В залы музея со всех краев России собрали около 80 произведений самого мастера, а также наиболее любопытные работы его учеников, включая Григория Сороку. В заголовок выставки кураторы выбрали слово "тишина" -- выбор этот удачен, действительно, прогуливаясь по выставке Венецианова, ты попадаешь в медленный, нежный и очень тихий иной мир, при этом такой родной нам.
Экспозиция разместилась на третьем этаже Инженерного корпуса (этажом ниже до 9 января идет выставка "Фотограф Николай Андреев. Мастер пикториализма" раннего русского фотографа, куда тоже очень рекомендую заглянуть).
Как извинялись кураторы на презентации, им хотелось собрать "всего" Венецианова, но из-за ковида даты открытия выставки пришлось переносить. Из-за этого сроки ее проведения совпали с проектом "Мечты о свободе" (в ГТГ уже закончилось, я рассказывала здесь), которая сейчас идет в Дрездене; на ней гостят несколько хрестоматийных полотен Венецианова, включая "Лето" и "Спящий пастушок".
Конечно, жалко, что выставка из-за отсутствия пары "хитов" не полна, однако мы их отлично знаем, и потом можем посмотреть в постоянной экспозиции. А здесь теперь мы можем увидеть множество работ Венецианова, которые обычно таятся в фондах ГТГ и ГРМ, или находятся в еще более дальних городах.
Ранний период творчества Венецианова (зал сразу справа): из забавного тут две копии эрмитажных картин, выполненных Венециановым, одна -- с Мурильо, другая с Луки Джордано. Уровень весьма хорош (1811 год).
Эта французская картина кисти Ф. Гране "Внутренний вид хоров в церкви капуцинского монастыря на площади Барберини в Риме" (1818, ГЭ) весьма важна для истории русского искусства. Венецианов, увидя ее, был поражен тем, как здесь устроен рассеянный свет. И начал свои эксперименты над интерьерной живописью. Результатом их станет "Гумно", выставленное тут напротив.
А вот продолжение темы гумна - одноименная картина кисти Григория Сороки (1843?, ГРМ). То умение видеть свет, которому Венецианов учил своих учеников, необыкновенно (не побоюсь этого слова) прелестно и мило.
Венециановских маленьких шедевров очень много, но мне бы хотелось показать вам и те работы его учеников, которые не на слуху. Жемчужный колорит оказался у этого "Крестьянского мальчика с лучиной" (начало 1830-х, ГТГ) кисти Лавра Кузьмича Плахова.
Несколько произведений, как это, прибыло из Дворца Конгрессов в Стрельне (из дара Алишера Усманова, то есть это должна быть бывшая коллекция Ростроповича-Вишневской).
Неизвестный художник. "Маленький мальчик, надувающий мыльные пузыри". Дворец Конгрессов в Стрельне
Неизвестный художник. "Солдат и крестьянская девушка". Оттуда же
Из закромов достал своего Венецианова и ГМИИ им. А.С. Пушкина, что удивительно. Причем это вещи не из Отдела частных коллекций (как обычно это там бывает с "русскими" вещами), а сложнее. Например, этот "Васютка с Максихи" был подарен императором Николаем I своему тестю, Фридриху Вильгельму III Прусскому, который держал милую картину в своем рабочем кабинете в замке Бабельсберг в Потсдаме. В Пушкинском музее она, соответственно, с 1946 года.
Целая стена отведена пейзажам Григория Сороки, одного из любимейших моих русских художников, хрустальной чистоты живописца.
Фрагмент одного из его пейзажей.
Второй, крупный зал, наполнен более парадными произведениями. При входе нас встречает хрестоматийное, из учебников. В отличие от большинства других картин "из учебников", которые я, очень усталый от искусства человек, могу охарактеризовать только ёмким глаголом Владимира Алексеевича Гиляровского "обрыдло", эта все также продолжает наполнять душу теплом и спокойствием. Как он этот делает, Венецианов?!
"Крестьянская девушка с башмачками в руке" (1844, ГРМ) -- это же почти Мадонна. О! Вот, поняла, тишина и безмолвие Венецианова -- оно такое же, как у итальянцев Проторенессанса. И его девушки с серпами и молотилками -- это наши святые девы и богоматери, только вместо золота на фоне -- рожь или сенокос.
В этом зале работы Венецианова тоже перемешены с произведениями его школы. Известно, что часто на их работы продавцы ставили его фамилию, чтобы дороже продать. В советское время искусствовед Татьяна Алексеева провела большую работу по разделению "очень большого наследия Венецианова" на "просто большое наследие Венецианова" и много-много маленьких наследий других очень хороших художников, приобретших свою индивидуальность для нас, зрителей.
В этом зале есть еще Сорока, вот фрагмент одного из его пейзажей, опять вид имения Островки.
Отдельная группа -- маленькие и уютные картины, изображающие интерьеры. На этой картине Капитона Зеленцова человек гладит собаку. Вам тоже кажется, что на настоящую собаку у живописца не хватило навыка, и он написал увеличенную фарфоровую статуэтку?
Фрагмент другой картины того же автора. Все это образец жанра Zimmerbilder ("портреты комнат") изобретенного немцами в это время. Очень люблю уютность картин подобного рода.
Еще одна комната кисти Капитона Зеленцова. Надо, пожалуй, изучить его наследие поподробней.
Это моя любимая "Диванная" из Псковского музея работы анонимного автора. Буду выкладывать её крупно фрагменты, а также другие некоторые экспонаты деталями в свой инстаграмм, кто не читает, следите.
Евграф Крендовский. "Сборы на охоту".
К выставке издан каталог, в который, что очень хорошо, вошло еще больше работ, чем представлено на выставке. Например, там напечатано несколько известных картин Александры Венециановой, дочери художника, писавшей в манере отца. А вот ее портреты, один из них с сестрой.
И хрестоматийные "головки" Венецианова оказывается рассматривать чрезвычайно интересно. Он обладал удивительным сочетанием гармоничного совершенства с какой-то "неловкостью", крайне обаятельной застылости, которая обычно у примитивистов и примитивов бросается в глаза из-за отсутствия поставленной руки. Венецианова причислить к их числу нельзя, он мастер высочайшего уровня. Но при этом, в отличие от многих художников начала 19 века, он не прошел выучки в Академии, его не ломали под "общий" холодный академический стандарт. Учеба у частных преподавателей, не на конвейере, пошла ему на пользу и сохранило это обаяние его кисти.
"Сенокос" Венецианова. Вглядитесь в его детали, далее даю крупно.
Отдельный раздел выставки посвящен портретам.
Капитон Зенцов. "Мальчик с кувшином". ГТГ
Даже, можно сказать, парадным портретам.
Григорий Сорока. Портрет А.П. Милюковой. ГИМ
Здесь девушка с васильками сопоставлена с портретом дворянки на заднем плане ровно в той же позе, думаю, намеренно. Ловить переклички интересно.
А. Венецианов. "Спящая девушка". Нижегородский художественный музей
На этой стене выставлены две нетипичные работы Венецианова, во-первых, они больно яркие, во-вторых, на сложносочиненный сюжет: одна посвящена причащению умирающего, вторая -- проводам рекрута в армию.
Покинув большой зал, не забудьте заглянуть в маленький зальчик, спрятавшийся внизу слева. Туда целомудренно запхнули венециановских "венусов". Известно, что он, самовластный крепостник, заставлял своих крестьянок позировать в голом виде. Что испытывали при этом крестьянки, можно прочитать на их лицах. А вот коллеги-художники ему очень завидовали: им, бедным горожанам, приходилось тратить деньги на найм профессиональных натурщиц, что было больно расходно.
До 6 февраля 2022 года
https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/o/aleksey-venetsianov-prostranstvo-svet-i-tishina/