Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Бредни сценаристов сериалов на примере конспирологического боевика Blindspot

У сочинителей сценариев работа тяжелая, понятно, что им не до выверки всяких мелочей и деталечек. Наверно от колик из-за смеха при кинопросмотре особенно страдают врачи и работники силовых структур. Однако искусство (музеи, арт-рынок) тоже привлекает внимание киноделов, слава богу, редко. Что не так с ситуациями, которые попадают на экран, человеку не из отрасли понять порою сложно.

Американский телесериал "Слепое пятно" (Blindspot), посвященный таинственной татуированной красавице и оперативной группе ФБР, с которой она сотрудничает, дал мне много материала для наблюдений. Надеюсь, эти мои профдеформации вас развлекут.





15-я серия 1-го сезона
Выведен "анонимный художник", прототипом которого очевидно послужил Бэнкси. ФБР силами своих аналитиков вычисляет его подлинную личность примерно за три минуты, мозгами и компьютерами проанализировав все его произведения. Оказалось, что на одной из картин изображен вид из его мастерской, как ее и вычисляют. А на 17-й минуте художника там кроваво, кровожадно и бессмысленно убивают, и дальнейшего влияния на сюжет он не оказывает (что доставило мне отдельное удовольствие как новостнику, которому писать про Бэнкси жутко надоело).

Что не так с точки зрения профессионала:
Бэнкси возник на арт-сцене в 1990-х годах. За прошедшие два десятилетия с лишним его не смогли выяснить ни профессионалы, ни любители (которые подчас гораздо въедливей). ФБР-шная трехминутная аналитика по сравнению с азартом этих фанатов - детский сад.
Бэнкси виртуозно отработал технику максимально скрывать свою личность и никогда бы не допустил такой элементарной ошибки, как изображение вида из собственного окна.
Более того, Бэнкси -- это многомиллионный бизнес (продажи на аукционах и проч.), и подстраховки у него, безусловно, много. Многие произведения Бэнкси сейчас наверняка делаются с помощью аутсорса. В общем, поймать его -- это наверно, как поймать всех "Пусси Райот": никогда не узнаешь, кто еще входит в эту группу, и кто еще.

18-я серия 1-го сезона:
На этот раз сценарист решил потоптаться на ограблении музея Изабеллы Стюарт Гарднер.

Кражу, по сценарию, совершил знаменитый искусствовед, успешный преподаватель, профессор, теперь внимание -- бывший морпех армии США, имеющий боевые награды. Ну, бывает, наверное: армия США ведь предоставляет очень широкие возможности для получения в/о своим ветеранам. По совместительству данный товарищ -- еще и самый успешный вор произведений искусства, лучший вор ХХ века. Многостаночники бывают разные, но сценарист явно не понимает, что писать адекватную докторскую, совмещая это с "лучшими кражами мира", не забывая наращивать свой Science Citation Index -- это уже не боевик, а фантастика. Будем звать его IskusstvoVedMan. Судя по внешнему виду актера, музей Гарднер он, кстати, ограбил   в возрасте десять-пятнадцать лет (напомню, это случилось в 1990 году).

Хранит эти картины "самый успешный вор" все эти годы в своем жилище. Ну, просто потому что он их любит.  ФБР собирается забрать эти картины. Но не для того, чтобы отчитаться пафосно о самом громком арт-преступлении США ХХ века. А чтобы выманить на них какого-то абс. проходного арабского чувачка.



ФБР-шники собираются не с обыском и ордерами навестить его и все конфисковать, а "ограбить", для прикрытия. Злодей (напомню, знаменитый искусствовед) носит на шее тревожную кнопку, и если он почует федералов, то сразу на нее нажмет, и все украденные им шедевры сгорят, чтобы не стать уликами. Вот, вот она, настоящая любовь к искусству.

Боевая сцена! Оказывается, IskusstvoVedMan умеет фехтовать катаной в прирожденном японском стиле. Интересно, его в морской пехоте США научили или на кафедре? Надеюсь, что второе.

Затем они продырявливают "Концерт" Вермеера пулькой. И теперь собираются эту дырку (в Вермеере!) за 13 часов отреставрировать. Приходит "лучший художник-реставратор в мире". На вид ему лет 22-23. Он, разумеется, тоже в розыске. За то, что подделал несколько сотен картин. Это же очевидно, что лучший в мире в ремесле реставрации именно этим и должен заниматься. (Естественно, он гей).



Гей-реставратор-поддельщик несет ФБР-шникам невероятную пургу, которой они верят, не пригласив нормального консультанта из музея с репутацией (а зачем? они -- ведь и так самый умный отдел в ФБР). Он говорит им, что чтобы отреставрировать Вермеера, ему надо отсканировать все остальные конфискованные картины. Потому что ему нужно зафиксировать, как они изменились под воздействием света, пыли и проч. После этого он прогоняет все эти картины через портативный сканер, принесенный с собой.

ФБР-шники приносят на встречу с арабом-террористом  "холсты", распечатанные на белой бумаге с огромными полями. "Это фальшаки!", вопит образованный араб. Чем их очень удивляет. Оказывается, гей-реставратор, прогнав картины через сканер (он был с крутящимся валом), подменил подлинники на копии-распечатки.

В следующей сцене начальство ФБР совершенно не ругает команду за утрату картин (пустяки, дело житейское).

Что не так с точки зрения профессионала:
Ой, все такое вкусное.

1) Для начала, ограбление Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне -- это крупнейшее музейное ограбление США, это Святой Грааль, это Янтарная комната. Это, пожалуй, самое важное преступление в США из несвязанных с убийствами. В реальном мире, услышь директор ФБР, что его сотрудники а) вышли на похищенные картины  и б) хотят их использовать, чтобы поймать арабского террориста, он мгновенно затребовал бы дело себе и оставил бы только пункт "а". Пункт "б" я могу представить только если это террорист уровня Бен Ладена. В любом случае, силовикам бы не позволили тут заниматься самодеятельностью, без оперативной специализированной группы. И после провала операции и похищения картин никто бы из начальства не стал бы пожимать плечами и давать конфетку. Скорей случились бы разжалования и увольнения.

В наших реалиях, например, в сериале "Улицы разбитых фонарей", показанный в "Слепом пятне" эпизод выглядел бы так:
-- Товарищ полковник! Мне тут дали наводку, где Янтарная комната закопана. Можно я использую ее, чтобы выманить и арестовать Васю Пупкина?
-- А кто это?
-- Это бывший помощник Мишки Япончика.
-- Давай! Генералу наверх докладывать не буду, чего их по мелочам беспокоить.
(...)
-- Товарищ полковник! Янтарная комната сгорела, Пупкин сбежал.
-- Очень плохо, что Пупкин сбежал!
-- А что генерал говорит?
-- В ответ на мой рапорт сказал "ничего, ну и фиг с ней".

2) IskusstvoVedMan
Древнее клише, по которому эксперт по искусству -- обязательно красавец, а еще желательно и ниндзя. Другое клише, по которому успешный ученый и преподаватель -- одновременно и успешный преступник. Да, бывает, но скорей серийный соблазнитель студенток, чем взломщик сейфов, поверьте мне. Люди интеллектуального труда не любят вот этой всей физической активности. Из музея упереть, где ты работаешь, то, что плохо лежит, подменив копией -- да. По канату между небоскребами ходить -- чем больше у тебя IQ и монографий, тем меньше такого желания.

Противоречие: вор хранит этот десяток картин много лет в своем жилище из любви к искусству -- да, в таком случае я верю, что он глубокий эконом искусствовед. Но то, что он заминировал их, чтобы уничтожить как улики -- такого не может быть. Трушный искусствовед конечностью пожертвует, или даже жизнью, чтобы спасти картину Вермеера. Даже вопроса у него не возникнет. Более правдоподобно эта дилемма показана в фильме "Поезд" (1964), рекомендую.

3) Лучший реставратор в мире.
В возрасте двадцати с лишним лет. Он же -- поддельщик сотен картин.

Сценаристы очевидно путают подделку и реставрацию картин с Олимпийскими играми. Это там  постпубертат -- возраст расцвета и максимальных достижений, а в тридцать уже пора бы на пенсию. В искусствах же, да и в ремеслах -- немножко наоборот. Лучшему в мире реставратору должно быть лет 60 -- опыта уже много, но руки еще не очень дрожат и глаза не совсем отвалились. Лучший в мире поддельщик -- примерно такого же возраста (хотя нет, помоложе: к 60 на нем уже сильно отразился разгульный образ жизни, связанный с большими доходами, чем у музейщика). И это разумеется должны быть разные люди, потому что "лучшим" в отрасли можно стать только с максимальной отдачей (и не изменяя одной отрасли с другой).

Молодым человеком, но с сотнями подделок в резюме, он может быть, только если начал лет в 12 в семье поддельщиков, и навострился зарабатывать ремеслом с младых ногтей. Цифра в сотни, однако, все равно напрягает: маслом подделки делать -- это не на принтере фигачить, у масла слои, они долго сохнут, еще надо правдоподобно состарить. Я не знаю, какая производительность у среднего поддельщика в штуках год, но по хорошему достаточно сделать 1 картину и продать ее за миллион долларов, ну или 2 по пятьсот тысяч, не правда ли? "Сотни" ты штампуешь, если нормально одной заработать не можешь.

Но я согласна, что он вполне может быть геем.

4) Реставрация

Итак, в Вермеера попала пуля, и теперь там дыра. Настоящий бы реставратор ("лучший в мире", что накладывает моральные обязательства и перестраивает мозг), узнав, что давно похищенный шедевр найден, но в таком ужасном виде, сначала бы упал с инфарктом. Потом, услышав предложение отреставрировать это за 13 часов, устроил скандал, и заявил бы, что это года на четыре работы (что чистая правда). Получив отказ и требование приступить к работе, устроил бы тайный слив коллегам с инфой о новом готовящемся преступлении -- потому что заделать дырку в Вермеере таким образом -- это преступление. Если он настоящий музейщик, ему было бы плевать, что ему ФБР за это сделает.

То, как поступает "реставратор" в этом фильме, подтверждает, что он просто -- гопник-уголовник.

Кроме того, невозможно отреставрировать дыру в картине за 13 часов так, чтобы покупатель при осмотре этого не заметил. Да в общем-то, если ты подпольный коллекционер, покупающий краденую картину из музея Гарднер, ту самую, ты возьмешь ее и с дырой, только скидку попросишь. Никакой необходимости судорожно ее реставрировать вообще не было.

5) Подмена

Подмена картин в фильмеце осуществляется так: "реставратор" вставляет их в сканер, они въезжают в него, и там внутри наматываются на специальный вал, а вместо них выплевывается копия. Сценаристы находятся в плену убеждений, что картина (рама + подрамник + холст + грунт + масло + лак) также легко сворачивается, как плакат на бумаге. На самом деле, даже если мы пренебрежем деревянным подрамником-решеткой, это достаточно толстая структура, напоминающая скорее профессиональный линолеум с малой истираемостью. Рулон из него -- толстый. Одна картина заняла бы сканер целиком. А тут их больше десяти влезло!

Из них "Пейзаж с обелиском" Говарда Флинка был написан на деревянной доске. Интересно представить процедуру с наматыванием на вал сканера, ага.

Кроме того, несмотря на то, что показано в фильме "Приключения Электроника", сворачивание картин в рулоны на пользу им не идет, и после этого их необходимо реставрировать.

Не показано, как реставратор вынимал картины из рам, и вставлял потом их обратно в рамы (что он бы не смог). В реальном мире картины просто фотографируются снаружи, специальными фотокамерами. Если надо подробней, то "сканирование" происходит с помощью фотокамеры, установленной на рельсы снаружи картины.

Другая абберация: картины рассматриваются такими сочинителями на мониторе, а не в музеях. Поэтому получается, как в этом фильме, когда персонажи фехтуют тубусами длиной в 50 см, в которые спрятаны картины длиной более полутора метров. Так и тут -- сканер выглядит весьма портативным, а пара картин в реале -- шириной более метра.

2-й сезон, 4-я серия

Авторы продолжают черпать из поп-бессознательного. В качестве сеттинга фигурирует вымышленный Aebly Museum of Art, судя по спиральному пандусу, в девичестве Музей Соломона Гуггенхайма. Там происходит вечеринка для спонсоров-миллионеров. ФБР знает, что там будет нападение террористов. Внедряет своих агентов в толпу, а также предупреждает охрану музея.
И вы представляете, директор музея и начальник охраны не отменяет все эту веселуху нафиг. Наоборот, миллионеры продолжают дефилировать с бокалами с шампанским между экспонатами. А агенты зыркают, рыскают, а террористы крадутся, нападают исподтишка!

Еще из элементов фантастики: все двери в подсобки, служебные помещения и фондохранилища отперты. И миллионеры там обжимаются с девками, а преступники душат случайных праздношатающих. Вот прямо под полками с артефактами миллионной стоимости, вот.

Но вот наконец-то показали запираемые двери (в первый раз! Это в американском-то музее, набитом сокровищами антиквариата). Правда, фбршная айтишница открывает ее нажатием кнопок на мини-ноутбуке в клатче. Затем мускулистая черная и мускулистая белая женщины дерутся. Одна метнула нож в картину и пронзила ее! Выдыхаем, это не Вермеер, а буддистская танка, вагоны их. Они разнесли весь зал тибетского искусства! И дерутся какими-то длинными алебардами, выдрав их из витрин!

Оказывается, преступница проникла на вечеринку в коптском саркофаге из Египетского музея, который только вчера привезли с таможни! (и сразу поставили на вечеринку для спонсоров, даже пыль не вытерли и тараканов не потравили, вот так бывает, да). Ей не пришлось выламывать дверь фондохранилища подвала, а жаль. Такой нюанс упустили.

Убили в итоге одного спонсора музея, и искусствоведку, специализировавшуюся по Африке. Преступницу нашли по отпечаткам, которые она оставила на алебарде (знание про них в ее метавселенной, видно, еще не изобрели). Убитая искусствоведка оказалась посредницей между ЦРУ и африканскими террористами, она причем обманывала обе эти "фирмы". Американские искусствоведы самые крутые, да. Нет, чтобы просто антиквариатом торговать. Выясняется, что ЦРУ ежегодно использовали этот меценатский прием для прикрытия. Потому что на нем африканские террористы, их подельники, не выделялись из толпы (толпы миллионеров, ясен пень).

Что не так с точки зрения профессионала:
Спонсорская вечеринка в музее -- мероприятие, сравнимое по важности с высадкой союзников в Нормандии. Директор музея, особенно частного -- человек со стратегическим мышлением уровня маршала. При новости, что кого-то из спонсоров тут могут убить (что и прозошло), директор наверняка бы отменил все. Музейщики люди опасливые, паранойики: деньги им нужны, а вот похвала от ФБР -- вообще не зачем, крышу на нее не починишь, новые экспонаты не купишь.

Ситуация, при которой гости вечеринки, преступники и полицейские могут шлятся по любым закоулкам музея, включая пустые залы и фонды -- это фантастика. Музейщики ненавидят посторонних людей и максимально ограничивают свободу их передвижений, т.к. знают -- все, что может быть сломано без присмотра -- будет сломано. Или украдено. На вечеринках в музеях запирают и загораживают любой тупичок, куда вип-гость может притулиться вздремнуть, посидеть, потошнить. В фильме же персонажи шляются по всему зданию, как по ярмарке народных промыслов ВДНХ. Я смотрела на эту вольницу, как на динозавров в Jurassic park'e, с чистым восторгом.

***
В след. серии вернулся мужик, укравший Вермеера и проч., вернулся к ФБР дружить, и они даже не спросили его, куда он все дел.

Дальше не описываю, т.к. под конец второго сезона я бросила смотреть, так как все оказались друг другу родственниками, а меня такое в процедурал-боевиках напрягает. Но героиня красивая, и татуировки отличные.




Tags: кино и арт-критика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 78 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →