Так называемая «Гравюра Фламмариона» (раскраска конца 20 века)
На ней изображен некий странник (о том, что он — паломник, свидетельствует посох в его левой руке). Он долго-долго шел и добрёл до самого края земли, которая, судя по всему, плоская, потому что имеет край. Над землей, подобно стеклянному колпаку, водружено сферическое небо, под которым ходят звезды и солнце. Этот колпак явно не стеклянный, а проницаемый, потому что странник просовывает сквозь него голову. И за этим краем ему открывается удивительное! Оказывается, что планеты и кометы там, за краем Земли, ходят по каким-то своим странным орбитам, похожим на шестеренки механизмов и всякие конвейеры!
В черно-белом варианте (для этой гравюры оригинальном состоянии) загадочные шестеренки небесных сфер видны отчетливей.
Гравюра сама по себе очень красива: это небо, звезды, солнце... Поражает фигура человека, будто разделенная надвое. Кроме того, учёные очень любили её за то, что она прекрасно иллюстрировала наивные представления человечества об астрономии.
Плоская земля согласно романам Терри Пратчетта: Диск стоит на слонах, которые, в свою очередь, стоят на черепахе
На протяжении 20 века эта гравюра неоднократно использовалась в самых различных книгах, и астрологических, и астрономических, кочуя так бойко, что первоначальный её источник был практически утрачен (сегодня в интернетах подобное происходит практически повсеместно).
Ученым все-таки хотелось знать, что это за шикарная картинка и откуда она взялась. На основе сравнения с другими подобными изображениями небесных сфер решили, что относится она примерно к 1530-м годам и была изготовлена в Германии.
Карта: Земля в центре небесной сферы, 1708 год. Тут она круглая.
Однако исследования продолжались. Со временем искусствоведы и астрономы установили, что судя по деталям и их стилю, эта картинка "сшита", как чудовище Франкенштейна, из космологических картинок нескольких разных эпох. Самое древнее её воспроизведение нашлось в издании 1888 года "L'Atmosphere: Météorologie Populaire", которое написал Камилль Фламмарион, баловавшийся гравировальным мастерством.
Это французская книжная иллюстрация конца 19 века (?) изображает Америго Веспуччи в плавании наблюдающим за звездами. Небесные сферы здесь изображены так же стилизовано, однако за подлинно древнюю работу этот рисунок никто не выдает.
Поэтому сегодня учеными считается, что это — подделка, сделанная, возможно, именно Фламмарионом. Идею подобной иконографии он не придумал сам: разумеется, автор вдохновлялся существующими старинными изображениями, иначе бы так много людей столь долго не считали бы его работу подлинной.
Не все тут — чистая астрономия, есть и мистика. Например, колесо в небе взято из ветхозаветного Видения пророка Иезекииля — это то, что в христианстве позже станет одним из девяти чинов ангельских под названием "Престолы".
Видение пророка Иезекииля, из Augsburger Wunderzeichenbuch, 1552
Поэтому те, кто считает, что Фламмарион (или другой публикатор 19 века) ничего не подделывал, а просто перекопировал подлинную утраченную ренессансную картинку, пытаются делать реконструкции того, как она могла выглядеть в полном виде. Например, есть такой вариант: здесь в Небесах не только эти самые Престолы, но и Тетраморф (четверное животное лев+орел+бык+человек, тоже явившееся Иезекиилю), а также сам Господь Вседержитель.
Реконструкция с сайта
Подлинник ли это Ренессанса, или изящная игрушка эпохи историзма (верьте, скорее, во второе), но все равно, «Гравюра Фламмариона» пользуется константной популярностью. То ли нам всем хочется, как её главному герою, высунуть голову за край реального мира и увидеть непредставимое, то ли потому, что в ней много звезд, а люди обожают на них смотреть. То ли потому, что это очень гармоничное и рассудочное изображение того, что на самом деле изобразить не возможно — того, как кончается небо и насколько слоев делится космос.
Её раскрашивают в самые разнообразные цвета (первый вариант в моем тексте — лишь один из них).
Изображают, разумеется, на всякой сувенирной продукции.
Резьба по дереву, Алексей Выборнов, 2012
В общем, «Гравюра Фламмариона» — это один из редких примеров того, как доказательство подделки произведения искусства практически не уменьшило его популярности. Потому что тот, кто сфальсифицировал эту картину небес соединил вместе самые яркие и выразительные моменты старинных астрономических и астрологических картинок, и сделал такой яркий коктейль, выразительный видеоклип.
***
Все выпуски цикла "Шедевры от А до Я" здесь.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →