На выставке "Ненавсегда" в ГТГ был странный цикл картин. Поскольку посвящен он книге "Откровение Иоанна Богослова", то я не могла его пропустить и железно обязана его изучить и разобраться, что это такое там вообще изображено. С первого взгляда вообще не ясно, со второго тоже.
![20200725_151216.jpg 20200725_151216.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2416894/2416894_1000.jpg)
Виталий Линицкий (Митрополит Стефан) (род. 1934).
Серия "Апокалипсис (1)". 1965-1977
Планшет, холст, масло.
Sploshnoff collection
Все картины размером 149 х 109 (кроме одной, 150 х 150)
Из каталога выставки "Ненавсегда" (ГТГ),
Стр. 197.
Виталий Линицкий -- один из главных представителей религиозного мистицизма в искусстве 1970-х - начала 1980-х годов. Выпускник МГХИ имени В.И. Сурикова, он принял крещение 24 года, увлекся учением исихастов и в своих картинах стремился найти живописный эквивалент описаниям "фаворского света", объединить традиции иконописи и модернистских направлений ХХ века, прежде всего сюрреализма и фотореализма.
Работы Линицкого во многом задавали тон на выставке в павильоне "Дом культуры" на ВДНХ (1975), где они экспонировались на колоннах в центральном зале. В 1981 году Линицкий был пострижен в монахи под именем Стефан, присоединившись к Российской катакомбной церкви, и вспоследствии инициировал несколько общественно-религиозных движений".
Валентин Серов (1947-1988). Вид выставки в павильоне "Дом культуры" на ВДНХ. 1975. Фонд Леонида Талочкина. Архив музея "Гараж". Инв. LT-F3120.
Обличительная советская статья о легендарной выставке.
Другие фото выставки, из сети:
Автор Г. Кизевальтер
Автор: И. Пальмин
Леонид Талочкин и Татьяна Колодзей на развеске выставки. Автор И. Пальмин
А вот опять из ГТГ фото.
Буду давать в таком порядке: название; аннотация с этикетки, сочиненная художником; фотография работы; мой комментарий.
***
«Видение 1. Явление семи светильников и Триипостасного Образа»
Мое фото (простите, блики)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2417511/2417511_800.jpg)
Мой комментарий:
Сначала обо всем цикле: с точки зрения мирового искусства ХХ века цикл Линицкого, тем более, что потом он стал священником, не является экстраординарным . В XX-XXI веке было много подобного, иллюстрирующего "Откровение", причем часто это делают священники. правда, обычно протестантские. (Примеры: Professor John Steczynski, Ted Larson, David Miles).
В них всех авторы не используют сложившуюся христианскую иконографию. Это плод самостоятельного чтения и размышлений (если не сказать, медитаций). А поскольку текст "Откровения" весьма глючный, работы тоже получаются глючными.
Примечательная черта -- очень многие авторы приходят к тому же приему -- строгая симметрия, круги в небе, кислотные цвета. Линицкий разве что еще менее фигуративен, предметы расплываются.
by Rodney Matthews; by G. Roland Smith; by David Miles
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/631531/631531_original.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/691337/691337_original.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2427942/2427942_original.jpg)
Однако для СССР Линицкий с этим циклом, безусловно, уникален. Мало кто создавал религиозное, особенно про Апокалипсис, а еще так подробно.
Что до симметричности и кислотности, то мне кажется, тут влияние не столько текста "Откровения", но и общая ЛСД-шная стилистика эпохи, завязанная на психоделику и припудренная композицией мандалы.
Сравните.
Pink Floyd. «The Dark Side of the Moon» (1973); Grateful Dead. Anthem of the Sun (1968); Boston by Boston (1976)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2428369/2428369_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2428899/2428899_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2428567/2428567_600.jpg)
Сюжет 1-й картины: сцена из первой главы (Откр, 1:10-20), Видение Сына человеческого: "...и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, (...) Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его — как солнце, сияющее в силе своей.И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый...."
Репродукция
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2427483/2427483_800.jpg)
Линицкий, следуя тексту, изображает упавшего ниц Иоанна. В видении перед ним как-то смутро угадывается Господь (на фоне креста света), и те, кто знает, может предположить, что висящие предметы -- это семь светильников.
Вот традиционное изображение этого сюжета в христианском искусстве (в иконописи оно тоже встречается, только очень редко. Обратите внимание, что здесь от уст Бога все-таки исходит настоящий меч, по тексту книги (а не птичка Святого Духа).
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/ec/Ottheinrich_Folio284v_Rev1.jpg/1280px-Ottheinrich_Folio284v_Rev1.jpg)
«Видение 2. Престол»
Второй холст — «Престол». Вокруг Престола — 24 старца: ветхозаветные патриархи и новозаветные апостолы. Сам Престол располагается в треугольнике с вершиной вверх — «Бог есть Любовь», здесь Триипостасный образ грядет на крыльях Святаго Духа.
Мой комментарий:
это, видимо, 4-я глава (Откр. 4:2-5): "...и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; 3 и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. 4 И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы. 5 И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих".
В этом видении Иоанн зрит Господа на троне и поклоняющихся ему 24 старцев.
В традиционном варианте иконографии это поклонение выглядит вот так.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2429156/2429156_800.jpg)
На картине Линицкого символизирующие Бога кресты с глазами, очень пугающие. Не знаю, откуда он это взял. Такой традиционной иконографии нет. Быть может, измененный мотив из иконы "Всевидящее око"?
Новодельная икона, поэтому ярковатенькая
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2429321/2429321_600.jpg)
Еще были такие пугающие иконы, позже запрещенные -- "Смесоипостасная Троица"
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/83/%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D0%B0_1729.jpg)
«Видение 3. Раскрытие Книги жизни»
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2418174/2418174_800.jpg)
Мой комментарий:
на этой картине изображено снятие 6 из 7 печатей Апокалипсиса, но, честно, если б не пояснения автора, я бы не догадалась об этом. По тексту это 6-я глава целиком (см. текст тут).
В классическом искусстве снятие печатей одновременно не рисовали, очень сложно: первые 4 -- это всадники, остальные совсем разные. Некая попытка есть тут -- оставшиеся печати (вернее, кары от них) видны на заднем. плане. Так что подход автора, с плавающими платформами, весьма креативен!
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d7/Apocalypse_4._Opening_the_seals._Revelation_cap_6_v_9-11._Mortier%27s_Bible.._Phillip_Medhurst_Collection.jpg)
«Видение 4. Снятие Седьмой печати»
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2418252/2418252_800.jpg)
Мой комментарий:
Это уже события другой главы: снятие седьмой печати и трубящие ангелы. Вся 8-я глава целиком (Откр. 8:1-13): "И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб.(...) И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение. И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить. Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела. Второй Ангел вострубил... (и т.д.). (тут глава целиком)
Композиция у картины странная, особено пугающие эти белые пузыри. Иконография, как и в предыдущие разы, полностью авторское изобретение. Вот тот круг в центре, который он описывает как Церковь и Невесту, правда, навела меня на мысли о традиционной богородичной иконе "О тебе радуется". В иконах вообще часто встречается симметричная структура и большая сфера на фоне, символизирующая небесное.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f2/About_you_rejoices_XV_c.jpg)
Собственно, в православной иконографии, если искать изображения снятия 7-й печати, можно найти нечто похожее. Вот сцена, где Господь дает упомянутым ангелам 7 труб.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c1/Lubok_of_Resurrection.jpg)
На картине Линицкого внизу видите пламя? Подозреваю, что это огонь из кадильницы, которую изливает на землю ангел. Вот "реалистический" вариант.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/99/Apocalypse_by_Gebhard_Fugel_09_-_Kap._8.2_Posaunenzyklus.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2418541/2418541_800.jpg)
Мой комментарий:
Ни на каком конкретном фрагменте текста "Откровения" эта картина не основана. Ну, раз автором упомянуты "воинства", предположим, что это Отр 16:14-16, но в принципе не важно.
Из этой картины опять бы получилась шикарная обложка для рок-альбома 1970-х.
Репродукция
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2427733/2427733_800.jpg)
Мне, на самом деле, интересно, вот эти советские художники, которые типа были за железном занавесом, как им удавалось делать вещи, настолько похожие на то же, что происходило в этот момент за рубежом? До них все-таки что-то доезжало (и это был такой карго-культ), или они тоже ловили какие-то эманации в воздухе, отражали что-то архетипическое? Ну, предположим, "Бременские музыканты" или "В порту" явно делались с опорой на исследованные и осознанно переработанные образцы. Но вот такое?! Вряд ли же будущий священник сидел такой и думал: "мне привезли тут пару пластинок английских метал-групп, дай-ка я их процитирую в своем образе дьявола! И такую же кислотную палитру!".. .
Overkill - Motörhead, 1979
Pierre Henry – Mass For The Present Time 1970
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2429864/2429864_original.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2430175/2430175_original.jpg)
Steppenwolf 7 (1970)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2430365/2430365_original.jpg)
David Pelham’s cover for the 1973 edition of A Cure for Cancer (1971), Michael Moorcock
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2429630/2429630_original.png)
«Видение 6. Армагеддон»
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2418813/2418813_800.jpg)
Мой комментарий:
Иллюстрированный текст: глава 20, про финальную битву на небесах.
Я, честно говоря, не очень могу различить описанные автором сюжеты (ангела с ключом). Вижу внизу трубящих ангелов. В правом нижнем кругу вижу серп в руках Бога (это тоже по тексту).
Канонично это иллюстрируют например, вот так.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/84/Apokalipsis_trekhtolkoviy_%281909%29_64_-_Judgment.jpg)
Но в данном случае автор больше отводит тому, что в Небесах, а не битве внизу.
Конструкции в небесах парят весьма странные (круги света, конечно).
Похожие странные сопряжения кругов в иконописи мы уже видели в иконе "Всевидящее око".
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2430466/2430466_original.jpg)
Еще такие структуры есть, например, в "Символе веры"
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2430971/2430971_original.jpg)
"Апостольская проповедь"
![780_Em9shWi.jpg 780_Em9shWi.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2432422/2432422_original.jpg)
Икона "Шестоднев" -- посмотрите, как все тут структурировано.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b0/Hexameron_Palekh_icon_%281830s%2C_priv.coll%29.jpg)
а сопряжения с углами есть еще в "Неопалимой купине"
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2431056/2431056_original.png)
Но то, что делает Линицкий, мне, честно говоря, напоминает не иконопись, а буддийскую живопись (вообще любопытно, что вот такая сложная тематическая иконопись использует те же иконографические принципы (симметрия, круги), что и мандалы и прочие восточные религиозные жанры, про которых у нас аксиома, что это делается для медитации и гипнотизирования зрителя.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2431841/2431841_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2431454/2431454_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2431496/2431496_600.jpg)
Любопытно также, что некоторые из приведенных выше икон решением Соборов были признаны неканоничными).
Для сравнения -- под катом иконопись, основанная на другой идее, и визуально не такие "вычерченные".
Воскрешение Лазаря. Из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Праздничный чин 1497 года
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/49/Kirillo-Belozersky_iconostasis_-_Kremlin_exhibition_-_Lazarus_by_shakko.jpg)
Жены-мироносицы у Гроба Господня. Из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Праздничный чин 1497 года
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/cf/Kirillo-Belozersky_iconostasis_19_-_Wives_at_the_grave.jpg)
Кажется, ЛСД-ная колористическая гамма у западных музыкальных обложек 1960-1970-х годов также (помимо прочего) связана с их увлечением восточными практиками и восточным искусством.
Худ. Г.Г. Сантош (ум. 1994), представитель движения неотантризм
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2432624/2432624_original.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2432835/2432835_original.jpg)
Changes no. 3, 1969
The back cover of Barbara “Willy” Mendes’ Illuminations, 1971
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2433064/2433064_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2433403/2433403_600.jpg)
Еще любопытно, что как живопись шизофреников характеризуется мелкой кружавчатостью и попытками кристаллизации форм, "филоновщиной", то вот это искусство, связанное с мистицизмом и попыткой анализировать религии, все время тяготеет вот к такому визуальному упорядочению форм. Мне кажется, это тоже очень узнаваемый признак жанра (в том числе жанра текстов, которые эти иллюстрации сопровождают).
Иллюстрация к Каббале
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2432066/2432066_600.jpg)
Мнение психиатров и других врачей, тем не менее, о данной манере приветствуется.
Мой комментарий:
текст -- главы 21 и 22, описывающие то, что будет после Страшного Суда, новый небесный мир: "И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. (...) И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой... (и т.д.)
В каноне тут пишут Престол Господа, от него исходит Река Жизни, а вдоль реки растут Древа Жизни. В принципе, у Линицкого даже узнаваемо (наконец), если напрячься.
Репродукция
Такие эксперименты в ту эпоху вполне законны c точки зрения эстетики.
Сальвадор Дали. Распятие (Corpus Hypercubus). 1954
Аналогично. Раскрашенный барельеф.
