"Альбер Саварюс" -- небольшая повесть о том, как в провинции появляется харизматичный незнакомец и что по этому поводу натворила провинциальная барышня. Кстати, первый из текстов в цикле, где заметную роль играют священники.
Именно барышня и является главной героиней. Бальзак, с обычной своей тонкостью, показывает противостояние характеров в семье. Обычного его правила "надо слушаться родителей" и его нарушения в этой повести нет, наоборот, непослушание такой матери, какая в наличии у героини, борьба с этой мегерой и отвоевание у нее независимости вызывает сочувствие.
Мне, кстати, начала нравиться игра "угадай, какую мораль Бальзак вложил в книжку". Здесь она тоже про воспитание, однако не про баловство ребенка и вред от этого (как в предыд. книгах), а про то, что мать забила на воспитание девушки вообще, в принципе. И что это тоже ведет к плачевным результатам.
Однако тут морализаторство писателя, с обязательным воздаянием, настолько искусственное, что последняя страница книги читается, с точки зрения современного зрителя, вообще как награда ей, так все замечательно в жизни "грешницы" устроилось. И только в последнем абзаце, словно спохватившись, Бальзак присобачивает deus ex machina, чтобы кара все-таки наступила. Кстати, это опять взрыв механизма, как и в "Первых шагах жизни", где этот способ был использован всего лишь для облегчения жизни второстепенной героини. Видно, понравилось своей легкостью. (У Бальзака, видимо, проблема с правдоподобными причинами смертей и заболеваний, хоть бы с фармацевтом проконсультировался, штоль, а то сплошное "бегала в саду и заболела чахоткой", "наглотался воды в пруду и получил заворот кишок").
В общем, поскольку постепенной деградации и медленного наказания героини в книжке нет, буду считать этот абзац позднейшим апдейтом, т.к. героиня мне понравилась, несмотря на свое преступление. Очень красиво, безупречно совершенное преступление, эффективное и изящное. Последствия, правда, не те -- но что поделать, барышне всего 17, не просчитала результатов.
Книга, в отличие от предыдущих, кажется, вообще лишена сатирического: в описании провинциальной жизни автор сосредотачивается на том, как работают хитрости, интриги и манипуляции. При этом центральная вставная новелла, на фоне иностранных пейзажей, написанная от лица этого заглавного Альбера Саварюса -- Про Великую Любовь, Которая Превыше Всего.
Страсть эта -- многолетняя, платоническая, с раздельным проживанием в разных странах, да еще в постоянном ожидании смерти одного приличного человека. Циник Бальзак подобного не одобряет, как мне показалось: по его мнению, выходит, честнее перед природой и Любовью, либо вместе бежать, либо жить в адюльтере. По-крайней мере, это настоящие чувства, а не виртуальная хрень какая-то.
Где другой (более ранний автор) воспел бы чувства этой страдающей парочки, Бальзак назначает воздаяние и им. И в данном случае оно опять долгое, продуманное и вызванное конкретными предпосылками и их собственными решениями (в отличие от кейса с внезапным взрывом выше). Так что выходит, именно для демонстрации, к чему именно приводит Великая Любовь, построенная на умозрительных концепциях, эта повесть и написана. Для предостережения романтиков.
+ Но все-таки у меня возникло ощущение, что я чего-то недопоняла. Посмотрела, что пишут иностранные литературоведы (наши-то вообще ничего). По их мнению, оказывается, ситуация с этими романтическими возлюбленными, десять лет в переписке, это чистой воды отношения самого Бальзака с Ганской, которые к тому времени уже долго длились в такой форме. И как раз в этот момент он пережил жуткое разочарование в этой любви, потому что она наконец овдовела, но замуж за него выйти отказалась (это произойдет только лет десять спустя).
И в этой книге Бальзак размышляет, к чему подобные "онлайн-отношения" могут привести. Например, если третий человек (как в данной книге -- барышня-провинциалка) вмешается, к каким катастрофам. Любопытно сравнить идеализированную историю в книге и реальные отношения писателя с полячкой, насколько более красиво он все описывает, возвеличивая. (Например, сам Бальзак за это время прижил парочку детей от посторонних женщин).
Также получается, что беда, описанная здесь с любовью по переписке, она как и в текстах, где он описывает бедность и банкротство (как указывают исследователи -- с мазохистским самокопанием, чтобы напугать самого себя). Тогда получается, что Саварюс, чьи попытки стать знаменитым проваливаются из раза в раз -- это очередная авторская проекция, излитые на бумаги страхи насчет себя.