Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Артемида Эфесская: зодиак, вавилонский шеду, бусы из желудей. И сардельки

Вчера мы говорили о самой выдающейся детали статуи Артемиды Эфесской, сегодня мы с вами, дорогие интеллектуалы, занырнем на более глубокий уровень и попробуем разобрать ее по косточкам, верней, по орнаментам.

Giulio Aristide Sartorio. Артемида Эфесская и рабы, 1890-е




Для начала напомню, как этот странный монстр выглядит целиком.

(В большинстве случаев буду давать статую из Неаполя, как в наилучшей сохранности/реставрации, фото отсюда или из википедии)


Идти будем сверху вниз. На голове у мадам, если вглядеться. тоже царит безумие.

Коллаж разных повторений статуи (source)
Без названия.png

Что же это за странная конструкция, достойная принцессы Амидалы?

Если мы вглядимся в лаконичную неаполитанскую копию, то видно, что это в основе своей здание.
Башня.



Называется такой атрибут corona muralis (забыла, как по-русски, типа корона из стен, крепостная).

Вам наверняка попадалось такое в геральдике.




Эта корона в классическом искусстве -- вполне известная вещь, ею украшает свою голову богиня Кибела и богиня Тихе Агата (Удача).
Она обозначает, что богиня, которая ее носит, является защитницей своего города. В греческое искусство он проник из малоазийского искусства. (А до нас, насколько я понимаю, он добрался в виде шахмат...)

Статуя Кибелы, новое время (Giovanni Marchiori, Gardens of Nymphenburg Palace)


Вот здесь более сложный головной убор. Два нижних яруса населяют милые зверушки, а вот верхний -- искомое здание, только не городские стены, а храм с колоннами -- предположительно символ ее же собственного Храма в Эфесе. (Пратчетт, с его любовью к шляпам, без которых нет человека как профессионала, был бы в восторге).

Копия из Эфесского музея


Впрочем, этот дурдом на голове в стиле мадам Помпадур, видимо, иногда надоедал скульпторам, поэтому встречаются простые варианты, где на голове у нее обычный женский богический головной убор полос (калаф) -- это как бы плетеная корзинка, перевернутая. Впрочем, поскольку в искусстве ничего просто так не бывает, и этот головной убор является символом -- символом плодородия.

Другая эфесская копия


Если видите вот такое -- знайте, ремесленник, которому дали это "отреставрировать", схалявил.
Подобное (стремление халявить, а не покрывало) очень часто встречалось на протяжении тысячелетий после РХ.

Из музея собора Витербо


Спускаемся чуть пониже.
Далее мы видим у Артемиды Эфесской, прямо говоря, съехавший  нимб.



Иногда копиисты, пытающиеся найти что-нибудь родное в этом вопле ямщика, превращают этот (вероятно, лунный) диск, в капюшон плаща, некое головное покрывало.

Капитолийские музеи


Подобная рационализация вообще достаточно попадается у поздних повторений, когда люди, не в силах разобраться, что именно изображено, превращают его в нечто другое (карго-культ с деревянными пулеметами -- тот же принцип).

Вот, смотрите, как автор упрощает загадочные груди, превращая их просто в ожерелье.

Обломок из Эфесского музея


Но вернемся выше.
Этот диск традиционно украшают крылатые львы в несколько рядов.



Те, кто опускался со мной в бездны Апокалипсиса (и, надеюсь, купил книгу -- следующее рандеву в конце мая в "Гараже", приходите, подпишу), знают, что в наши дни это будет символ Евангелиста Марка, вошедший в каждый дом с песней Б.Г.

Однако ж в юности это был шумеро-акаддский шеду (ламассу), крылатое существо, человеколев, человекобык, охранитель и т.п.
Нет ничего странного, что этот крайне популярный ближневосточный мотив в некой мутации появился на статуе, придуманной в Малой Азии.



Едем дальше.
Внимание на шею достопочтенной дамы.
На ней надет наперсник с многофигурной сценой. Учитывайте, что оригинал был из дерева (плоть) и золото и драг. камни -- остальное, так что эта сцена была тонко вычеканена.

Изображает она несколько знаков Зодиака: Овен, Телец, Близ­не­цы, Рак, Лев.  (Что обозначают девы между ними -- не знаю).



Это не все 12 месяцев, а лишь несколько: они обозначают пери­од от мар­та (вре­мя посе­ва) до авгу­ста (вре­мя сбо­ра уро­жая). То есть, тесно связаны с плодородием, рождением еды. Примечательно, что Артемида Эфесская является единственным божеством греко-римского мира, чьими атрибутами стал классический Зодиак. Напоминаю, что греки Зодиак заимствовали, из этого примерно региона как раз.

(NB: не указывайте мне, что я все списываю из Википедии. Статьи в Википедии не самозарождаются. Во многих случаях -- это сначала Википедия списывает из моей головы).

Иконография наперсника может меняться.
Вот здесь ясно виден только Рак, например.

Марсель


Cнизу Зодиак обрамляет гирлянда, причем не из цветов, а из семян и орехов. Обнизь под ней -- это желуди, причем заметьте, как их форма повторяет в миниатюре форму наших загадочных "грудей".



Вариации встречаются, вот здесь нет Зодиака, и ожерелье из немного других даров природы.
Желуди в наличии, но они сколоты, поэтому малозаметны.

Эфесский музей (это все та же "помпадур", она отличается от массового варианта)


Вообще изначально статуя была примитивным деревянным столбом, поэтому у нее такая застылая иконография. Из столба-платья под прямым углом торчат руки.

Статуэтка из Болоньи.
Копиист пытался придать ей приличный вид и ликвидировал все странные и непонятные орнаменты, сделал струящиеся складки. Однако типология все равно видна.



На рукавах у богини, кстати, могут сидеть фигурки львов.



C рук свисали гирлянды чего-то, а под ними стояли фигуры двух ланей (оленей).
Эта часть композиции плохо сохранилась, она известна по монетам и рельефам больше.

Монета г. Эфеса, римский период (source)


Посмотрите, здесь гирлянды из неизвестно чего -- такого же формата, что и загадочные груди.

Christie's


А вот, кстати, для примера -- еще один экземпляр редуцирования. "Груди" переползли из вертикали в горизонталь и стали просто гирляндами.
(Все, я поняла, это просто были сардельки)

Музей Сифноса


Вот здесь уцелели куски ланей.

Эфесский музей.


А обратите внимание на то, что стоит у ног ланей -- это пчелиные ульи.



Это монеты города Эфес.

(source)
1.JPG

Монет с такой символикой сохранилось много.



Пчелы были важны для культа, девочек, которые прислуживали в этом храме, даже называли "пчелками".

Дальше мы переходим к юбке, узкой, тесной, и украшенной полуфигурами животных.
Обычно это уже поминавшиеся львы, а также быки (другая часть шеду и христианского тетраморфа), грифоны (т.е. частично орлы, уже третий компонент). Еще есть лошади. И, разумеется, пчелы.

На неаполитанском я вижу каких-то "ангелов", и еще сфинксов.




Если честно, лошадей я тут не вижу, мне кажется, это опять церемониальные лани.



Впрочем, на этой, из Капитолийских музеев, явно уже лошади. Быть может, они мутировали при копировании из ланей? Вот там еще внизу какие-то то ли козлы, то ли зайцы виднеются... (А вокруг все пчелы, пчелы...)



И завершается все это такой кокетливой юбкой с оборочкой (одежда, типичная для востока, а не для Греции).



И вот насмотрелась я на этих пчелок и ульев.
И думаю теперь, что загадочные "груди", конечно, никакие не бычьи мошонки.
А, скорей всего, прав тот исследователь, который кивает на пчел.
По его мнению, на деревянном столбе -- древней богине, когда-то поселился пчелиный рой, и занавесил своими ульями дикими. Это, конечно, воспринималось, как знак богов.
А потом оно превратилось в орнамент и воспроизводилось сначала в золоте, а потом в мраморе.




Как вам такая разгадка? Правдоподобная?

***

Ну а теперь, вооружившись новым знанием, заново прочтите эту статую, сверху вниз.



Tags: древний восток, скульптура
Subscribe

Posts from This Journal “скульптура” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 77 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “скульптура” Tag