![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/51/Sinopensis_f29r_detail.jpg/2560px-Sinopensis_f29r_detail.jpg)
Мои принципы составления списка: точную хронологию, за давностью лет, установить невозможно. Какая катакомбная фреска древнее - никто не знает. Поэтому я решила не брать много катакомбных фресок одного столетия (а ранних "Иисусов" больше всего именно в этой технике), а взять разные техники, и от каждой выбрать по объекту.
Граффити
(ок. 200 года (?), конец I века - конец III века)
Один из бесспорных пунктов в списке древнейших изображений Христа — т.н. "Граффити Алексамена", выцарапанная в одном из римских зданий эпохи Северов. Это карикатура, предположительно высмеивающая христиан и изображающая Иисуса в виде животного.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/ab/Alexorig.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a9/AlexGraffito.svg/450px-AlexGraffito.svg.png)
Надпись на этом "рисунке на заборе" гласит "Алексаменос поклоняется [своему] богу".
Граффити выставлено в одном из римских музеев.
Фреска
(ок. 232 года)
Еще одно произведение искусства, которому в литературе отдают титул одного из древнейших. Фреска на сюжет "Воскрешение Лазаря" была обнаружена при раскопках церкви в Дура-Европос (Сирия), знаменитой тем, что она является самой ранней идентифицированной христианской домашней церковью (ранее обычный жилой дом, преобразованный в небольшой храм в 1-й половине III века).
Воскрешенный Лазарь - это человек, который встал и несет свою кровать (но тогда, как правильно указали в комментариях, название неправильное, и это должно быть "Исцеление расслабленного", именно он таскал кровать). Иисус - выше.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/aa/Christ_Healing_the_Paralytic_-_Dura-Europos_circa_232.jpg/374px-Christ_Healing_the_Paralytic_-_Dura-Europos_circa_232.jpg)
Эта фреска была найдена при раскопках в 1928-37 годах и ныне выставлена в Йельском университете, откуда была экспедиция.
***
Впрочем, изображений Христа в технике фрески в различных сценках достаточно много в римских катакомбах, в том числе из того же III века, что в примере выше. И я не знаю, на каком основании, при такой расплывчатой датировке, их считают более поздними, чем предыдущую.
Вот эту сцену с проповедующим Христом (в образе философа в тоге) из римских катакомб Домитиллы в одном месте датируют IV веком, а в другом пишут, что это аж II век.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/55/Christ_teacher.jpg)
Из тех же катакомб Домитиллы происходит одно из древнейших изображений Христа в образе Доброго пастыря.
Пишут, что это III век. В данном случае (как и во всех остальных в этом списке) точно сказать, что это самое древнее - невозможно, никто точные годы создания не подписывал.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d0/Good_Shepherd_04.jpg/800px-Good_Shepherd_04.jpg)
Тут надо напомнить, что в первый период после появления христианства верующие испытывали большие идеологические проблемы с изображением Христа, поскольку считалось, что изобразить его и невозможно, и запрещено. Это поначалу обходили использованием символов и античных аналогий: силуэта рыбы, фигур Орфея или Криофора (несущего жертвенного агнца, так ранее изображали бога Гермеса). При этом до конца быть уверенными, в том что тут уже именно Христос, а не аллюзия на него, или вообще языческий образ -- совершенно не возможно.
UPD: как комментирует нам ув. Михаил Медведев: Антропоморфная иконография "то ли Христа, то ли Его символов" должна имго включаться в список в ясном осознании того, что мы не можем провести чёткую черту и отделить символ от "портрета". Вероятно, дикая идея изобразить Бога, хотя бы и воплотившегося, укоренялась и осуществлялась постепенно, через приближение. Где Пастырь – иллюстрация к притче, а где – аллегорический образ Самого Христа? Это ведь действительно неясно. В поздней иконографии есть маркеры, в ранней – нет.
Если же говорить о привычном нам образе бородатого Христа, то одним из самых ранних, видимо, является эта катакомбная роспись - из катакомб Коммодиллы, конец IV века. Такая иконография (вместо молодого безбородого пухлощекого юнца, каким Христа изображали раньше) сложилась, быть может, под воздействием образов античных философов, которые по традиции были бородаты.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/07/%C2%B7_Arte_Paleocristiano_%C2%B7_Pintura_mural_de_Jes%C3%BAs_Cristo_%C2%B7_Catacumbas_de_Comodila%2C_Roma_%C2%B7_s._IV_d._JC.jpg/716px-%C2%B7_Arte_Paleocristiano_%C2%B7_Pintura_mural_de_Jes%C3%BAs_Cristo_%C2%B7_Catacumbas_de_Comodila%2C_Roma_%C2%B7_s._IV_d._JC.jpg)
Мозаика
(ок. 250 года)
Древнейшим уцелевшим мозаичным изображением Христа является, видимо, "Христос Sol Invictus" (он же бог Гелиос), найденная в Мавзолее М (гробнице Юлиев) ватиканского некрополя под Базиликой Святого Петра в Риме.
Эта гробница была обнаружена в 1574 году, когда рабочие случайно пробили потолок во время ремонта пола в Базилике.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e4/Christus_Sol_Invictus.jpeg)
Рельеф
(ок. 275 года)
Рельефов с изображением Христа, трактованного по-античному, в III веке создавалось уже достаточно. Вот один из первых уцелевших: саркофаг 270-275х годов, находящийся в римской церкви Санта-Мария-Антиква.
Здесь к Христу относятся два правых изображения: Добрый Пастырь, и с краю -- сцена Крещения, в которой Христос маленького роста (два сюжета с противоположной стороны - история Ионы).
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/65/Sarcofago_a_vasca_con_le_storie_di_giona%2C_detto_di_s.m._antiqua%2C_275_dc_ca.%2C_01.jpg/800px-Sarcofago_a_vasca_con_le_storie_di_giona%2C_detto_di_s.m._antiqua%2C_275_dc_ca.%2C_01.jpg)
Статуя
(III век)
Видимо, одним из древнейших изображений Иисуса Христа в круглой скульптуре (т.е. не в рельефе, а в той, что можно обойти), является "Добрый Пастырь" из Музеев Ватикана, разрабатывающий ту же древнюю языческую тему, о которой шла речь выше.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2749977/2749977_600.jpg)
Однако, несмотря на то, что это одна из самых известных статуй на эту тему, отдать ей пальму первенства мне мешает "мелочь": на сайте музея написано, что первоначально это была не отдельная статуя, а тоже рельеф саркофага, которую обособили в XVIII веке!
Тот саркофаг выглядел, очевидно, примерно так, только работа была тоньше.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2750409/2750409_800.jpg)
Тем не менее, в эти последние века античности перед падением Рима можно найти и другие статуи Христа,
Например, вот этот "Сидящий Христос" из Чивита Латина (c.350-375, Museo Nazionale Romano—Palazzo Massimo alle Terme, Rome), выведенный в образе античного философа, молодого, прекрасного (как корейский айдол) и безбородого.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2750623/2750623_600.jpg)
Но вскоре отдельные статуи вообще исчезнут, т.к. слишком сильно они будут ассоциироваться с поганым язычеством. В Византии они вообще не возникнут, а в Западной Европе они вернутся и станут нормой только в районе XII века.
Монета
(450 год)
Самым первым примером проникновения Христа на монету считается византийский солид 450 года, выпущенный в честь бракосочетания Пульхерии (актуальной обладательницы титула императора после смерти брата Феодосия II), с Маркианом, который и стал следующим императором. У новобрачных не было отца, вести к венцу их было некому, и поэтому на реверсе пару благославлял стоявший между (и над) ними Христос. Сохранился один экземпляр такой монеты, в Глазго.
Христос - это центральный персонаж на правой стороне монеты, он благославляет жениха и невесту. Подробно о загадках иконографии монет мы говорили тут.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2532130/2532130_original.jpg)
Икона
(середина VI века)
Бесспорно, древнейшей уцелевшей иконой Христа является энкаустическая работа, сохранившаяся в Монастыре св. Екатерины на Синае. Она изображает Христа как Пантократора, и это уже совершенно классический образ. Других икон той эпохи не сохранилось из-за иконоборчества и слишком проблемного региона вокруг.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4a/Spas_vsederzhitel_sinay.jpg/321px-Spas_vsederzhitel_sinay.jpg)
Миниатюра
(VI век)
Книги сохраняются еще хуже. Древнейшие уцелевшие иллюминированные (с картинками) манусрипты со Священным Писанием относятся к VI веку (без картинок есть и более ранние). Тут у нас несколько соискателей титула "древнейший" в номинации.
"Евангелие Августина" (Augustine Gospels), хранящееся в Кембридже -- древнейшая иллюминированная рукопись евангелий на латыни. В ней сохранилась всего пара миниатюр (другие вырваны). Одна из уцелевших показывает череду узнаваемых сценок из жизни Христа, из Страстного цикла.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/00/AugsutineGospelsFolio125rPassionScenes.jpg)
Более конкретно, 586 годом датируется уже сирийский манускрипт -- Евангелие Рабулы (Библиотека Лауренциана, Флоренция), где, в частности, находится, как пишут, древнейшая миниатюра конкретно со сценой Распятия Христова.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0d/Meister_des_Rabula-Evangeliums_002.jpg/800px-Meister_des_Rabula-Evangeliums_002.jpg)
Основываясь на стиле, серединой VI века датируют греческий "Синопский кодекс" (Национальная библиотека Франции, Париж). Изображения Христа там тоже есть.
