![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2222708/2222708_800.jpg)
Photo: Valery HA
«Знаешь, как со стороны выглядит твоя работа?» — выдыхает Азанова. — «Как будто ты ничего не делаешь, только ходишь в кино бесплатно и тусуешься с артистами».
«Вероника, а чем, собственно, таким сложным вы заняты?» — голос предыдущего руководителя до сих пор звучит в голове. — «Смотрите себе кино, а потом начитываете пресс-релиз и перекрываете его трейлером».
Мы с Джессикой не согласны.
На интервью с Джессикой Честейн (2019 год). Фото из инстаграма автора
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2221445/2221445_original.jpg)
Правда в этом, разумеется, есть. Я действительно смотрю кино бесплатно, по большей части. Много кина. И сериалов. Особенно в последнее время. Но не потому, что я злостный пользователь промокодов и торрентов и я не умею по-другому занять своё время.
А потому что однажды это стало моей работой.
Я киножурналист.
Ну или кинообозреватель. Но точно не кинокритик, хотя титруют иногда и так.
Правда также состоит и в том, что моя работа хоть со стороны, хоть изнутри выглядит неплохо, если не сказать «привлекательно». Ну так это же как в той присказке, что нужно найти себе занятие по душе, и ты никогда больше не будешь работать. Мне определённо по душе моё занятие.
Но совершенно непонятно и кажется несправедливым, что многие представители других профессий, и не только шахтёры, мою работу за работу не считают. Тем самым отказывая мне в праве на неё жаловаться и уставать от неё. «Пфф, и от чего это ты так устала? Кресло в кинотеатре неудобным было или кофе не налили?»
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2222892/2222892_800.jpg)
70th Cannes Film Festival Official Selection Presentation - Press Conference In Paris (Photo by Marc Piasecki/WireImage)
Начнём с того, что кофе нам на пресс-показах почти никогда не наливают. А если наливают, то это чаще всего пресс-показ, совмещённый с пресс-конференцией.
За прошлый год (по этому считать как-то неправильно) кофе на пресс-показе налили один раз. На презентации фильма «Эбигейл».
Но фильму это не помогло.
Кофе наливают на пресс-конференциях больших проектов.
Когда те проходят в «Ритц Карлтон», например. То есть раза три-четыре за год.
Обычно он включён в пакет покупки зала для проведения мероприятия.
Кто касается еды, тут я вас разочарую: она бывает только на премьерах, только канапешно-брускетная и только в вип-комнате для актёров и их ближайших приглашённых.
Хотя Дисней для гостей своих вечерних премьер выставляет попкорн и воду.
Простите, что не ценю этого.
Но вообще я взрослая, самодостаточная, зарабатывающая женщина. Я могу сварить кофе дома или купить его в кафе по дороге в кинотеатр.
Пресс-показы начинаются с 11 утра. Большие или «привозные», это когда приезжают зарубежные гости, пресс-конференции, сбор прессы в 9-9:30. Не жуткая рань, если уж так подумать. Так что на это жаловаться я едва ли буду.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2223190/2223190_800.jpg)
Stockholm International Film Festival press conference at Radisson Collection, Strand Hotel, Stockholm, twitter
И если мы разобрались с кофе, давайте уже перейдём к самой работе.
Смотреть кино — это же досуг! Особенно, когда мы пережили карантин и каждый день что-нибудь включали. То есть с большой вероятностью, если кто-то из вас ведёт списки просмотренного, эти самые списки сравнялись с моими или даже стали больше.
Но вот в чём разница: вы включали что хотели и когда хотели. Выбирали под настроение и выключали, если не зашло.
Мне такой роскоши не выдают даже дома.
Да, иногда я получаю эксклюзивные ссылки на фильмы, на которые нужно писать рецензии, пресс-релизы или по которым нужно готовиться к интервью. И мой максимум возможностей — поставить этот самый фильм/сериал на паузу, выдохнуть: «Ну и дичь», и вернуться к просмотру.
А ещё мне нужно его анализировать. Подбирать формулировки, подходящие не только мне самой, но и тем изданиям, куда эти формулировки будут отправлены.
У меня не выдающаяся память, поэтому в тёмном зале я во всех смыслах вслепую записываю цитаты или те самые формулировки в блокнот. Эту разновидность моего почерка не всегда с первого раза могу разобрать даже я сама.
Спасает лишь та самая память, которая цепляется за единственное узнанное слово и вспоминает, что же я там придумала.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2223402/2223402_800.jpg)
72nd Cannes Film Festival Official Selection Presentation At UGC Normandie In Paris Photo by Marc Piasecki/WireImage)
Дальше ситуация разветвляется.
То есть понятно же, что я едва ли выбираю, что мне смотреть, но если в кинозале это хотя бы скрашивается самим кинозалом, хорошим экраном, удобным креслом (скажите это креслам в Зимнем театре в Сочи) и ощущением эксклюзивности, то вот «просмотровки», те самые, которые мне присылают, могут быть:
- черновой сборки без финального звука, графики и даже монтажа, в этом случае персонажи будут вести себя странненько, а посреди фильма внезапно вы увидите зелёный экран, поверх которого будет написано «Самолёт садится на посадочную полосу», сидите и фантазируйте;
- на языке оригинала и даже без субтитров, а тебе надо не просто что-то понять, а понять что-то, что поможет тебе написать внятную рецензию, могут прислать подстрочник, конечно, но на английском, если фильм на каком-то другом языке, в итоге практики — вагон, а вот понимания и удобства минимум;
- с водяным знаком поверх всего изображения для защиты и пониженным качеством изображения, что особенно ценно, когда ты смотришь кино, в котором должны быть по идее впечатляющие декорации и костюмы, или когда это какой-нибудь мрачный скандинавский детектив, который от понижения качества просто превращается в третью серию восьмого сезона «Игры престолов»;
- и могут быть просто с ограниченным временем доступа, поэтому получил, сел и смотри, неважно, какой у тебя там график был.
Пресс-показы начинаются чаще всего в 11 утра. Но фильмов же на неделе выходит больше, чем 5, так что бывают показы в 14 или 15, могут быть в 17, чтобы не звать журналистов на официальную премьеру, а могут быть совмещены с официальной премьерой, тогда позовут к 20, хотя начнут в 21-21:30.
Ну и совершенно нормально проводить 2-3 показа в день.
Вышел в 13:30 из «Октября», потянулся и побежал к 14:30 в Пять звёзд. Вышел из «Пяти звёзд», посмотрел на часы — есть время до вечерней премьеры.
Садишься в кафе с ноутбуком, тянешь стакан чая, пишешь, значит, пока все фильмы окончательно не перемешались в голове. Сегодняшние два со вчерашним и позавчерашним.
Главное в этот момент не думать о том, что у тебя ещё дома сериал застрял, на который бы обзор накидать.
Но моё любимое в этом кинообилии, это когда ты сидишь, смотришь, не шибко получаешь удовольствие, но надо, потому что интервью же по проекту у тебя... А потом спикер тебе говорит через пиарщика, что ему неудобно, он передумал и вообще он в другой стране.
Я так посмотрела 12 серий одного сериала, потому что исполнительница главной роли вроде как давала интервью к выходу финальной серии.
Но «вроде как» оказалось тут ключевым.
It’s been a hard day’s night... I’m singing and texting it, while the taxi is moving me to the next place for shooting. (Из инстаграма автора)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2221733/2221733_600.jpg)
Про самую важную составляющую моей работы очень многие попросту забывают.
То есть, когда я говорю, что моя работа — смотреть кино, то кажется, что вместе с титрами она и завершается.
Но после титров наступает то самое рабочее время.
Надо писать.
А в моём случае: расшифровывать интервью, писать сюжет, утверждать его у глав.реда, который может потребовать переписать, начитывать и монтировать. Ещё желательно текст с полными титрами отправить на эфир, но к чему вам знать об это бюрократии, да?
Нет, я не буду сейчас завирать, что монтирую сама. У меня есть хороший режиссёр монтажа. Но до недавнего времени, пока у него не родился ребёнок, я считала нормальным и правильным сидеть с ним на этом самом монтаже. Потому что только я знаю, где какой кадр я хочу поставить и увидеть в своём сюжете. Потому что, когда я пишу сюжет, я просматриваю трейлер/ы и любые имеющиеся материалы от и до по несколько раз. Ибо телевизионный сюжет — это аудио-визуальный информационный материал.
Таким образом на создание видео-рецензии со стандартным хронометражем 2:30 минуты на фильм, который шёл два часа, уходит часа 3-4.
И это потому, что, простите мою нескромность, я довольно быстро пишу.
Текстовые рецензии отнимают ничуть не меньше времени. А может и больше.
Потому что в них вы не можете прикрыться ни интервью, ни фрагментами из фильма. Ваш язык должен вырисовывать эту самую картинку.
И тут, как ни крути, нужна либо муза, либо отменная сквозная идея. Я предпочитаю второе.
А вот видели там, в абзаце выше «расшифровывать интервью»? А в другом абзаце «поехать на премьеру»?
Это называется «съёмка» и «до фига времени». Приехать на встречу со спикером надо заранее.
Потому что надо быть вежливыми, а ещё надо поставить свет.
Интервью само — как пойдёт. Может 10 минут, а может час и 10 минут (Марина Васильева, вы прекрасны, но расшифровывать вас было пыткой на 5 часов).
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2223700/2223700_800.jpg)
Photo: LOIC VENANCE / AFP
Прогнозировать невозможно. До этого к интервью желательно подготовиться, о чём я писала примерно тут.
Но всё же повторю непопулярную мысль, что ваше всамделишное мнение о просмотренном фильме в данном случае едва ли интересует спикера, пиарщика и ваше издание. То есть во время записи желательно быть доброжелательным.
После этого дожидаешься, когда твою съёмку сгонят в общий архив и выдадут тебе, и приступаешь...
Понятно, что есть понятие рабочего навыка. Например, запоминать, в какой момент спикер сказал что-то, что тянет на готовый синхрон. Или в принципе не расшифровывать интервью, а прослушивать и выписывать только нужные тебе фрагменты (это я про телек сейчас). Это немало сокращает времязатраты, но не отменяет их.
С премьерами вообще всё весело.
Приезжаешь, встаёшь с камерой на дорожку и... ждёшь, когда всё начнётся.
Сбор прессы традиционно за полтора часа-час до обещанного начала.
Но начало редко начинается, когда его обещали.
Потом лихорадочно снимаешь, пытаясь протиснуться между коллегами и перекричать их же.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2223889/2223889_800.jpg)
Источник фото
А потом садишься и ожидаешь, когда фильм закончится, чтобы так же лихорадочно, но при этом ещё и совершенно по-броуновски провести опрос: понравилось ли? Что там в резюме обычно пишут «устойчивость к стрессам»? Меня никогда о таком не спрашивали, но, очевидно, она у меня так себе, если после каждой такой премьеры у меня болят голова, горло и вообще немного потряхивает от адреналина. Я лучше с чёрной горки на горных лыжах скачусь, чем отработаю премьеру.
Хотя, конечно, это та ещё зараза. Когда премьер долго нет, ты невольно мысленно начинаешь их зазывать... Чтобы потом приехать домой в полвторого ночи и выслушивать кота на предмет соблюдения правил трудового кодекса и приличия.
На премьере фильма «Один вдох» (Из инстаграма автора)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2221928/2221928_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2222172/2222172_300.jpg)
И, разумеется, у всех этих материалов, которые вы насмотрели и насняли, есть график сдачи. Который плохо согласуется с графиком следующих показов, съёмок и ваших личных планов.
То есть, разумеется, это великое умение делать всё вовремя, но я пишу о реалистичном раскладе, а не об идеальном. И в нём ваша личная жизнь порой обречена сидеть в 10 вечера пятницы на диване и смотреть на вашу спину или на свой футбол на своём ноутбуке на выбор.
Эксклюзивный доступ к крутым фильмам, которые будут в прокате только через 2 недели, быстро перестаёт котироваться как бонус.
И к тому же далеко не всегда вы можете взять на пресс-показ или премьеру +1.
А просмотровки Нолана лично мне не присылают, знаете ли.
Отдельное удовольствие, это когда тебе нужно писать несколько материалов по одному и тому же проекту. Будь это один фильм и несколько изданий или один фильм и несколько материалов для одного издания. Нейронные связи в мозгу укрепляются до окаменелого состояния и уже не выдают ни одного нового слова. А надо бы, потому что иначе вас обвинят в плагиате. Пусть и само-, но плагиате.
Всем ведь подавай эксклюзивные тексты.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2224351/2224351_800.jpg)
39 ММКФ. Никита Михалков. Брифинг с журналистами (источник)
Ну и наконец профдеформация.
Которая со стороны и по-первости смотрится круто, а при чуть более близком и повторном рассмотрении начинает раздражать.
Я везде вижу аналогии с фильмами.
Я везде пытаюсь цитировать фильмы.
Я всё время путаю между собой фильмы.
И словно в отместку за всё это меня постоянно спрашивают, что посмотреть. Вот позавчера спросили. А когда я назвала фильм, загоготали: «Мы так и знали, что ты обязательно выпендришься». Или после выполнения моей рекомендации считают своим долгом сообщить, что «посмотрели, чё-та ты не то нарекомендовала. Ерунда какая-то...» И всё это тааааааак приятно слушать.
Но хуже этого постоянно пульсирующая в голове мысль о том, сколько я ещё не посмотрела того самого, важного/культового/эпохального/ нашумевшего/актуального/того_что_надо_ви
Которая приводит к тому, что в некое свободное время в качестве досуга ты выбираешь «посмотреть фильм» и включаешь что-то из выше перечисленного списка. Так то, что прогнозировалось как отдых, снова оборачивается работой.
Потому что уже невозможно отключить это мышление, которое на автомате пишет рецензии даже на великое кино и формулирует вопросы актёрам и режиссёрам, которых давно нет в живых или которые уже давно ответили на все подобные вопросы.
А что касается вина, то оно обычно для прессы так себе. Даже если его подают раз в год.
Вообще, я пишу текст про «Аладдина». Просто на природе. (Инстаграмм)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2222569/2222569_600.jpg)
***
Блог автора
Оригинальный пост вот: https://veronika-funtom.livejournal.com/831901.html
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
Comments for this post were locked by the author