Любопытная выставка открылась в уютном длинном зале галереи "Артефакт" на Пречистенке. Три известных современных художника -- Ватагин, Литичевский и Колейчук (а также его мастерская -- Анна Колейчук и Вадим Таллеров), размышляют тут об узнаваемых образах русского авангарда ХХ века и о том, как его символы преобразуются в искусстве в наши дни.
Одна часть экспозиции посвящена Вячеславу Колейчуку, увы, скончавшемуся в 2018 году. Только что в Третьяковке закончилась посвященная ему выставка, где его завораживающие объекты из самых разных материалов сочетались с полотнами соцреалистов, придавая им совершенно новые интонации. Некоторые из тех экспонатов (или их аналоги) теперь можно увидеть здесь, что являтся прямо-таки прекрасной возможностью.
На выставке, что важно, представлены предметы обычно редкодоступные -- из частных собраний, собственности авторов или семей художников.
Некоторые из представленных объектов -- это не сам Колейчук, а работа его "Мастерской" -- Анны Колейчук и Вадима Таллерова. В ряде созданных ими объектов использованы подлинные заготовки Колейчука, доработанные ими.
То, как Колейчук развивает идеи мобилей и сложных конструкций наших авангардистов -- крайне увлекательное зрелище, упражнение разума.
Вадим Таллеров, "Суперложки", 2011
Вторая часть проекта называется "Рождение Авангарда из Духа Кричащего Облака и Зрячего Слуха" Георгия Литичевского. Специально для этой выставки Литичевский выполнил 22 листа, на которых начертал, с веселыми картинами (напоминающими моего любимого "псевдохармса" Пятницкого) всю историю русского авангарда.
В экспозиции эта летопись представлена не на бумаге, а на ткани. Читать то, как он мифологизирует и одновременно превращает эту историю в карикатуру -- очень любопытно.
Наконец, самая яркая и поразительная часть этого проекта -- деревянные скульптуры Николая Ватагина. То, что он делает с русскими писателями, я уже как-то показывала здесь (она хорошо известна). Теперь же полностью целиком представлена его серия портретов уже не писателей, а художников. Серия заказывалась галереей в течение нескольких лет и вот наконец она как бы закончена.
С русалкой например, Шагал, очень милый.
Дама это Александра Экстер (2018).
Угадывать, кого изображают остальные фигурки, знатокам искусства, думаю, доставит большое удовольствие. Впрочем, в тех случаях, когда дамы обнажены, это все-таки сложнее делать.
Степанова и Родченко
Некоторое время назад в "ГРОСарте" побывали сотрудники Пермской государственной художественной галереи и испытали небольшое потрясение, вызванное, конечно, их региональной жанровой профдеформацией. Так что недавно этот проект побывал в Перми, эпицентре русской деревянной резьбы, причем он показывался как совместное детище Перм. галереи, Дягилевского фестиваля и ГРОСарта.
Татлин и Малевич
Лентулов и Любовь Попова
Гончарова и Ларионов
Бурлюк
Крученых
Он тратит очень много времени на отделку физиономий своих персонажей, и, когда вглядываешься, эмоциональный накал, характерность этих лиц поражает.
Филонов и Кандинский
Ольга Розанова
Конечно, это лубок, но это такой постмодернистский лубок, и с большим чувством юмора.
***
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ в рамках выставки (Подробнее на сайте https://artefact-gallery.ru/russianavangard)
В среду, 15 декабря, в 19.00. Паблик ток с Сергеем Хачатуровым, ведущим художественным критиком, доцентом кафедры истории отечественного искусства истфака МГУ имени М.В. Ломоносова. В нем также принимают участие художник Георгий Литичевский, со-куратор, художник и наследник творчества отца Анна Колейчук, кураторы выставки Елена Грибоносова-Гребнева и Елена Осотина.
Лекции на выставке «Столпы русского авангарда»:
Мария Липатова
- 19 декабря в 20.00 — «Татлин и Малевич. Главные и первые реформаторы театра»
- 16 января в 20.00— «Театральные эксперименты художников начала ХХ века»
- 26.12 в 20.00 – «Модный авангард»
- 15.01 в 20.00 - "Авангард. Миф о свободе"
***
До 19 января 2022 года
https://grosartgallery.com/
https://artefact-gallery.ru/
Москва, ул. Пречистенка, 30/2