Вот сцена с чудесным исцелением слепого.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/fe/Sinopensis_f29r.jpg)
Крупней:
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/51/Sinopensis_f29r_detail.jpg/2560px-Sinopensis_f29r_detail.jpg)
Декоративно-прикладное искусство
(VI век)
Пишут, что Христос есть на каких-то геммах и камеях III века, но найти мне их не удалось. Взамен предложу вам более известный артефакт, т.н. "Крест Юстина II" (в сокровищнице Базилики св. Петра в Риме).
Это один из древнейших реликвариев с частицами Истинного креста, найденного св. Еленой при раскопках на Голгофе. Но для нас важно, что на этом распятии (опять-таки одном из древнейших образцов жанра "распятий"), использованы изображения Иисуса Христа. Причем и как Агнца, и как Человека. Примерно тогда Церковь наконец разрешила Христа нормально изображать, с этим связано появление его образа на распятиях, которые в итоге станут стандартом.
На лицевой стороне креста лишь посвятительные надписи от дарителей и драгоценные камни.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2749004/2749004_800.jpg)
То, что нам нужно - на обороте. Фигуры расположены в медальонах, напоминающих монеты.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2749292/2749292_800.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2749476/2749476_800.png)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2749767/2749767_800.png)
UPD: принесли в комментарии со словами, что насколько помнится, вот древнешее изображение распятия.
Гемма (яшма). 2-3 века н.э., Рим. Британский музей
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2761189/2761189_original.png)
Надписи на гемме: ΠΑΤΗΡΙΗ / CΟΥΧΡΙCΤΕ / CΟΑΜΝWΑ / ΜWΑWΙΑ / .CΗΙΟΥW / .ΑΡΤΑΝΝΑ /..ΥCΙΟΥ / ..Ι...
ΙWΕ / ΕΥΑΕΥΙΙ / .ΙΟΥΙCΥΕ / .ΑΔΗΤΟΦΝ / ΘΙΕCCΕΤCΚΗΕ / .ΜΑΝΑΥΗΛΑ / CΤΡΑΠΣCΤΚΜΗ / ΦΜΕΙΘWΑΡ / ΜΕΜΠΕ /
(их смысл: Иисус Христос, Спаситель, Эммануил, Отец)
Опубликовано в Spier 2007 / Late Antique and Early Christian Gems
Деревянная статуя
(770-880 годы)
Помните, я писала выше, что отдельных статуй Христа не будет до зрелого Средневековья? Это в массе, а вот отдельные экземпляры попадаются. По крайней мере, это доказала недавняя экспертиза, радиоуглеродная.
Анализ древесины, из которого сделано "Луккское распятие" (Volto Santo di Lucca) в Соборе св. Мартина (Лукка, Италия), дал четкое окно в сто с лишним лет в течение VIII-IX веков. Удивительное дело, на сей раз оно совпадает с легендами, согласно которым распятие чудесным образом прибыло в Лукку в 782 году.
Высота этой статуи 2,4 метра.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2750887/2750887_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2751202/2751202_600.jpg)
До этого титул самой древней датированной статуи (тоже распятия) удерживал "Крест Герона" (Gero-Kreuz) , созданный 965–970 годы и находящийся в Кельнском соборе. Правда, с оговоркой "к северу от Альп". Кто был "к югу", я не нашла, очевидно, Луккское, но, может, еще какие-то итальянские есть?
Это тоже деревянная статуя, ее высота 187 см.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ec/Gerokreuz_full_20050903.jpg)
Кто является древнейшей каменной статуей Христа в постантичную эпоху, мне найти не удалось.
Искать надо, наверно, во Франции. И то, мне кажется, это все будут рельефы сначала, и четкого момента перехода не отфиксировали ученые.
Нерукотворный образ
(1260-1390 годы)
Не знаю, куда отнести подобное. Пусть будет "смешанная техника, коллаж, аппликация, батик".
Единственным относительно датированым является одна, пусть она и идет в "древнейшие" -- Туринская плащаница.
Опять-таки радиоуглеродный анализ показал, что она была изготовлена между 1260-1390 годами.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0e/Shroudofturin1.jpg/331px-Shroudofturin1.jpg)
Уфф, кажется, никаких техник не забыла. Или забыла?
- Полезная статья в Британской энциклопедии про иконографию Христа;
- статья про раннехристианское искусство;
- The Christian Reception of Sculpture in Late Antiquity
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
Best
brat_chik_2
May 16 2021, 15:10:10 UTC 3 years ago
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →