Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

Записи по мере перечитывания Бальзака-2

Итак, на очереди следующий роман -- "Модеста Миньон". Опять-таки прелестен и полон сатирического издевательства надо всеми подряд. Как я этого не замечала при прочтении Бальзака в юности? Видела только Великую Любовь и Страшные Драмы. Теперь же в основном ржу как конь над эпитетами, репликами и паузами в сценах.
Что до сюжета и стоит ли читать:
стоит, особенно если вы любите А. Толстого, "Хождение по мукам", ч. 1 "Сестры".
Представьте себе фанфик, в котором действие происходит не в предреволюционном Петербурге, а во Франции 1829 года. Но зато тоже есть Даша Булавина и поэт Бессонов, в которого она все также влюбляется (старшая сестра тоже есть, но она сразу умирает от разврата). Юная героиня вступает с поэтом в переписку, влюбленная заочно. Он, как оказывается, тоже не прочь воспользоваться ею.

Но в данном случае автор, вместо того, чтобы разбазаривать страницы на всякие боковые завихрения и "писать панораму жизни", полкниги планомерно и точечно оттаптывается лишь на одном самовлюбленном поэте, привыкшем очаровывать дев, как будто только для этого книга и написана (как обычно бывает с фанфиками). Он топчет его и топчет, обсмеивает. Просто размазывает, с таким искусством и изяществом, что невозможно оторваться от чтения.
Я надеюсь, у этого бальзаковского поэта не было 100%-узнаваемого прототипа, потому что после такого ему оставалось только утопиться.
Ах, да, любовная романтическая линия с каким-то другим мужиком тоже есть, но он тоже, как Телегин, сугубо положительная няша, и драмы не особо создает.
Чем роман кончается, пока не знаю, не дочитала.

***

В комментариях в книге пишут, что прототипом поэта иногда называют Ламартина, хотя более вероятна кандидатура Альфреда де Виньи.

Что характерно, бывший полковник наполеоновских войск тоже есть. Не знаю, как насчет пост-травматического синдрома, но с 1815 по 1829 год он дважды создает бизнес с нуля.

Причем история с почитательницей таланта и анонимной перепиской еще классная по-фрейдистски, потому что сам Бальзак в этот момент в переписке с Ганской-то. И она сюжет-то и придумала.

***

А, помните ту 38-летнюю герцогиню, красоте и ухоженности которой завидовала 18-летняя дочь? в данной книге, со слов уже автора, оказывается, что ей на самом деле около 48-50 (что логично, т.к. у нее еще два старших сына было).
То есть она даже родной дочери верный возраст не называла, молодчина.

***

Бальзак с необыкновенной жестокостью показывает, насколько хорошеет самая прекрасная девушка, когда у нее оказывается не 1 миллион, а 6.

***

Надо сделать перерыв с Бальзаком, пойду поищу что-нибудь про людей более наивных и целомудренных.
О, вот как раз жзл Лили Брик нечитанная.

UPD: Соня, зря.

***

Итак, персонажу настоятельно необходима тысяча франков, и он пытается придумать, где их достать.
I'm happy again.

***
В этот раз главный герой наконец не девица, а потешный недоросль. "Первые шаги в жизни".

Нищета - это тяжкий и длительный недуг, считает писатель.

"Упаси вас Бог выходить за красивых мужчин, подающих надежды!"

"— В конце концов, — сказал Мистигри, — время не волк, в лес не убежит.
В те годы в мастерских живописцев была мода переиначивать пословицы. Каждый старался, изменив несколько букв или найдя более или менее похожее слово, придать пословице нелепый либо потешный смысл.
— Семь раз отмерь, а один проманежь, — подхватил его учитель."

***

очень забавно описано, как молодые люди считают 57-летнего дяденьку с усталым опухшим лицом - глупым, потому что он старый и "некрасивый". Действительно, они ж не понимают, что ровно наоборот.


***

"Первые шаги в жизни" -- шестое произведение Бальзака в цикле, и вот первое, которое не пролюбоффф. Оно про темы, которые, как ты понимаешь с возрастом, еще более интересны -- деньги, глупость и хвастовство. Не знаю, читал ли Бальзак английские сатирические романы, не знаю, любил ли их, но мне померещился тут отчетливый привкус именно британской сатиры (кстати, "Записки Пиквикского клуба" вышли всего шестью годами ранее). Впрочем, я вообще плохо знаю историю французской литературы: что там было до? Дидро, Вольтер, де Ланкло? Другая тональность... Тут все-таки больше Мольера, если б тот писал прозу. Ууж очень приземленная, конкретная сатира.

Экспозиция, как обычно у Бальзака (это недостаток) -- нудновата и излишне подробна, настолько, что очень долго и не понять, кто именно главный герой книги. Это часто повторяется в разных его текстах, и на этом ломаются новички. Но надо просто настроиться на медленную дегустацию. И вот, наконец, он расписывается, и сюжет мчится в карьер, с характерами и диалогами, повергающими (по крайней мере, меня) в гомерический хохот. Искрометно.
В провинциальный дилижанс случайным образом попадают несколько человек самого разного возраста, достатка и социального положения. То есть, это они думают, что случайно, и что эти попутчики им больше не попадутся -- поэтому начинают самым убийственным образом хвастаться и сплетничать, разыгрывать друг друга. Основная часть книги разворачивается именно внутри кареты (жалко, по этому не сделали пьесу). Затем интермедия, рассказывающая, что вытекло из этой поездки для ключевых персонажей. А потом -- вторая поездка, но спустя 14 лет. Такая красивая симметричная композиция.

Другая особенность книг Бальзака (которую в юном возрасте я тоже не замечала) -- это отчетливая мораль. Он берет какой-то недостаток, порок, смертный грех, и строит сюжет вокруг него (или их, если взят комплект). Пока самым популярным грехом было "не слушаться родителей" (4 раза), "слишком баловать своего ребенка и таким образом вырастить чудовище" (2 раза), "не пытаться разобраться, как устроен брак и отношения МЖ" (2 раза), "тратить деньги на фигню" (1 раз). Эти пороки в конце обычно получают наказание. Ярко выраженной морали не было только в "Кошельке" -- забавном рассказе-виньетке. Возможно, Бальзаку это нравоучительное, как писателю, требовалось психологически или пиарно, чтобы не критиковали за "бульварщину", "желтизну". Или это наследие классицистического романа-нравоучения 18 века?

Однообразие этих обличаемых пороков, честно говоря, немного начало надоедать. (Впрочем, при прошлом заходе чтения я вообще эту идейность не замечала, если честно). В "Первых шагах в жизни", ради разнообразия, выданы новые грехи -- обличается хвастовство, вранье, сплетничанье и непредусмотрительность. Нетипично и то, что все -- на примере исключительно мужских персонажей, что тоже внесло разнообразие.

Порок "слишком баловать своего ребенка" тут тоже есть, но в конфигурации, которой раньше не было -- "нельзя скрывать от своего ребенка, что вы живете практически в нищете и ты убиваешься вусмерть, чтобы у него хоть что-то было". Бальзак показывает, что это скрывание ведет к тому, что дитё бедняка вырастает баловнем, словно в семье аристократа, и таким же бессмысликом, привыкшим ко всему готовому. Аналогичные ситуации мы наблюдаем и сегодня в РФ, в ситуации с матерями-одиночками, у которых сыночки-корзиночки выкатывают к жизни нехилый вишлист.

Также Бальзак любит параллельно дать второстепенного героя, который все делает "правильно" и этим оттеняет. В "Первых шагах..." это коллега сыночки-корзиночки, который с детства знал, что в семье денег нету, и вытащил себя из низов.

У Бальзака, кажется, возмездие не настигает оступившегося персонажа ВНЕЗАПНО: нет, он подробно показывает в каждой книге, как герой дошел до жизни такой, какие решения привели к этому падению, как он скатывался. Наказание у него тоже -- не удар молнии, а долговременное размазывание асфальтовым катком, с садистским любованием. Иногда лайтово, в "Модесте Миньон", над поэтом Каналисом, когда просто издевательство и душевная травма от потери шести миллионов. А вот тут персонажу автор конечность даже оттяпал, и только потом простил.

Дополнительная прелесть -- бытописание жизни Франции, которая приспосабливается существовать после того, как Наполеон перевернул ее.

Tags: бальзак
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Золото и коты

    К моей подборке кошачьих следов на манускриптах — история от художницы-комиксистки: ... Я решила освоить поталь — это имитация сусального золота,…

  • Божественный бас

    Описание голоса протодиакона Холмогорова, которого называли "вторым Шаляпиным" и с которым он не сравнялся в славе, по мнению…

  • Прижизненные портреты Марины Цветаевой

    Накопилось разное, время собрать это в одном месте: 1) Худ. Магда Нахман: Прижизненный портрет Марины Цветаевой передали в её дом-музей. +…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 8 comments