Портрет, представленный на выставке «Под маской Венеции» в Царицыно, о которой я рассказывала вчера.
Лигоцкий Иоанн (Ligotski Ioann), 1769 г. Портрет графини Анны Петровны Шереметевой (1744 - 1768). ГИМ.
Аналог в Эрмитаже, неизв. худ.
Описание с этикетки: "На портрете графиня изображена в костюме древнеримской богини войны Беллоны. Этот наряд был подготовлен для первой русской придворной карусели, состоявшейся 16 июня 1766 года на Дворцовой площади в Петербурге. Декорации и амфитеатр для этого зрелища создал знаменитый архитектор Антонио Ринальди. Участниками были исключительно высокопоставленные придворные. Екатерина II c вел. кн. Павлом любовались происходящим из ложи амфитеатра, а затем награждали победителей дорогими призами".
Посмотрите этот костюм.
Да воры из саксонских "Зеленых сводов" в позапрошлом году вынесли меньше бриллиантов! А там, говорят, да миллиард евро по современным деньгам было.
Правда, исследователи моды 18 века пишут, что в костюмах нашитые бриллианты часто бывали на самом деле стразами. Но это же Шереметева -- она вполне могла носить все настоящее!
Фрагменты, мои фото картины из ГИМа.
***
Сохранилось еще две картины, уровнем сильно повыше.
Это парные портреты братьев Григория и Алексея Орловых, написанные Вигилиусом Эриксеном, придворным живописцем Екатерины Великой, в 1766-1772 годах: "Портрет Алексея Орлова в турецком костюме" (скачет направо) и "Портрет Григория Орлова в римском костюме" (скачет налево). Оба хранятся в Эрмитаже, куда поступили в 1958 г. Ранее они находились в Гатчинском дворце.
Это очень крупные картины (как вы можете видеть по общему виду эрмитажного зала).
Поэтому после поступления в музей они так и хранились свернутыми на валах и приходили в упадок. Их развернули и начали реставрировать в 2010 году, на этот процесс ушло три года.
Теперь они висят в зале, а в центре -- портрет Екатерины того же художника, в гвардейском мундире (как в день переворота).
Очень интересно разглядывать толпу.
К сожалению, так же подробно мне снять их не удалось.
Алексей, в тюрбане
Григорий, в шлеме с плюмажем
Интересно, сохранились ли еще картинки с той карусели? Гравюры какие-нибудь.
UPD:
куратор выставки в Царицыно пишет нам про портрет Шереметевой:
Добрый день! Даю более подробное описание портрета Шереметевой из каталога: "На портрете графиня изображена в костюме древнеримской богини войны Беллоны (спутницы Марса, дочери верховных богов Юпитера и Юноны). Этот наряд был подготовлен для первой русской придворной карусели, состоявшейся 16 июня 1766 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Декорации и амфитеатр для этого зрелища создал знаменитый архитектор Антонио Ринальди. Карусель напоминала одновременно о рыцарских турнирах и о спортивных состязаниях: участники, демонстрируя ловкость и удаль, метали копья и дротики, срубали головы чучелам и стреляли в них из пистолетов. В парадном шествии было четыре кадрили: славянская, римская, индийская и турецкая — с всадниками-«рыцарями», колесницами с дамами и кавалерами-возницами в нарядах, соответствующих названию кадрили. Участниками были исключительно высокопоставленные придворные. Екатерина II с наследником, великим князем Павлом Петровичем, любовались происходящим из ложи амфитеатра, а затем награждали победителей дорогими призами. Зрелище так понравилось императрице, что его повторили месяц спустя."
Вот такую смешную карусельную медаль на ней давали (описание).
Есть очень классное описание карусели:
https://drevlit.ru/docs/russia/XVIII/1760-1780/Karusel_SPb_1766/text1.php
Bestlast_of_indepen
November 5 2024, 12:36:46 UTC 1 week ago Edited: November 5 2024, 12:41:26 UTC
Софья, добрый день.
По фалеристике Екатерины II могу вас немножко проконсультировать.
> Вот такую смешную карусельную медаль на ней давали (описание).
Победителям Карусели давали вовсе не смешные медали.
Например, медаль графини Шереметевой за 3-е место среди Дам.
Разновидностей Карусельных медалей немало.
Больше всего ценятся золотые именные медали 1, 2 и 3 прейса, врученные победителям.
Есть еще памятные медали, настольные и просто жетоны в самых разных металлах, оттиснутые в разные годы по частным заказам коллекционеров.
Иготовление новоделов в РИ процветало.
То, что показали вы, это односторонний новодельный оловянный оттиск, сделанный по заказу кого-либо из собирателей.