно старается избегать ее. Вот одна из сторон этой проблемы: нужно ли развивать ум девушек, или же следует его ограничивать?"

***

"А в пятьдесят два года мужчина опаснее для женщины, чем в любом другом возрасте. Именно в эту прекрасную пору жизни ему представляется случай воспользоваться и дорого купленным опытом, и нажитым за долгие годы состоянием. Зная, что владеющая им страсть – последняя, он делается могуч и неумолим: так человек, увлекаемый потоком, изо всех сил вцепляется в гибкую зеленую ветку молодой ивы."

***

А вот одна из книг, с которых можно начинать его читать, если не знаешь, с чего взяться. Недлинная, но при этом весьма типическая.

Повесть "Побочная семья" -- про бедность и любовь, ужасно грустная, как рождественский Диккенс. Отлично написано, реализм рембрандтовский, или даже Хусепе Риберы. Сначала сусальное, нежненькое, только расслабишься, поверишь в хэппи-энд и существование истинной счастливой многолетней любви, а тут автор тебе наковальней по голове, наковальней, а потом еще асфальтовым катком.

Особенно она сильная по сравнению с "Вендеттой" того же года, которая романтически ходульная, с кынжалами и разрыванием рубах на груди. Месть, которая описана тут, намного страшнее. Любовь, которая описана тут, намного сильнее. Но, наверно, в юности это не понять из-за флёра в мозгах, и она покажется сластолюбием пожилого человека.

Ой, да, кстати, никакого хэштега "эйджизмклассиков": Бальзак несколько раз называет 40-летнего мужчину "молодым".

***

Вообще это потрясающе, насколько человек, так проницательный в своим текстах, был таким "лохом в реале". Бедный Бальзак-банкрот.

Tags: бальзак
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments