Копия статуи Артемиды Эфесской, превращенная в новое время в фонтан (Тиволи)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/69/Villa_d%27Est%C3%A9_-_Fontaine_de_Diane_d%27_Eph%C3%A8se.jpg/1280px-Villa_d%27Est%C3%A9_-_Fontaine_de_Diane_d%27_Eph%C3%A8se.jpg)
От самого красивого храма античности, которым восхищались все, в том числе и римляне (потому что после поджога Герострата в 356 г. до н. э. его восстановили и хорошо украсили) как-то ожидаешь невиданной красоты. Ждешь, что его самой главной культовой статуей, храмовой иконой (прим.: слово "икона" греческое, применялось до возникновения христианства), будет что-нибудь разряда Аполлона Бельведерского или Венеры Милосской.
А вот фиг.
Копия в археологическом музее Неаполя
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/1481025/1481025_600.jpg)
Статуя представляет собой какой-то очень странный, архаический предмет. Фактически столб с головой, из которого торчат руки, вдобавок он украшен каким-то необычным декором, с фигурками животных. А там, где у нормальных женщин две груди, здесь их — четыре ряда, висящих, словно виноградные гроздья.
Традиционно принято считать, что это как у свиноматки — множество сосцов. Это, как часто пишут — символ плодовитости богини Артемиды Эфесской (которая обитала на континенте, в совр. Турции, и весьма отличалась от классической олимпийской богини-девственницы). Анатолийская архаичная Артемида Эфесская явно была богиней плодородия и природы, помимо всего прочего, и вот в рамках вот этого занятия — обилие грудей это весьма наглядный атрибут.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/ed/Ancient_pagan_and_modern_Christian_symbolism_%281874%29_%2814774506164%29.jpg/860px-Ancient_pagan_and_modern_Christian_symbolism_%281874%29_%2814774506164%29.jpg)
Такая версия была распространена очень долго. Но последние десятилетия от нее ученые отказались. Выяснилось, что ни у одного античного автора подобной ассоциации в голове не рождалось (а это отсутствие свидетельств — очень важно). А пошла эта мода на называние Артемиды Эфесской "многогрудой" — с позднеантичных христианских авторов, Блаженного Иеронима, Минунция Феликса и проч. А про этих авторов надо знать одну вещь: они очень любили обличать Римскую империю и её разврат. Поэтому ассоциация этих загадочных штук с грудями, скорей всего, их профдеформация как пропагандистов.
Копия с утраченной головой и руками, Villa dei Quintili
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b4/Statuette_of_the_Ephesian_Artemis%2C_2nd_century_AD%2C_Villa_of_the_Quintili%2C_Via_Appia%2C_Rome_%289085135877%29.jpg/575px-Statuette_of_the_Ephesian_Artemis%2C_2nd_century_AD%2C_Villa_of_the_Quintili%2C_Via_Appia%2C_Rome_%289085135877%29.jpg)
Действительно, почему ни на одной копии этой статуи, ни в одном варианте у этой "многогрудой" телесности нет такой важной штуки, как сосок? Вот у фонтана (см. 1-е фото) есть дырочки, но это очень поздняя вариация. А у античных — нигде нету.
Кроме того, оригинальная, самая первая статуя была деревянной, из черной древесины, пропитанной драгоценными маслами. На нее было надет наряд и множество украшений, вероятно золотых. Когда скульпторы копировали первообраз, они делали руки, голову и ноги богини такими же черными, как древесина, а вот все остальное оставляли светлым. Если бы эти "груди" были частью тела, они должны были бы быть тоже черными. Значит, это какое-то украшение, некие подвески.
Palazzo dei Conservatori - Musei Capitolini
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/48/Arthemis_of_Ephesus_-_Palazzo_dei_Conservatori_-_Musei_Capitolini_-_Rome_2016_%283%29.jpg/682px-Arthemis_of_Ephesus_-_Palazzo_dei_Conservatori_-_Musei_Capitolini_-_Rome_2016_%283%29.jpg)
Однозначно: это не грудь! Не четыре ряда грудей!
Так что же здесь изображено на самом деле? Есть весьма неаппетитная версия, что это тестикулы жертвенных быков. Этих животных приносили в жертву богине, а их субпродукты жертвовали непосредственно на статую. (Тем более, что на этой статуе в декоре есть очень много изображений быков).
source
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/1481284/1481284_original.jpg)
Есть теория, что тут изображены тыквы (символ плодородия), которые вешали на шею статуи, как жертвоприношение. Или специальные кожаные мешочки с некими амулетами, молитвенными заговорами и т.д. Тем более, что раскопки в районе храма в Эфесе принесли плоды в виде вот таких подвесок-амулетов похожей формы. Они изготовлены из янтаря.
source
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/1481753/1481753_original.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/1482198/1482198_original.jpg)
Существует также версия, что это изображение пчелиных яиц. (Фигурки пчел на платье богини тоже присутствуют).
Образ улья тоже, как вы понимаете, был очень сильно связан с идеей плодовитости.
source
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/1481717/1481717_original.jpg)
Так что же здесь изображено на самом деле? Доказательств нет, решайте сами. Помните только, что это все-таки не грудь: в том же регионе были найдены пара изображений бога Зевса в похожей амуниции, а его-то уж точно не заподозришь в подобном богатстве.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/1482462/1482462_original.jpg)
А о других загадках
этой статуи, в том числе одном из древнейших изображений знака Зодиака, я расскажу в следующий раз.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →