Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

Королева английская c пеликаном на шее

Её величество королева Елизавета I Тюдор была потрясающая модница. Ее наряды стоили огромные суммы, а по  сложности и конструкции, и содержания, вполне соперничали с современными киновселенными. Да и по цене... Некоторые из ее платьев дошли до нас запечатленными на портретах, которые, хотя и не являются шедеврами психологического реализма уровня Веласкеса, зато необыкновенно дотошны относительно подробностей вышивок. И драгоценностей.

Среди них выделяются две картины: одна называется "Портрет с фениксом", другая - "Портрет с пеликаном", по подвескам, которыми на этих картинах украсила себя королева. Мне захотелось узнать о них побольше.




Обе картины были созданы около 1575 года анонимным художником круга Николаса Хиллиарда или им самим. То, что автором может быть сам Хиллиард, доказывают сходством почерка в изображении волос на этих картинах с тем, как они изображаются на его достоверных работах.

"Пеликановый портрет" находится в Художественной галерее Уолкер в Ливерпуле (зум на гуглартс).


Если не знать, что именно надо искать глазами, то в этой роскоши, осыпающей платье королевы, драгоценных птичек-то и не разглядишь.

"Фениксовый портрет" находится в Национальной портретной галерее в Лондоне


На сайте Национальной портретной галереи рассказывается о них следующее.

Сравнительный научный анализ показал, что оба портрета были созданы в одной и той же мастерской. Датирование годичных колец показало, что дубовые панели, на которых были написаны портреты, происходят от двух одних и тех же дубов (видимо, панели сбиты из досок, взятых от разных деревьев).

В основу лица королевы взят стандарт ее внешности в возрасте около 40 лет, созданный известным мастером Николасом Хиллиардом. Рисунок лица на «Фениксе» в точности совпадает с «Пеликаном», это значит, что художник использовал один и тот же шаблон, чтобы его наметить во время нанесения контуров.



Портреты, вероятно, были созданы одновременно, однако глаза, нос и рот «Феникса» изначально были написаны немного ниже. Это может указывать на то, что художник начал с этой картины и затем в процессе адаптировал рисунок. Быть может, эта картина была создана первой. Впрочем, тут пишут, что  по стилю костюма раньше считалось, что "Феникс" должен быть на пару лет позднее. Однако когда картины собрали вместе в одной лаборатории, оказалось, что они сделаны практически одновременно.

Инфракрасный снимок "Феникса"


К тому времени, когда эти картины были созданы, имидж Королевы-Девственницы был уже очень тщательно проработан с идеологической точки зрения, и большая часть символики в ее портретах намекала на ее незамужний статус. Драгоценность на ее груди на этом портрете - подвеска с фениксом. Эта мифическая птица символизировала возрождение и целомудрие. Феникс стал ассоциироваться с королевой в 1570-х годах, он обозначал не только ее незамужний статус, но и возрождение ею славы династии Тюдоров. Еще Елизавета изображена с красной розой, символом Дома Тюдоров, и на ней тяжелый украшенная драгоценными камнями цепь, подобная той, что носил ее отец, король Генрих VIII.





На втором портрете подвеска украшена другой, реальной птицей - пеликаном. Правда, тоже трактованном фантастически-легендарно.

Пеликан на платье королевы символизирует ее самопожертвование, поскольку пеликан, как издавна считалось, клювом раздирал себе грудь, чтобы накормить своих детенышей. (Кстати, наша императрица Мария Федоровна (I) из-за этой же легенды избрала пеликана в качестве символа своих благотворительных обществ). В Средние века пеликан понимался как символ жертвы Христа, умершего на кресте ради спасения человечества.

Здесь пеликан  указывает на роль Елизаветы как  матери нации, постоянно готовой к самопожертвованию; она -  мать англиканской церкви и пожертвует своей жизнью ради своего народа.



По сторонам написаны гербовые знаки -- с одной стороны тюдоровская роза, с другой стороны флер-де-лис, обозначающая номинальную корону Франции, на которой английские монархи продолжали настаивать.



Далее прямо цитирую сайт галереи, чтоб вы меня не ругали за пошлости: "Две вишенки, заправленные за ее правое ухо, вероятно, относятся к ее девственности (поскольку ее «ягодка» осталась нетронутой)".



Драгоценность на ту же пеликанью тему можно увидеть минимум еще на одном портрете королевы того же круга (в частной коллекции), т.н. The Waddesdon Portrait.

Кстати, я тут вижу по своему опыту изучения изумрудов в живописи, что картина очень сильно потемнела. Скорей всего, этот черный был зеленым, или, быть может, синим (потому что черных драгоценных камней не бывает). -- UPD: нет, разгадка в другом Черные камни на картинах: почему они черные - нарочно или от воздействия времени?





Таков тайный язык королевских украшений. И сегодня, когда вы читаете на каком-нибудь популярном портале о смысле брошки Елизаветы II на каком-нибудь современном мероприятии, держите в голове, насколько же древняя эта традиция.


Tags: англичане, символы, ювелирное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 44 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →