Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Каталог НЕНАВСЕГДА о художниках живописной секции Горкома графиков



С. 34

В 1975 году на одной из первых выставок нонконформистского искусства в Доме культуры на ВДНХ экспонировалась живопись с христианскими мотивами (Виталий Линицкий, Владимир Петров-Гладкий и др.), а начиная с 1979 года работы на религиозную тематику появились на выставках живописной секции московского Горкома графиков, что по тем временам было явлением невероятным*. Из представителей живописной секции сложилось цельное направление, в фокусе внимания которого находились религиозно-мистические темы. Это участники общесекционных весенне-осенних выставок, групп "20 московских художников" и "21", живописцы-постмодернисты, культуроцентричное искусство которых питалось в основном христианской тематикой, у большинства -- с акцентом на мистицизм, в некоторых -- в синтезе с буддизмом и восточной эзотерикой. Среди них Александр Харитонов, Виталий Линицкий, Владимир Казьмин, Отари Кандауров, Борис Козлов, Константин Кузнецов, Юрий Миронов, Владимир Наумец, Павел Никифоров, Владимир Петров-Гладкий, Сергей Потапов, Владимир Провоторов, Сергей Симаков, Александр Фролов**. Их творчество отличается большим стилевым и содержательным синкретизмом, являясь примером постмодернистских стратегий художественного плюрализма. Русская христианская культура нескольких веков, наследие Николая Рериха и интерес к буддизму, синтез Востока и Запада*** стали для них фундаментом религиозного мистицизма. Для понятия "религиозное" в искусстве в то время существовало два синонима: "возвышенное" и "запрещенное", и религиозные темы воспринимались как одна из форм разномыслия. Для религиозного направления важны критерии, связанные с личным опытом, духовным поиском.

________
* Сразу после образования живописной секции в 1976-1977 картины на религиозную тематику снимались с экспозиции, но в начале 1980-х были разрешены к показу.
** См.: Флорковская А.К. Религиозные искания в неофициальной московской живописи 1970-х годов // Русское искусство. ХХ век. Исследования и публикации : [сб. ст.[ М., 2007. Кн. 1. С. 399-416
*** Для отечественного мистицизма еще со времен Николая Бердяева и Николая Рериха ключевым является синтез Востока и Запада (см. : Фаликов. С. 485-486)


С. 35.

И для зрителей, и для художников стало привлекательным не декларирование истины, а совместное ее нахождение и переживание. Тогда же обозначилась важная впоследствии связь религиозного искусства и национальной темы.

Виталий Линицкий начал серьезно заниматься религиозной темой и стал послушником Троице-Сергиевой лавры одновременно, в начале 1960-х годов. С середины 1970-х в его работах, пейзажных в своей основе, появляется слой событий, относящихся

С. 36

к духовному миру. Делая наглядным учение о нисхождении в тварный мир нетварного света  -- свидетельства Божьего присутствия в мире, художник вырабатывает собственный символико-иератический язык, что связано с попыткой переосмысления сакральной символики и канона.

В каталоге это проиллюстрировано данными картинами


Сергей Симаков в 1970-е годы обращается к освоению опыта сюрреализма и старых мастеров, и тогда же в его живописи появляются религиозные мотивы, также раздвигающие рамки привычного рационалистического мышления. На рубеже 1970-1980-х художник приходит к религиозным темам, внутренне связанным с событиями отечественной истории.

Владимир Петров-Гладкий, живописно трансформаируя пластические образы ангела и храма, воспринятые им в годы учебы в студии Василия Ситникова, и оттолкнувшись от интереса к восточной философии и йоге, обращается к традиционной для русской культуры теме странничеста в собственной, весьма оригинальной трактовке: путь его героя лежит через причудливые искушения земного бытия.

В беспредметных композициях Владимира Казьмина (он был членом балканского эзотеричерического "Белого братсва") единственным объектом изображения обычно является храм в подвижном световом пространстве. Казьмин ближе других художников живописной секции Горкома графиков стоял к мистическим поискам 1900-1910-х годов, к попыткам выразить через беспредметное собственный мистический религиозный опыт.

Владислав Провоторов отталкивается от европейской традиции религиозной картины, связанной с темой возмездия, Страшного суда. В центре его художественного мира -- человек и его страсти, темы христианской космологии.

Александр Харитонов, работая в жанре религиозно-философского пейзажа, стремится соединить мир природы и мир человека в Божественном преображении падшего космоса.

Константин Кузнецов пришел к вере так же, как приходили к ней многие в 1970-е - начале 1980-х годов: через литературу, философию, возрождение "культурной памяти". Он писал на пленэре полуразрушенные церкви и монастыри, природу провинциальной России, парадоксальным образом хранившую память об ушедшей культуре.

Сергей Потапов в начале 1970-х годов увлекался русским народным лубком и одновременно искал общности христианских и буддийских символов.

Некоторые художники круга Горкома графиков стали священниками или иконописцами, что, безусловно. свидетельствует о серьезности их поисков: среди них Виталий Линицкий (архиерей Катакомбной церкви), Владислав Провоторов (священник), Сергей Симаков (иконописец, священник, монах), Александр Лавданский (иконописец), Геннадий Огрызков (священник).

Члены живописной секции Горкома графиков принимали участие в перформансах группы "Интермедиа" (1971-1975), имевших религиозно-мистическую основу. Группа действовала при Музее А.Н. Скрябина в Москве на основе созданной в 1966 году фирмой "Мелодия" экспериментальной студии электронной музыки, где собирались художники, актеры, музыканты, режиссеры-постановщики, ученые физики и архитекторы, занимавшиеся постановкой перформансов. В деятельности группы принимали участие художники живописной секции Горкома графиков Сергей Потапов и Геннадий Огрызков. Для входящих в этот круг было характерно увлечение агни-йогой, буддизмом, суфизмом, идеями русского космизма. Ездили в Богарию, где под покровительством Людмилы Живковой существовала группа последователей Петра Донова (мистика начала ХХ века), опиравшегося на практику секты богомилов и идеи паневритмии. Для последователей Донова было характерно использование синтеза цвета, слова, музыки, движения. Этот синтез лежал в основе системы введения в состояние транса и достижения гармонизации духовного поля личности с космическим. Моделировалось психофизиологическре воздействие перформанса на зрителей и участников, продумалась геометрия пространства, выявлялись определенные методы работы с жестом, изучалось воздействие структур пространства на структуры сознания и через них -- на систему символов в культуре. В перформансах группы сильно было пластическое, театральное начало.

Советский акционизм 1970-х - начала 1980-х годов также оказался затронут характерым интересом общества того времени к области религиозного, мистического, иррационального, паранормального. С точки зрения парарелигиозных мотивов его представители испытали влияние идей оккультно-ориентального синтеза, вступавшего в смешение с восточнохристианской традицией, что очевидно в художественной практике групп "Гнездо" и "Коллективные действия", в ранних инсталляциях и перформансах Виталия Комара и Александра Меламида.

(на этой странице тоже были примечания, но я их забыла сфотографировать. Если у кого есть каталог под рукой, можете прислать.
И если посмотрите в каталоге, кто из искусствоведов писал статьи на процитированных здесь страницах, будет круто. К.Светляков или еще кто-то?)




Tags: советское
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments