Шакко (shakko.ru) wrote,
Шакко
shakko.ru

Categories:

Гений по имени Пизанелло и октябрятская звездочка

Изобретение золотого стандарта: как итальянцы вернули на монеты реальные лица.



(Предыдущий выпуск -- тут, остальные выпуски по тэгу "профиль".)

Итак, в 1438 году Пизанелло сделал "самую первую медаль" с портретом византийского императора. До этого же, как мы узнали, свои профили на монетах чеканили германский император Фридрих, Малатеста из Брешии, Франческо да Каррара, медали с вымышленным императором сделали венецианские братья Сесто, а с двумя византийскими императорами большие медали изготовил некто для герцога Беррийского. Так почему же Пизанелло -- все-таки "первый" и "великий"? Почему он прославлен в истории искусства? Что он сделал такого, что не делали его предшественники? Почему его вообще называют "гением"?

А) Прорывной дизайн: не слепое уподобление римским традициям, а нечто модное и современное.

Возьмем, к примеру, медаль его работы 1441 года с изображением Филиппо Мария Висконти.



Вы видите, что этот миланский герцог вполне себе вителлиевского типа, то есть его можно было вполне изобразить (как в примерах, которые мы рассматривали ранее), по античной моде - в тоге, с веночком, чтобы уподобить римскому императору полностью. Однако Пизанелло делает то, что было важно для ренессансной идеологии: он воплотить придумывает (в рельефе) идею "мы сегодняшние, хотя очень уважаем античность, не менее круты, чем античные товарищи. Нам не нужно рядиться в их наряды, чтобы быть крутыми. Мы классные сами по себе, сегодня, а предкам респект".  И поэтому его герцог носит современный головной убор и одежду из модной ткани, с узорами.

Это можно сравнить, скажем, с экранизациями Шекспира: когда мы долго смотрим фильмы, где актеры в старинных костюмах, а потом Баз Лурман выдает нам "Ромео + Джульетта" с юным Ди Каприо, где старая история рассказывается языком современности. Эффект по силе воздействия на зрителя был примерно таким же: в старые меха хорошо знакомой формы античной монеты-медали вдохнули современное содержание (что в картинах и фресках делали уже давно, между прочим).

Б) Фирменное качество, узнаваемость бренда и престижность заказа

Если говорить о шапках, то ее использование в композиции станет "фишкой" Пизанелло. Вот, я собрала в одном коллаже все его достоверные медали в хронологическом порядке (во 2-м ряду Лионелло д'Эсте, который так разошелся, что заказал целых 6 себя).

Обратите внимание, что примерно в половине случаев явно не античный головной убор становится ключевым элементом композиции. А если голова все-таки обнажена, то стрижка и костюм все-таки сразу дают узнаваемость современной эпохи.




Иметь свой портрет от Пизанелло в медали стало модно и престижно. Ренессансные государи разных городов соревновались в том, чтобы дать ему заказ.

Высокий технический уровень его работы отдельно обговаривать не буду, в принципе, для Италии того времени это был нормально, что покажут произведения его продолжателей в медальерном жанре.

В) Интеллектуальная игра

Медали Пизанелло были двухсторонними (не новаторство). Но Ренессанс обожал шарады, ребусы, символы, аллегории, геральдику. Все портретные медали Пизанелло -- на первый взгляд одинаковы, профильные. А вот обороты у них отличаются потрясающим разнообразием.



Заказчики тешили свое геральдическое и интеллектуальное эго придумыванием того, что будет на обороте, кодируя в них те свои качества, которыми гордились. (Об каждой из этих медалей можно почитать подробно по этому списку в ит-вики).

Г) Копирование и распространение

Это не ноу-хау Пизанелло, но способствовало его славе, поскольку именно его медали были так популярны, что все стремились их скопировать, чтобы иметь или дарить. Чтобы хорошо скопировать картину, нужно иметь достаточно талантливого художника, чтобы идеально скопировать медаль - воск, руки и немного опыта. Таким образом, тиражи медалей Пизанелло были достаточно велики, они расходились по другим итальянским городам и служили образцами для подражаний при изготовлении новых портретов другими мастерами. В прошлом выпуске я рассказывала, что двух византийских императоров герцога Беррийского тоже копировали, но это были скорей любопытные сувениры для любителей редкостей. С прочими же предтечами такого не было, в основном они дошли в штучных экземплярах.

Теперь же - мощная культурная струя, показывающая, как  красиво можно заниматься (само)пропагандой, настигла всех.

***

Уже при жизни Пизанелло (ум. 1455) медали, созданные по его эталону, начинают возникать во всех концах Италии. А чем дальше, тем их становится больше.

Matteo de' Pasti. Medaglia di Sigismondo Pandolfo Malatesta e Castel Sismondo (1446)


Cristoforo di Geremia. Medaglia di Alfonso V d'Aragona, 1458


В общем, когда около 1474 года неизвестный юноша позирует с медалью Козимо Старого (неизв. автор, 1465-69 гг.), это, по нашим реалиям, как будто он с новым айфоном позирует, по статусности предмета в руках.



NB: часто спрашивают (и у вас тоже наверняка возникла такая мысль, глядя на подборку медалей Пизанелло) -- почему они сначала смотрят в одну сторону, потом в другую, потом опять? От чего зависит, левый профиль или правый выбран скульптором? Пизанелло только нащупывал, как работать, а вот в последующие десятилетия должна была существовать некая идея, обязательно!

Вот искусствовед посвятил этому отдельную статью (Posèq, Avigdor W. G. “ON THE ORIENTATION OF HEADS ON RENAISSANCE MEDALS). Он пишет: "Различия в привлекательности профиля, обращенного влево, и профиля, обращенного вправо, могут быть связаны с несколькими поведенческими факторами. Одним из них является субъективное восприятие зрителем левой и правой сторон своего тела и связанных с ними физических функций. Однако восприятие изображений, по-видимому, в большей степени обусловлено привычками к чтению, которые автоматически переносятся на просмотр картинок. Люди, привыкшие к греческому и латинскому написанию, склонны "читать" изображения слева направо. Если характеризовать смотрение на профиль в тех же терминах, что и чтение текстов, то также могут возникать временные коннотации. Голова, повернутая вправо (от зрителя), воспринимается как смотрящая в будущее, в то время как противоположное предполагает, что голова смотрит в прошлое". Автор статьи обращает внимание на древнеримскую традицию: например, когда Август был в начале своей карьеры, он изображается лицом влево (от зрителя), т.е. назад. А на более поздних монетах, после того, как Август стал "божественным", он смотрит вправо, т.е. вперед. Ученый считает, что гуманисты вполне могли разгадать этот принцип римской иконографии, основываясь на надписях и датах.

Возвращаясь немного к причинам популярности заново рожденного формата. Профиль, как пишет этот искусствовед, как форма изображения человеческого лица, идеально подошел для жанра медали, в том числе изображающей покойных людей (мемориальной). Дело в том, что в отличие от фаса, его можно было запечатлеть, "снять" с натурщика практически мгновенно. (Помните, уличные "художники" раньше умели вырезать профильные силуэты прохожих за минуту?). В одном из редких текстов эпохи Возрождения, касающихся именно портретов в профиль, Леонардо да Винчи заметил, что можно нарисовать удовлетворительный профиль человека, увиденного только однажды, если запомнить характерную форму носа, подбородка, рта и лба этого человека (Leonardo da Vinci, Treatise on Painting (Codex Urbinas Latinus 1270), trans. A. P. McMahon (Prince ton, N.J.: 1956), p. 154, nos. 416 and 41). "Хотя профиль может не вполне отражать привычное впечатление о внешности человека, профильные изображения легче опознать. Это было важным фактором при чеканке памятных медалей. Гуманистическая мода на такой вид репрезентации, следовательно, может быть понята как культурная конвенция, которая лишь частично касалась физиогномического сходства. Художники, создавшие медали -- и, косвенно, заказчики, -- очевидно, больше интересовались престижем художественной формы. Символические коннотации этой формулы также обязательно должны были включать значение разворота вправо или влево".

Козимо Старый, один из основателей династии Медичи, умер в 1464 году. На этой медали, созданной анонимом в 1465-69 годах, т.е. посмертно, он смотрит назад, поскольку будущего у него уже нет.


"Мемориальная цель портрета Ренессанса была позже четко определена Леоном Баттиста Альберти, который сказал, что портреты не только изображают отсутствующих людей, но и заставляют мертвых казаться почти живыми, так что "человек, который уже мертв, оживает через свое изображение" (L. B. Alberti, On Painting, trans. J. R. Spencer (New Haven: 1966), pp. 63 f.). Хотя Альберти не упоминает медали, его осведомленность об античном происхождении формулы профиля подразумевается ссылкой на Квинтилиана, писавшего, что портретная живопись была открыта художниками, которые использовали для рисования профиля тени, отбрасываемые солнцем (Quintilian, De istitutione oratoriae 10.2.7.). Также он цитирует историю Бутада Сикионского, который создал портретный рельеф возлюбленного своей дочери, основываясь на очертаниях тени, которую этот молодой человек отбрасывал на стену (Плиний, N.H. 35.15-16;  ibid., 35.151-152). Личный интерес Альберти к этой истории проявляется в его двух рельефных автопортретах, на которых, несмотря на то, что автопортреты вообще-то удобней делать в фас, он изобразил себя в профиль. Тот факт, что в обоих примерах Альберти изображен в драпировке, которая может быть тогой, подразумевает: что портреты должны были напоминать о римских чеканках". То, что Альберти на обоих своих автопортретах, а также на портретных рельефах своего ученика все время смотрит "назад", искусствовед объясняет символическим интересом Альберти к античности, т.е. к прошлому. Но на мой взгляд, это всего лишь теория. (Простите за избыточное цитирование, но наконец-то мне попался нормальный автор по теме, в первый раз!!!)

Один автопортрет (?) Леона Баттисты Альберти, величайшего архитектора, я показывала вам в прошлый раз, вот второй, попроще (1450-1470-е), Лувр.


Автор статьи также вспоминает об идеологической разнице между "светским" профилем и релиозным анфасом Христа и проч. святых, о которых мы говорили в одном из прошлых выпусков. Однако около 1450-51 года Matteo de' Pasti создает профильную медаль с изображением Христа. Позже, с оглядкой на эту медаль, появятся медали и монеты с изображением римских пап, причем с некоторым скрипом, поскольку новозаветное "отдайте кесарю кесарево" смущало и воспринималось как запрет, но так хотелось, что в итоге тезис про "константинов дар" все-таки сочли разрешением понтификам так делать.



Для создания профиля Христа тоже нужно было некое разрешение. На первый взгляд профиль Христа кажется религиозным аналогом изображений светских правителей, однако идейно он связан с резной античной геммой, которую папа Иннокентий VII якобы получил в конце 15 века в дар  от турецкого султана Баязида. На ней якобы был изображен Христос именно в профиль, однако доказательств этому нет, и камень утерян, так что возможно, медальер просто следовал новому модному стандарту. Искусствовед пишет "поскольку на реверсе медали изображена Пьета, можно сделать вывод, что профиль Христа следует понимать как посмертный портрет. Таким образом, ориентация влево передает идею о том, что воскресший Христос оглядывается на живых". Профильные медали Христа, причем именно в этом развороте, станут очень популярны. Автор предполагает, что еще по той причине, что "читая" взглядом медаль с левым профилем, мы встречаемся взглядом с изображенным, и он как будто смотрит на нас, вступает с нами в отеческое собеседование. Он считает, что поэтому религиозные лидеры будут предпочитать портретироваться на медалях в этом развороте.

Подытоживая: однозначно ответить на вопрос, почему на одних ренессансных медалях люди смотрят влево ("назад"), а на других вправо ("вперед") - невозможно. Можно только предполагать, что "назад" смотрят покойники, а также живые люди, любящие прошлое, античность, историю, м.б. священники. "Вперед" смотрят более экстравертные, энергичные товарищи, и, вероятно, чаще живые. НО ВСЕ ЭТО НЕТОЧНО.

В общем-то, необходимо смотреть по биографиям и датам, например, Федериго де Монтефельтро позировал только с одного бока, потому что с другой стороны он был обезображен копьем.

По поводу разделения по гендеру автор не уточняет, но по моим наблюдениям, в парных портретах мужчина чаще смотрит вперед, а женщина назад, т.е. первый вариант - главнее.

Герцог Вильгельм V Баварский с супругой  Ренатой Лотарингской. ок 1580


***

Понятно, что имея такие превосходные образцы в "высоком" жанре медали, какие сделал Пизанелло и его продолжатели, жанр более утилитарный -- монетный, очень быстро начнет делать то же самое. С неизбежным, правда, упрощением, из-за меньшего формата.

Одним из первых монархов на этой стадии, в 1450-х годах, судя по всему, себя на монетах начнет чеканить южноитальянский Альфонсо V Арагонский (чья медаль см. выше, а монету и скульптурный портрет мы рассматривали в конце прошлого выпуска).

А вот миланская монета Галлеаццо Мария Сфорца 1470 года.




Конечно, адаптация иконографии профиля не гарантирует реалистичности. Вот, испанская монета Католических королей (после 1492) -- тут только схематизм. (Ибо в разных регионах развитие идет с разной скоростью).



Когда же монеты с профилями станут мейнстримом?

Важными реперными точками является то, что делают императоры Священной Римской империи. Мы остановились на Сигизмунде, том, что в ушанке. Его медального профиля Пизанелло не делал, хотя мог бы; монеты же его консервативно-символичны. Следующим императором был первый из Габсбургов - Фридрих III, вошедший на престол в 1452 году.

Вот его медаль, сделанная Bertoldo di Giovanni в 1468-69 годах.



Но монеты не демонстрируют ничего новаторского.

1481


ок. 1452–1478


А вот с его сыном, знаменитым императором Максимилианом I (император с 1508 года) ситуация другая. Вот пример: в 1477 году по случаю его свадьбы с Марией Бургундской итальянский автор, предположительно Giovanni Candida, сделал эту свадебную медаль.



Мария погибла в 1482 году, муж ее очень любил и долго вспоминал. Предположительно, после 1511 года (т.е. три года после восшествия Максимилиана на престол и 34 года после свадьбы) он приказал отчеканить "свадебный талер" (schauguldiner). Автором монеты был Ulrich Ursentaler.



Как в разных странах после этого с разной скоростью появлялись профили на монетах -- это отдельная история; в общем, для монет разных стран нормально иметь разную скорость развития (вот тут, например, про то, как на монетах до 1501 года появлялись даты).

Чеканить свой характерный профиль с фамильным носом Максимилиан на монетах начал и ранее "свадебного гульдена", и продолжил и позже.

1519


В общем, насколько видится, начиная с 1500 года профиль монарха на монетах, в общем, становится каноном. Хотя в разных странах, по мере удаления от Италии, это случается с разной скоростью и зависит порой от самых необычных факторов.

Сохранение сходства при этом теперь -- необходимость.

Антуан II Добрый, герцог Лотарингский. Монета 1535 года


Он же на портрете Гольбейна в более зрелом возрасте: интересно сравнить с монетой.


***

И, раз уж я в одном из предыдущих выпусков рассказывала, с какой скоростью (медленно) в первый раз профили на монетах-медалях повернулись в анфас, давайте посмотрим, насколько быстро это произошло в Ренессанс.

А практически сразу, поскольку портретная живопись была уже крайне развита, также как рельефы и круглая скульптура, и служили прекрасным ориентиром. Кроме того, фантазия мастеров уже работала совсем с другой скоростью, чем в античности.

Не могу сказать, чьи медали не в профиль были первыми, но вот одна из достаточно ранних --

тот же император Максимилиан I, автор - Georg Schweigger, 1494 год.


Разворот идет дальше, причем скорость связана, скорей всего, с ростом технического мастерства, позволяющим передать в таком высоком рельефе черты лица не плоские, в отличие от профиля.

Георг Бородатый, герцог Саксонский. Автор -- Peter Flötner (атт.), 1537


Полный выход в фас, примерно те же годы.

Медали из Staatliche Münzsammlung: 1532 год, 1553, 1561, 1569 (отдельное спасибо подвижнику Sailko за отличные фото).

1.jpg

***

Так что же дальше? А в общем-то, с 1430-1530-х годов ничего принципиально нового в монетах и медалях не появляется.
Усложняется техника, растет мастерство, авторы теперь умеют изображать все более и более сложные формы, увеличивается набор сюжетов. Пытаются по новому кадрировать, выстраивать кадр, но лишь изредка.
В общем, "играют шрифтами", не более того.

Профиль из-за своей плоскостности остается самой популярной формой портрета на монетах, медалях, рельефах.
Фас и три четверти всегда уступают, в первую очередь, в качестве, особенно при тиражировании. Думаю, поэтому со временем на октябрятских звездочках появится фото.



Но канон, придуманный римлянами и воскрешенный Пизанелло, остается неизменным.

Император Адриан, Сиджизмондо Малатеста, Владимир Владимирович Маяковский



На этом я свой рассказ о приключениях профиля, начатый аж в прошлом году, заканчиваю. Надеюсь, вам было интересно и познавательно.
Быть может, стоит как-то сесть, привести все это в порядок, и сделать искусствоведческую книжку даже, хотя бы электронную, потому что материал получился объемный и редкий. (И добавить туда надо о том, что происходило с профильными изображениями в Российской империи).

КОНЕЦ


Tags: профиль, ренессанс
Subscribe

Posts from This Journal “профиль” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 39 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Bestheiderp

September 26 2021, 08:36:17 UTC 3 weeks ago

  • New comment
На тему разворота профиля имеется такой комментарий:

"Из моего многолетнего опыта (с 1964 я вырезал огромное количество металлических intaglio) и поэтому полностью убежден в том, что вырезывание портрета на металле штихелем значительно удобнее (легче), имея профиль, повернутый влево (оттиск будет зеркален вправо). Основная масса художников – правши (как и я сейчас).

Начиная вырезку портрета от затылка изображения, микроскульптор постоянно видит, незакрытый рукой и инструментом, линию профиля (контур лица), что позволяет ему контролировать процесс резки интальо, не заходить за этот контур добиваясь таким образом портретного сходства. Закрытие задней стороны головы (затылок, прическа, линия-направление шеи) не столь важно и не влияет существенно на «похожесть», в случае мелких ошибок художника. Что никоем образом недопустимо при изменении контура профиля угла лица и других ошибок.

Античные торевты-минискульпторы, работающие левой рукой – левши (как и сейчас это большая редкость) тоже встречали эту сложность, и, начиная резку металлических интальо (монетного штампа), располагали рисунок лицом, обращенным вправо, чтобы рабочая левая рука со штихелем не закрывала контур передней части лица (похожесть).

У меня есть значительная часть портретов с поворотом головы вправо (на металлических интальо). Я не встречаю особой сложности при вырезывании, видимо, потому что только к 10 годам меня переучили работать правой рукой – был левша". © sestertius ru

В этой связи меня интересует, как обстояли дела с первыми маточниками, учитывая, что даже у нас они стали появляться ещё при Тёмном.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “профиль” Tag