Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Статуя «Прасковьи Тулуповой» из «Формулы любви»: кто это на самом деле?

UPD: продолжение и разгадки тут

Известно, что эта скульптура несколько раз мелькала и в других лентах «Мосфильма». Какова ее история и значение с точки зрения истории искусства, насколько она примечательна сама по себе и возможно ли вычислить, кого она на самом деле изображает?

Я нашла таинственного двойника, настоящее название (из Ветхого Завета) и автора оригинала (на Сотбис по 40-60 тыс. фунтов).




Что-то захотелось вернуться в своей старинной рубрике "картина как персонаж" (в предыдущих выпусках было про портрет Хьюго Баскервиля, портрет Клетчатого и некоторые другие интересные темы).


Статуя получила прозвание «Прасковьи Тулуповой» по тому персонажу, которого она, по мысли героя, воплощает в фильме (переделанной книге А.Н. Толстого и пьесе Г. Горина). Также встречается именование "Галатея", поскольку скульптура Галатеи, по античному мифу, якобы ожила.



ИЗВЕСТНАЯ ИСТОРИЯ СКУЛЬПТУРЫ

В интервью газете "Метро" в 2015 году уже очень пожилой Марк Захаров вспоминал: "Эта скульптура из коллекции немецких трофеев, хранящихся на "Мосфильме", – пояснил он. Её привезли из Германии, где у неё была своя интересная история. Думаю, что попала она туда из России". Расценивать это следует как "корпоративную легенду", причем весьма древнюю, поэтому достоверность у нее не высока. Однако утверждение о том, что статуя попала в "Мосфильм" в числе трофейного красивого и антуражного барахла выглядит правдоподобно: на киностудии действительно отдавали массу старинных вещей немузейного уровня, например, подлинные мундиры 18-19 века с армейских складов. А вот мысль о том, что в Германию предмет был вывезен нацистами из СССР -- это уже скорее придумалось киношниками для своего психологического успокоения, типа "она все равно наша, русская".

Статуя всплыла из неизвестности в реквизиторской "Мосфильма" примерно в 1970 году (по крайней мере, этим годом датируется ее первая замеченная зрителями роль, см. ниже фильмографию). Cтанислав Cадальский вообще пишет[1], что наряду с крылатой лошадью эта скульптура была одним из двух любимых талисманов киностудии.

1984 год и фильм Марка Захарова становится вершиной её кинокарьеры -- никогда ранее она не была столь заметным персонажем. Белоснежная красавица запомнилась многим (с инотонацией журналистки "Голливуд репортер" восклицаю я). Но, как это часто бывает в кинематографе, первая же крупная роль стала у красавицы последней. После этого она исчезает с экранов. Где она встретила смутные 1990-е -- также неясно.

Нынешний ее адрес известен: скульптура стоит в Москве, по адресу улица Воронцово поле, дом 3, строение 1, во дворе городской усадьбы Вандышниковой-Банза (19 век). Когда и как она там появилась? Кто перевез её туда с Мосфильма и когда?

Садальский же пишет (в 2012 году) про ее появление у усадьбы: "Какой-то неизвестный банкир выкупил ее у Мосфильма и поставил здесь…" . Это следует воспринимать как легенду. Газета "Метро", ссылаясь на местных жителей, говорит, что поставили ее тут в девяностые.


Photo: raven-yellow

До 1991 года там, кажется, было какое-то НИИ (тогда адрес был "улица Обуха, 3", м.б. кто-нибудь вспомнит, какое). На сайте олдмос я нашла только один старый снимок (1996 год) этого здания, но ракурс там неудачный, ничего не видно.

Известно, что в новой России долгое время в здании особняка находилось одно из подразделений Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), но затем оно перешло в частные руки.

Википедия, ссылаясь на офиц. документы, сообщает, что с 2001 года усадьба была передана в управление Комитета по культурному наследию города Москвы. 24 декабря 2009 года правительство Москвы предоставило усадьбу в 5-летнюю аренду компании ООО «Лайнстрой». Договор предписывал проведение реставрации в 3 года с момента передачи и запрет на передачу объекта в субаренду. Пишут, что по состоянию на 2018 год в усадьбе располагается «режимный объект», доступ на территорию закрыт.


Photo: architectstyle

В 2012 году газета "Московский Комсомолец" сообщает: "...долгие годы о статуе было не слышно. Пока кто-то вдруг не заметил красавицу в центре Москвы у старинного особняка Вандышниковой на Воронцовом Поле. Здание находится в частной собственности, по слухам, владелец-то и приобрел легендарную статую. Несмотря на скромные размеры, Парашу заметили прохожие. Вскоре об этом сообщал каждый второй неофициальный путеводитель по старой Москве. И вскоре статуя... пропала. Немногословная охрана дала понять, что владельца не вполне устраивало повышенное внимание посторонних к скульптуре. Вполне может статься, что сейчас она играет свою последнюю роль: украшает сад какого-нибудь загородного дома..."

Позже Москомнаследие сообщило, что в феврале 2010 года скульптуру просто перенесли во внутренний двор в целях безопасности, так как фасад здания, под которым она стояла. был в аварийном состоянии.


Источник: Youtube

В 2015 году, в ответ на взволнованные запросы общественности насчет пропажи скульптуры, Департамент культурного наследия Москвы произвел проверку и сообщил, что после начала реставрации усадьбы скульптуру перенесли во внутренний двор, где она хранилась до последнего времени. И в итоге статуя "вернулась на улицу Воронцово Поле, 3, в Москве, где она находилась до и после съемок. Статуя в удовлетворительном состоянии и сейчас не нуждается в реставрации". Пресс-служба Мосгорнаследия даже специально отчиталась о возвращении скульптуры во дворик.

(В цитате выше любопытны слова "до и после съемок" -- если верить им, кинематографисты забрали (или забирали несколько раз) статую с ее места для киносъемок, а потом возвращали. Это трудно представить, скорей всего, она находилась на "Мосфильме" на постоянной основе.)

К сожалению, я не нашла, кто именно из москвичей или даже москвоведов поднял тревогу насчет пропажи статуи, по соцсетям не ищется. Если помните -- пишите в комментарии, тащите ссылки, отзовитесь.


Photo: architectstyle

В наши дни официально "статуя сидящей полуобнаженной девушки входит в ансамбль и является предметом охраны городской усадьбы Е. Н. Вандышниковой - Э. М. Банза XVIII-XIX веков", говорят власти.

ТАИНСТВЕННЫЙ ДВОЙНИК

В своих поисках информации я наткнулась вот на эту фотографию.
Она изображает нашу статую, но в какой ситуации? Она стоит на деревянном поддоне, на постаменте написан инвентарный номер, кругом стоят другие скульптуры, причем низкопробные.



Сначала я подумала, что это может быть снимок периода 2010-2015 годов, когда скульптура была у реставраторов, и быть может, это фото из их мастерской? Но не похоже, это выглядит как простой склад-хранилище.

Фотография нашлась в статье издания "Антенна-Телесемь" 2015 года. Автором фото указан Сергей Джевахашвили. Там же второй режиссер фильма "Формулы любви" Юсуп Даниялов рассказывает: "Ходили слухи, что в 90-е статую выкупил у «Мосфильма» какой-то бизнесмен и она стояла в одном из дворов в центре Москвы, но потом исчезла. На самом деле фигура до сих пор находится на киностудии".

Слова Даниялова можно было бы расценить как очередной неподтвержденный слух (и не поверить тому, что фото сделано в 2015 году на складе реквизита). Однако в инстаграмме нашлась заброшенная страница фирмы Реквизитор.рф, где опубликовано всего 14 предметов, доступных для аренды. Вот эта фотография там датируется 2013 годом.



Среди других фотографий там есть и другие статуи, хранящиеся, вероятно, в том же самом месте, очевидно - складе реквизита, возможно - "Мосфильма". Но не факт: контактный телефон фирмы, извлеченный из вебархива сайта-арендодателя - принадлежит сейчас компании Lounge Design (Щёлковская, Черницынский пр., 3, Москва), которая сдает в аренду предметы интерьера. На текущем сайте фирмы раздела с арендой скульптур нет. Эта фирма оделилась от "Мосфильма", или как?

Так  сколько "Прасковьи Тулуповых": две или одна?
В этой заметке на сайте "Эха Москвы" восклицается: "В очень куцых описаниях особняка упоминается эта статуя, где деликатно говорится: «статуя, похожая на ту, которую пытался оживить (!!!!!) граф Калиостро»... Насчет «очень похожей» — как сказать. Если это не она, то скопирована безупречно. Да и кто и для чего стал бы ее копировать?". Автор текста совершенно не понимает, как фукнционировала садово-парковая скульптура: "безупречные" одинаковые тиражи достаточно дешевых скульптур из мрамора в 19 веке высекали в большом количестве. Данная статуя -- не шедевр, в мастерской ее создателя могли сделать сразу штук десять-двадцать, и продавать по всему миру. Совпадение лишь -- если пара из них оказалась в одном и том же иностранном городе.

Я не могу разглядеть по фотографиям со склада -- подлинный ли это мрамор или слепок. Фото из инстаграмма лучше качеством, и сияние кажется все-таки мраморным.



Если это все-таки гипсовый слепок, то история понятна: мраморный подлинник (№1) находится на "Мосфильме" минимум до 1984 года, в 1990-е мрамор оттуда некто (возможно, нелегально) продает на сторону, списывает или уступает какому-то госучреждению. Перед этим с него делают гипсовый слепок (№2), который мы и видим на фото из реквизиторской 2013 и предположительно 2015 года. Теоретически можно позвонить на реквизиторскую фирму и попробовать спросить, сохранилась ли у них эта статуя, делась ли куда-то, есть ли ее описание (материал).

Если же в реквизиторском складе тоже был мрамор, то история становится гораздо загадочней. Владельцы особняка на Воронцовом поле нам правды не скажут, а реставраторы, которые в 2015 году отчитались о реставрации статуи, всей правды могут не знать, но, как минимум, они подтвердили, что №1 - это старинный мрамор, потребовавший нанесения сверху защитного состава.

Какие тут могут быть варианты? а) Одинаковых мраморных статуй в Москве две, что маловероятно. б) Статую на Воронцовом поле прохожие в 2010-2015 годах не видели. Возможно, она в этот промежуток времени находилась на складе реквизита, где ее и сфотографировали (т.е. №1 = №2). Как, в таком случае, могла развиваться ситуация? В 1990-е или 2000-е кто-то слямзил, купил, арендовал статую с "Мосфильма". В декабре 2009 года у здания появился новый арендатор. Старый, предположим, съехав, увез статую и в какой-то момент она попала либо на "Мосфильм", либо сразу в эту частную реквизиторскую контору. Когда около 2015 года москвичи подняли вопрос, новые арендаторы  забрали ее у реквизиторов (она могла там быть и просто на "передержке"), отреставрировали и вернули на привычное уже место. Интересно, знает ли кто-нибудь в Москомнаследии правду? А может, на улице стоит мрамор, а не гипс? Раздолье конспирологии!

ЧТО ЭТО ЗА ЭКСПОНАТ НА САМОМ ДЕЛЕ

Но давайте я выполню наконец обещанное и расскажу, кого эта статуя реально изображает.

Сначала выпишу то, что о статуе говорят нам официальные лица. "Скульптура парковая, XIX века, очень загадочная история, как она появилась на этом объекте, но, к сожалению, исторических фактов нет", сказали в Москомнаследии в 2015 году насчет усадьбы на Воронцовом поле.

По мнению главного реставратора проекта усадьбы Евгения Кокорева, статуя привлекла советских кинорежиссеров своей исторической поношенностью. "Скульптура традиционна для парковых ансамблей и никакого чуда я в ней не вижу. Это ее натуральное состояние, мрамор достаточно изношен, и сейчас попытки поверхностной реставрации пока не дали результата. Однако серьезного вмешательства реставраторов не требуется, лучше оставить ее в этом виде. Мы провели только защиту от влаги", - сообщает слова Токарев ТАСС.

Что же мне говорят мои глаза?


Photo: raven-yellow

Я вижу, что это работа 19 века, может быть 18-го века, и по стилю похоже на Францию. Также я вижу, что название "Галатея" неправильно. Неверно называть ее и "Афродитой" -- у журналистов попадалось, что это "тип Афродиты". На эту мысль кого-то навела очевидно поза статуи, похожая на знаменитую античную иконографию "Венеры на корточках".

Античная "Венера на корточках"

Французский автор безусловно вдохновлялся этой скорчившейся богиней, делая достаточно сложную позу своей статуи. Но мы можем точно утверждать, что наша героиня - не античная богиня или смертная. Почему?
По атрибутам.



У девушки покрытая тканью голова, к краю покрывала пришиты монисто. Античные персонажи так не ходят. (Бусы могли встречаться, но редко).

Это "восточный" антураж, как на этой картине с изображением одалиски.



И вот тут я собралась уже было перелопачивать все мраморные французские изображения одалисок, цыганок, египтянок и прочих восточных красавиц 19 века, но уже упоминавшийся второй режиссер Юсуп Даниялов очень благородно попался мне в выдаче яндекса с такой информацией: "скульптор изобразил Суламифь – это имя написано у нее на головном уборе".

Поскольку там же он рассказывает, как они во время съемок постоянно ворочали многокилограммовую глыбу с места на место, разглядеть ее в подробностях у него была отличная возможность, так что можем этому верить, думаю. Правда, тогда странно, почему в 2015 году реставратор не назвал статую по имени, если продолжать верить в конспирологию, можно предположить, что ему достался вариант без надписанного имени.

"Суламифь" (синод. Суламита) -- имя, которое по атрибутам статуе подходит.
Это ветхозаветная красавица, возлюбленная Соломона, к которой он адресует свою "Песнь песней".

Изображали ее вот так, хотя и очень редко.

Худ. Э. Вапперс (1870)


Худ. Г. Моро (1893)


А как её ваяли?

Вот очень близкая по иконографии итальянская статуя некоего Ф. Ломбарди (аукцион).
Тут есть головной убор с монетами, ожерелье и похожая поза (только отзеркаленная, ну, либо фото). Венка в руке нет.

264.1.jpg

Вот бюст похожего типа, с такими же атрибутами.

Galleria Lapini, Shulamite, Конец 19 - нач. 20 века (Sotheby's)


И тут слышна барабанная дробь!

Я нашла абсолютно точный аналог нашей "Прасковьи Тулуповой" с указанием автора и датой!



Он был выставлен на аукционе Сотбис в 2017 году (непродано).

[скриншот]


Описание гласит:

Pasquale Romanelli
Odalisque (Sulamitide)
signed and dated: P. Romanelli / Fece 1871 and the medallions of the headdress inscribed: SU LA MI TI DE
white marble, on a verde antico column
marble: 109cm., 42 7/8in.
column: 97cm., 38 1/4 in.


Таким образом, мы узнаем, что у статуи с аукциона, как и у нашей, имя "Суламифь" начертано на головном уборе (на медальонах). А вот подписи автора Паскуале Романелли и даты 1871 год на нашей нет. Видимо, потому что это была копия, выполненная с его работы, скорей всего, в его же мастерской, но не авторизированная.

Кто изваял статую?
Паскуале Романелли (Pasquale Romanelli, 1812 – 1887) -- флорентийский скульптор  завоевал известность благодаря  мифологическим и библейским мраморным фигурам. Его обучал выдающийся тосканский скульптор-неоклассик Лоренцо Бартолини. Впоследствии он стал сотрудником Бартолини, а после смерти мастера в 1850 году - преемником во владении его студией.

Мифологические и аллегорические композиции Романелли были высоко оценены космополитической клиентурой, и он выставлял избранные работы в Париже. Романелли выполнил множество важных заказов для Витторио Фоссомброни в Ареццо, Мази в Павии и Демидова во Флоренции. После смерти Романелли в 1887 году его сын Рафаэлло и внук Романо продолжили его традиции; Студия Романелли, ныне частный музей, до сих пор работает во Флоренции. Известно, что его сын Рафаэлло копировал работы отца, в том числе и эту статую.

Копия работы Рафаэлло Романелли (сына), Сотбис, 2006. На этой статуе тоже начертано имя, но нет имени автора, сын таким образом показывает, что он просто копиист. Если автор нашей статуи -- тоже сын, то это может сдвигать дату ее создания с 1871 года еще ближе к 20 веку.

А вот в 2020 году на аукционе Кристис за 50 тыс. фунтов была продана еще одна копия той же статуи.
На ней высечено 'P. Romanelli' и Vérone, даты нет, аукцион считает, что это 1860-е.



А вот еще одна, с подписью "P. Romanelli Fecit Firenze 1873".

Также автором делались и сокращенные версии.
Вот, с автографом "Prof. P. Romanelli, Gallerie Romanelli Flli, Florence".



Так что мы, в России, ошибались, считая статую французской и времен рубежа 18-19 века. На самом деле она итальянская, и сделана в районе начиная с 1860-1870-х. Ошибка основана на том, что флорентийский автор работал в достаточно архаизирующей манере неоклассицизма, по заветам "старых мастеров". В общем-то, об этом можно было догадаться, поскольку в 18 веке и в период ампира восточных красавиц еще не ваяли, они возникли в скульптуре с модой на ориентализм попозже.

Любопытная мелочь: составители каталога "Сотбис" обращают внимание, что на статуе имя написано в варианте "Sulamitide", а по-итальянски оно должно писаться, как "Sulammita" (по-французки -- "Sulamite"). То есть статуя изображает не ветхозаветную красавицу, а женщину по имени "Суламитида". Это вымышленный персонаж, происходящий из пасторальной пьесы La Sulamitide boschereccia sagra di Neralco (1732) за авторством Giuseppe Maria Ercolani. Она рассказывает о любви египетского царевича к красавице (во времена Соломона). Каталог "Кристис" уточняет, что по пьесе в 1753 году одноименную оперу написал Domenico Fischetti, и там она появляется уже как типовая одалиска.

Вот еще одна Суламитида, работы Pietro Bazzanti (Сотбис).


Таким образом, получается что обе статуи, которые я привела выше, иллюстрируя ветхозаветную Суламифь, на самом деле её не изображают, они -- вся та же "Суламитида", которая имела достаточно устоявшийся типаж. Интересно, Романелли его придумал или до него кто.

ВЫВОД

"Прасковья Тулупова" (Галатея) из фильма "Формула любви" является итальянской статуей 2-й половины 19 века, копией работы флорентийца Паскуале Романелли, возможно, выполненной в его мастерской, его сыном Рафаэлло. То, что это копия, подтверждает отсутствие авторской подписи и даты (по словам русского реставратора, не упоминающего такой важной детали). Статуя пользовалась большой популярностью, на мировых аукционах в последние годы появилось три авторских повторения, с разными датами. Также продаются и неподписанные копии. Они стоят в районе 45-50 тыс. долларов / евро, причем копии примерно столько же, сколько оригиналы (если в хорошем состоянии, наша -- в плохом). Предмет, действительно, имеет не музейную, а лишь антикварную ценность. Статуя изображает персонажа итальянской пасторали 18 века - вымышленную восточную красавицу Суламитиду.

С российским вариантом статуи связаны загадки провенанса и бытования. Как она попала в СССР? Кто-то из богатых (например, тот же Демидов, который был клиентом Романелли) купил ее еще во времена Российской империи и привез на родину? Или она действительно происходит из трофеев Второй Мировой войны? Если первое, то какие-то документы и даже фотографии еще можно найти. Как она попала на "Мосфильм" -- понятно: эксперт-искусствовед достаточно компетентно оценил ее как "тиражную дешевку". Как она исчезла с "Мосфильма"? Как она попала на Воронцово поле? Есть у нее двойник или нет? На этот вопрос могут ответить только свидетели и документы. И, как артефакт, данная статуя, увы, ценней, чем произведение искусства... UPD: спасибо комментаторам,  мы достоверно установили, что одинаковых статуй в Москве две штуки, одна все так же остается на Мосфильме (см. фото с апдейтами ниже), а ее полный аналог никогда Воронцово поле не покидал и в кинофильмах тоже не снимался.

И, мой любимый пунктик: верно ли было использовать этот реквизит в этом фильме? Нет ли анахронизма? Отвечу: верно! Несмотря на то, что статуя, видимо, 1870-х годов, и изображает гаремную красотку (чего в 18 веке не ваяли), стилистически, за счет архаизирующей манеры своего итальянского скульптора, она отлично вписывается в атмосферу русской усадьбы екатерининского времени.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

Кроме "Формулы любви" (1984), киноманы разглядели ее в следующих фильмах:

[Фильмография статуи-актрисы (много картинок)]

  • «Бег» (1970)

В этом кадре она соседствует со слепками с известных вещей -- мальчика слева не знаю, далее Дрезденский Зевс, Эрот Лисиппа, справа -- танцующая менада. Все это слепки, в то время, как наша героиня -- мраморный подлинник, пусть и достаточно новый. Де факто в этом кадре она -- действительно самый ценный экспонат.


  • «Служебный роман» (1977)



  • «Вечерний лабиринт» (1980)



  • «Старый Новый год» (1980)



  • «Васса» (1983)





Источники о судьбе в новое время:
[Spoiler (click to open)]



UPD1:

В комментариях пишут очевидцы: еще эта статуя стояла в парке усадьбы, где сейчас диспансер №1, в 1970-80-е годы.

UPD2:

И увы, пальма первенства в аутенфиикации принадлежит не мне, известный коллекционер Сергей Подстаницкий определил это уже в 2017 году.



Он же нашел фото, которое свидетельствует, что статуя стояла на Воронцовом поле 1920-х годах (открытка из коллекции Подстаницких, куплена ими на блошином рынке в Ницце).




Таким образом, на первый план выходит версия, что это две разные статуи, и одна (учитывая свидетельство в апд1) все время находилась на Воронцовом поле, на разных углах двора, а вторая -- на Мосфильме, и мб. там и остается. Она же может быть и слепком.

UPD3: Их точно две! И мосфильмовская продолжает сниматься!
В комментарии принесли кадр из фильма "Анна Каренина" (2017)



UPD3:
Екатерина Трегубова, работавшая в Москомнаследии, уточняет в комментариях:

По поводу скульптуры во дворе усадьбы на Воронцовом поле могу сказать, что скульптура из дома не отлучалась. По крайней мере, с 2006 года. Она мраморная, похожа на старую работу. Возможно, что была создана не в единственном экземпляре (всегда думала про это), и возможно имеет немецкий прототип. Как правильно замечено, владельцами некоторых домов на Воронцовом поле, в т.ч. дома 3, были представители немецкого торгово-промышленного клана -- рода Вогау-Марки-Банза. На строительство их домов (от архитектора до нагревательного котла) было задействовано все немецкое, так что и скульптура могла быть того же происхождения. Известно, что представители этих фамилий были ещё и коллекционерами - имели неплохие собрания живописи, Пользователями владения долгое время был ФСКН. Скульптура строя перед окнами главного дома, где парковаоись машины. Но перед тем, как удалось договориться со Службой о рестарации фасадов, во избежания повреждения, скульптуру перенесли во внутренний двор. После завершения реставрационных работ девушку тоже привели немного в порядок и вернули на место.

UPD4: Итак, теперь, благодаря любезному комментатору, мы имеем железное доказательство того, что статуя, стоящая на улице Воронцово поле, в кино не снималась. На Мосфильме до сих пор "работает" ее двойник.

22 июля 2021 года на Мосфильме, в доме реквизита. Автор фото: avbalashov



UPD: продолжение и разгадки тут
Tags: картина как персонаж, скульптура
Subscribe

Posts from This Journal “картина как персонаж” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 64 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “картина как персонаж” Tag