Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Как впихнуть королеву в закуток под потолком





Давайте уж закончим про стены Музея истории искусств в Вене, раз начали. Люнеты Макарта посмотрели, голых теток Климта тоже. Вот 8 оставшихся простенков.

Я даже схему нарисовала (открывается по клику большеразмерная).



Давайте расставим их по хронологии, включая уже просмотренного Густава Климта.

Почему-то у них действие идет против часовой стрелки, и сцены в правой стороне обычно древнее тех, которые слева (а иногда и нет...)

1. Античное греческое и древнеегипетское искусство (Густав Климт)
рассматривали в деталях в прошлый раз



2. Романское и византийское искусство, римская античность (Франц Мич)



В первом простеночке изображен ангел. Он держит знаменитую средневековую кадильницу с человеческим лицом, которая находится сейчас в Германском национальном музее. Позади у него голова-реликварий Карла Великого и другой знаменитый реликварий Marienschrein, в виде храма.



Кадильница, сер. 12 века (музей)



Бюст-реликварий Карла Великого (Karlsbüste), 1350 год



Реликварий Marienschrein (1220-е годы)



Византийский кусок вдохновлен, конечно, Равенной. Обратите внимание, сзади внизу торчит кусочек той же Marienschrein. Что за драгоценная "книга" изображена -- не знаю, ставротека?



Девушка напротив символизирует римское искусство. В одной руке у нее лавровая ветвь. В другой -- статуэтка богини победы. Причем заметьте, победа эта не греческая Ника, а римская Виктория: у нее, в свою очередь, в руках римский трофей -- доспехи побежденного, насаженные на палку.
За плечом у девы торчит ухо Капитолийской волчицы.



Здесь нам видна задняя нога Капитолийской волчицы, высокий квадратный столб, на котором стоит бюст Цезаря.
Затем размещены несколько медальонов: первый сверху -- не знаю, потом богиня Рома, знак с надписью о побежденных варварах, голова Медузы. Потом меч (?) с лавровой веткой, и что-то бронзовое, типа жертвенник.



3. Искусство Каролингов и Бургундии (Франц Мич)



Позади суровой барышни, похожей на меня в плохом настроении, написано "Император Карл". Это про Карла Великого, которому посвящен кусок стены. У барышни регалии Карла Великого (приписывались, на самом деле поздние). На ней надета коронационная мантия, а в руках знаменитая корона.



Одна из древнейших сохранившихся до наших дней корон -- Священной Римской империи (10-11 век).
(Кстати, интересно, откуда же в ней изумруды?)



Мантия тоже очень древняя, 12-13 век. Арабско-норманнская сицилийская ткань.



Парочка напротив символизирует Бургундию (которая отошла к Св. Рим. имп. через брак) и куртуазную любовь.
Также это намек на последнюю владычицу герцогства Марию Бургундскую и ее мужа императора Максимилиана I. Молодой человек держит в руке гранат -- и это каким-то образом обозначает Максимилиана. (А не раннюю смерть его Марии?).



Император Максимилиан в молодости был знойный (фрагмент Rosenkranzfest кисти Дюрера)



А этот простенок геральдический. Сверху -- герб имперский, внизу -- бургундский и австрийский. Вокруг верхнего -- цепь Ордена Золотого руна, который империя унаследовала от Бургундии и сделала самым почетным в мире (на долгие годы). Амур, выглядывающий из-за колонны, подчеркивает, что это все любовь (Максимилиан действительно любил Марию, удивительный казус в августейшей генеалогии).



4. Северная готика и поздние Средние века (Франц Мич)



Сначала идет некая готическая скульптура с изображением Адама и Евы. На дереве у них над головой -- щит с изображением черепа.  У их ног дьявол с картины какого-нибудь Мемлинга.



Обратите внимание, что в пасти у чудовища -- копье. Это его пронзил Святой Михаил (или Георгий? пишут, что Георгий, покровитель немецкого рыцарства) из следующего кадра, из-за колонны.

Святому помогает Смерть (скелет).
Почему святой в шлеме -- не понимаю, на эскизе (по ссылке выше) была нормальная человеческая голова. Доспехи, пишут -- императора Максимилиана I.



В этом музее много доспехов императора Максимилиана, большой был щеголь.
Такой же золотой не нашла, посмотрите на вот такой.



Девушка напротив -- пишут, что святая Урсула. В поднятой руке у нее мощевик-киворий с какой-то стеклянной колбой внутри, в опущенной руке -- хрустальный скипетр. Вообще композиционно этот простенок -- самый слабый из всех, как мне кажется.



5. Римское и венецианское кватроченто (Густав Климт)
рассматривали в деталях в прошлый раз



6. Старое итальянское искусство (Густав Климт)
рассматривали в деталях в прошлый раз



7. Немецкий Ренессанс (Эрнст Климт)



В первом простенке притаился бюст императора Рудольфа II, списанный с работы Адриана де Фриза (ок. 1603)



Фотография оригинала.



Женская фигура в стиле Кранаха очевидно символизирует вот то немецкоязычное государство и его искусство, которое у них тогда было current. Здесь надо обратить внимание на огромный кубок нюрнбергской работы, который женщина держит в руках. Яблоки лично мне напоминают о кранаховских мадоннах же.



Мужчина в одежде той же эпохи.



8. Итальянский высокий Ренессанс (Эрнст Климт)



На фотографии выше, взятой из Гугл Артс, потерялся самый правый кусок (они решили, что он относится к другому сюжету). Целиком эта сцена выглядит вот так, мальчиком справа.



Мальчик стоит на фоне свадебного сундука-кассоне и  большой вазы, расписанной гротесками в стиле Рафаэля, которые в свою очередь подсмотрены в гротах руин Золотого дома Нерона.



У этой вазы, кажется, есть грудь, искусственно присобаченная. И лапы есть! Похожие вазы в Ренессанс делал Орацио Фонтана. На ней -- хулиганство, типа обломок римской статуи: ноги загнуты, как у тритона (?), фаллос торчит, если всмотреться.



Ваза с похожей росписью, 1560-70 (описание)


Девушка, пишут, является вариацией "Виоланты" Тициана.



Эта картина, кстати, в этом же музее и хранится.


В пандан мужская фигура: пишут, что это Алессандро Фарнезе, герцог Пармы, в великолепных доспехах, сделанных Лучио Пиччинино.



Эти доспехи сохранились, находятся в данном музее.



В уголке притаился какой-то бронзовый канделябр (?), на котором повис лавровый венок, потому что ренессансная Италия -- это родина главных поэтов нового мира (Данте, Петрарки и проч.).



9. Флорентийское чинквиченто и кватроченто (Густав Климт)
рассматривали в деталях в прошлый раз



10. Голландская и фламандская школа (Эрнст Климт)


Фото с фликра

Слева классический женский портрет Голландии 17 века, а-ля зрелый Рембрандт. Обратите внимание -- дама держит в руках тюльпан, символ безумия эпохи. В реальных портретах их в руки срезанными не давали, дорого.
Над аркой -- золотая кисть, завязка бархатного красного занавеса, традиционного атрибута парадного портрета.



А справа -- типичный фламандский Рубенс, какая-нибудь испуганная нимфа, спасающаяся от похотливого сатира.



В самом правом простенке -- чудесные младенцы-херувимы, разбрасывающие розы, вполне себе тоже рубенсовские.




11. Испания и Нидерланды (Эрнст Климт)




Фото с фликра

Мальчик слева в испанском костюме с типичным веласкесовским плоским воротником символизирует фигуру Испании (и, видимо, ее владычество над Нидерландами). Он держит в руках ткань (стяг? скатерть?), вышитую "испанским стежком".



Затем идет дама в вандейковском платье его добританского периода. Она символизирует Нидерланды. Обратите внимание на гвоздики -- они реальные над аркой и орнаментальные на фоне. Гвоздика, насколько я понимаю, тут символизирует торговлю ею (?).



Мужчина напротив -- тоже голландский, с такого типичного "милицейского" портрета. С пояса у него свисают, кажись, те самые подвески-эглеты, о которых у нас расследование было!
Обратите внимание на трактовку гвоздик на фоне уже тут.



Самый правый мальчик -- относится к Италии, мы его видели выше.

12. Барокко и рококо (Франц Мач)



Слева девочка стоит на фоне бюста Людовика XIV работы Бернини.
Опирается она на какую-то изогнутую спинки мебели соответствующего стиля. А, нет, это герб, на котором нарисована крепостная башня. Что у нее в руках? Белый ирис, т.е. флер-де-лис, символ Франции?



Эти двое милуются, даже не хочется их разрезать.



Впрочем, колоритного дяденьку со скрипкой можно дать и покрупнее. Не Фридрих ли это?



Если с другой стороны стоит Людовик, то с этой же надо поставить родную Марию-Терезию!
Пишут, что автор скульптуры Georg Rafael Donner, но не нашла подобного бюста в реальности.

Как ангелочки мило с золотыми бантами играют.



***

Забавная штука, получила громадное удовольствие, разглядывая детали и пытаясь их разгадать.
Ежели доведется в этом новом посткарантинном мире попасть в далекую Вену и этот музей, буду по этой лестнице совсем с другим ощущением ходить.

Tags: забытые художники, историзм, цитирование шедевров
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 41 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →