Теодор Ребениц. «Италия и Германия» (фрагмент). 1835.
С удивлением обнаружила, что я, побывав на вернисаже, почему-то забыла выложить свой репортажик об этом. Восполняю пробел и рекомендую выставку: весьма любопытная.
Главной бросающейся в глаза особенностью выставки является ее нестандартная выставочная архитектура. Ее автор - очень знаменитый архитектор Даниель Либескинд, который превратил привычное нам пространство ГТГ в настоящий лабиринт, поставив перегородки под невероятными углами, да еще и выкрасив их иногда в контрастные цвета.
Перспективные виды от этого на экспозицию открываются очень странные, а бродя по этому лабиринту, очень просто заблудиться и пропустить какой-нибудь важный раздел экспозиции.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
Вот сфотографированный план эвакуации с выставки: сам по себе пример графического искусства.
Выставка сборная, большая, на ней представлены более 300 работ из 38 государственных и частных собраний России, Германии, США и Эстонии. Из постоянной экспозиции ГТГ даже временно вынули 50 предметов, что бывает крайне редко.
Мой любимый "Поцелуй" Ф. Моллера (фрагмент)
По концепции выставка сложная и требует умственного напряжения. Безусловно любопытна она будет тем, кто любит 1-ю половину 19 века, прочим же придется немного настроить свой разум и принять правила игры, диктуемые кураторами. Идея состояла рассказать о том, что эпоха романтизма в Германии и России была весьма похожа, причем не только потому, что мы соседи и постоянно путешествовали, а по общим умонастроениям. Например, забавно, как немецкие и русские художники, находясь в Италии, писали одни и те же "глянцевые" пейзажи Сорренто.
Максим Воробьев. Дуб, раздробленный молнией (Буря). 1842.
Много выставлено наших классиков (Брюллова, Венецианова, Тропинина и проч.), которых в постоянной экспозиции не особо разглядываешь. Да и вообще, как давно вы ходили в постоянную экспозицию в Лаврушинском.
Карл Брюллов. У богородичного дуба (фрагмент)
Или можно смотреть эту выставку через призму персоналий, главных художников: Алексей Венецианов, Александр Иванов, Каспар Давид Фридрих, а также малоизвестный у нас Карл Густав Карус, который оказался очень любопытным пейзажистом.
Г.К. Карус. Балкон в Неаполе
Но помимо работ этих главных художников, представлено очень много мастеров, находившихся на орбите и работавших в том же русле. Хотя, что значит, "на орбите"? Брюллов, Тропинин, Сорока - разве можно про них так сказать? Однако когда сморишь на немецкие картины, собранные германскими музейщиками, видишь, что для них их немецкие представители позднего ампира и бидермайера, назорейцы и проч., также дороги, как нам Тропинин -- но для нас они такие же очень смутно знакомые эрудитам имена, как для иностранцев Тропинин.
Ю. Шнорр фон Карольсфельд. Свв. Елизавета и Захария у Св. Семейства (фрагмент). 1817
Сходство, тем не менее, действительно поражает, однородность.
Очень всем рекомендую тщательно читать экспликации и прочие надписи на стенах, иначе нить концепции теряется. Каждая выгородка - это тематический раздел (типа «Романтическая дружба», «Мир детства», «Природа», «Интерьер», «Музыка»; они подписаны сверху крупными буквами). Каталог тоже крайне подробный, представляющий собой единый концепт.
Г. Сорока. "Вид на усадьбу Островки с Большого острова"
После закрытия в Москве выставка поедет в Дрезден (Альбертинум -- второй большой вкладчик экспозиции).
На выставке представлено очень много портретов: как известных людей -- творцов романтизма (пером или деньгами), так и просто обычных, порой неизвестных людей, стилистически относящихся к эпохе.
Неизвестный художник. Портрет Новалиса
Ростопчина, Кукольник и угадайте кто
Ф.В. фон Шадов. Автопортрет с братом и Торвальдсеном
Редкая возможность увидеть в экспозиции графику Кипренского.
Г. фон Кюгельхен. Портрет Каспара Давида Фридриха (так вот он какой!)
Тропинин. Портрет сына (сходство в колорите какое)
Вот эти портреты культуртрегеров плохо повешены: высоко половина, и темные. Но все равно интересно.
Много сокровищ для тех, кто просто любит вглядываться в лица, костюмы, красоту.
Ю. Заттлер. Портрет двух девочек, фрагмент (Эрмитаж).
Ф.О. Рунге. Портрет Луизы Пертес
Отдельная выгородка посвящена декабрьскому восстанию (в контексте любви к свободе, декларируемой главной темой выставки, а также дружбе и проч.)
Фрагмент картины Адольфа Ладюрнера про восстание
Выставлены документы, графика (снимать трудно). Вот, для памяти щелкнула витрину, где, например, знаменитые бестужевские зарисовки жизни декабристов в ссылке, которые тоже крайне редко выставляют.
Есть и другие исторические артефакты, например, сапоги Наполеона, которые тщательно хранятся в Дрездене, как реликвия одного из его поражений.
Великие художники любопытны не очень растиражированными вещами.
Александр Иванов. «Мужская правая рука». Первая половина 1840-х. ГТГ
А. Иванов. Полулежащая обнаженная женщина. Этюд
Из Эрмитажа привезли много картин К.Д. Фридриха, но я их отдельно снимать не стала.
Некоторые вещи поражают и умиляют сусальностью.
Фердинанд Хартман. Психея. 1797
Отдельный раздел посвящен культу Сикстинской мадонны у этого поколения, ее бесчисленным повторениям и вариациям.
Копия кисти Алексея Маркова, НИМ РАХ
Также в выставку включены несколько произведений контемпорари-арта, но без раздражающей навязчивости.
Попытались рассказать об отношении людей этой эпохи к религии.
Василий Раев. Блаженный Алимпий Печерский и ангел (фрагмент)
Очень много представлено пейзажей, которые действительно стали для этой эпохи одним из доминирующих жанров, позволяющих рассказать о душе и чувствах.
Карл Блехен. Виселица в грозу. Ок. 1835
Лично мне, помимо лиц, особенно интересно было смотеть на запечатленный быт.
Антон Иванов. Русские песенники в Риме (фрагмент). 1862
Как раз в этот период большую популярность приобретает жанр "портретов комнат", т.н. Zimmerbilder.
Николай Подключников. Интерьер в квартире Алексея Матвеевича Филомафитского в Москве в Антипьевском переулке (?) около улицы Волхонки. После 1835. ГТГ
Федор Славянский. Кабинет художника А.Г. Венецианова. Конец 1830-начало 1840-х. ГТГ
Главная новость этикетажа выставки (для меня): этот "Сорока" -- больше не "Сорока".
Неизвестный художник. "Отражение в зеркале". 2-я четверть 19 века. ГРМ.
***
Сайт выставки
https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/o/mechty-o-svobode-romantizm-v-rossii-i-germanii/
До 8 августа 2021