А вот сейчас неожиданное (половина гугла думает, что это тоже Сальвадор Дали, но нет)
Борис Вальехо. The Protest. 1984
На самом деле, любопытно, как тогда в 1970-е, им это виделось, как духовное, мистическое. А нам, спустя 50 лет, эти попытки собственной трактовки христианства (без опоры канон), эти заигрывания с Богом -- видятся уже как чистейший образец поп-культуры.
Jimi Hendrix, Axis: Bold as Love. 1967
Современные художники из интернетов, авторство утеряно.
+ Интересная галерея визионерского
***
По cсылке (вдруг кому по делу пригодится) -- еще один отрывок из каталога "Ненавсегда", расказывающий о группе мистиков-нонконформистов, к которым принадлежал автор (изначально -- художников живописной секции Горкома графиков). В этот пост не влезло, но там умные слова искусствоведов про синкретизм христианство+нью эйдж той худгруппы андеграунда, к которой принадлежал автор.
Итак, подытоживая, каково мое мнение об этом цикле "Апокалипис" В. Линицкого (1965-77). Выводы таковы:
- В советском искусстве, и отдельно в нонконформизме, этот цикл, в эти годы -- безусловно очень важное и любопытное событие. Понятно, почему он произвел впечатление на современников и почему был включен в подытоживающую выставку об эпохе застоя "Ненавсегда" в 2020 году в ГТГ.
- В мировом искусстве, если б этот цикл появился на Западе в те же годы, думаю, он тоже произвел большое впечатление -- поскольку он необыкновенно метко вмастил в мистически-синкретические искания "богемы" той эпохи, причем вмастил еще и эстетически. Если б у этой эзотерической стилистики (которая, как мы увидели, общемировая) было конкетное название жанра, то этот цикл, безусловно, стал бы одной из знаковых его работ.
- Для самого автора это, безусловно, очень важный цикл. Я не изучала его творческий путь, и не знаю, нашел ли он эту стилистику только в данном цикле, или уже раньше придумал, но она останется для него "фирменной" и в последующие годы, и если вы запомнили эти его картины, то теперь опознаете его любые другие работы. (У Глазунова, обратите внимание, будет то же самое многофигурие, но без психоделики, и поэтому с художественной точки зрения намного хуже).
Например, вот. Если в комментариях будут заявки, поразбираю еще несколько его вещей потом с точки зрения сюжетов, они любопытные вообще.
- А вот если рассматривать этот цикл с точки зрения глобальной истории иллюстрирования книги "Откровения Иоанна Богослова", то совсем не так эпохально. Вот в заметке в "НГ" уважаемый Роман Багдасаров (мы не родственники) пишет: "Со времен старообрядческих лицевых апокалипсисов и рисунков к эсхатологическим видениям из «Жития Василия Нового» никто не привнес в визуализацию Откровения чего‑либо принципиально свежего. Линицкому это удалось". Это неправда. Начиная примерно с Уильяма Блейка (конец 18 века) все самостоятельно мыслящие художники только и делали, что стремились, из кожи вон лезли, чтобы принести в визуализацию Откровения это "свежее". И даже для одних русских художников это неправда -- Васнецов сделал отличный (и практически новый с точки зрения иконографии) цикл, а еще был, скажем, русский художник-эмигрант Георгий Шлихт и его офигенный цикл в стиле раннего Рериха, или эмигрант Жорж Пожедаев с циклом гравюр... Так что для 2000-летней истории иллюстрирования "Апокалипсиса" -- это всего лишь один из многочисленных вариантов, отнюдь не шедевральный.
- С точки зрения иллюстрирования "Апокалипсиса" конкретно в ХХ веке -- его место получше, повиднее. Тут в наличии авторский поиск и размышления, интересные решения (хотя и трудно различимые без лупы). А еще хорошо, что это сделано руками, маслом, а не графика и не на на компе. И еще много картин в серии, это длинный проект, что хорошо. В общем, в первую десятку циклов ХХ века я его бы включила (а кто на первом месте точно не могу сказать, но мой фаворит этот мексиканец).
- А вот с точки зрения художественных достоинств и банальной эстетики он мне совсем не нравится (кроме 1-й и черепа). Если по гамбургскому счету, то как просто "живопись" -- нормально, но не великолепно, в основном, из-за нездоровой колористической гаммы, на мой взгляд.
______
Если хотите разбираться в этом самом "Откровении Иоанна Богослова" как следует (там еще много дико интересного!),
рекомендую вам приобрести мою книгу-альбом "Апокалипис в искусстве" (в лонг-листе "Просветителя-2020") (лабиринт, озон)
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →