Это одна из самых любимых мною картин, не в том смысле, что она красивая и на нее приятно смотреть, а в том, что она вызывает у меня истинный академический восторг. Как-то я с другом, столь же пришибленным, как и я, провела пару суток, разгадывая все, что там нарисовано, и перекидывая находки друг другу в чатике.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/83/Johan_Zoffany_-_Tribuna_of_the_Uffizi_-_Google_Art_Project.jpg/1280px-Johan_Zoffany_-_Tribuna_of_the_Uffizi_-_Google_Art_Project.jpg)
Восхититесь этим живописным бардаком и вы.
(По ссылке 13 Мб)
Картина немецкого художника Иоганна Цоффани называется "Трибуна Уффици", изображает, соответственно, одноименный зал музея Уффици и хранится в Королевской коллекции Великобритании. Написана она была в 1772-7 годах.
Вот так эта комната выглядит сейчас.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d1/Tribuna_uffizi.jpg/1280px-Tribuna_uffizi.jpg)
Немецкий художник Цоффани успешно работал в Англии, в том числе на королевскую семью, немецкую династию Ганноверов. В 1772 году королева Шарлотта отправила его во Флоренцию, чтобы написать музей, в котором она никогда не была. В Италии его встретили нужные люди и организовали ему доступ в музей.
Именно поэтому полотно находится в Великобритании.
Давайте его разглядывать!
Что там нарисовано?
Разобраться можно только по частям.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/35/Johan_Zoffany_-_Tribuna_of_the_Uffizi_-_level_1.jpg/1280px-Johan_Zoffany_-_Tribuna_of_the_Uffizi_-_level_1.jpg)
Аннибале Каррачи, Венера и сатир, ок. 1590
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d2/Annibale_Carracci_001.jpg/1280px-Annibale_Carracci_001.jpg)
Кстати, это весьма полезное занятие -- разглядывать эту картину, потому что в этом зале собраны сливки, шедевры, или весьма показательные произведения. И если вы выучили шедевры и поняли принцип, по которому написаны не шедевры, но типичные картины -- вы сразу сильно продвинетесь в истории искусства. Вот картина выше, с мощной женской спиной -- это почти шедевр, хоть и не первого ряда. А картина ниже -- это уже из категории "типовое".
Гвидо Рени. "Милосердие" (теперь в Палаццо Питти), 1604-7
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/8c/Guido_Reni_015.jpg/860px-Guido_Reni_015.jpg)
Мастерская Тициана. Мадонна с Младенцем и св. Екатериной
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/18/Bottega_di_tiziano%2C_Madonna_con_Bambino_e_Santa_Caterina_d%27Alessandria.jpg)
Рафаэль и мастерская. Иоанн Креститель. Ок. 1518
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/84/Rafael_-_S%C3%A3o_Jo%C3%A3o_Batista.jpg)
Гвидо Рени. Мадонна. Почему-то этой картины теперь в Уффици нет, фото работы из частной коллекции.
Гвидо Рени. Самоубийство Клеопатры. Ок. 1640. (Теперь в палаццо Питти). Кто читал мой текст, знают, причем тут инжир.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e4/Guido_Reni_046.jpg)
Предпоследняя картина в этом ярусе логику развески как-то нарушает. До этого мы видели Италию 16-17 века, в основном, томных дам. А тут внезапно:
Рубенс. "Четыре философа", 1611-12. (Теперь в Палаццо Питти). Четвертый философ -- на самом деле бюст Сенеки в нише, а четвертый человек (слева) -- это автопортрет Рубенса, не философа.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/31/Rubens_Four_Philosophers1611.jpg/662px-Rubens_Four_Philosophers1611.jpg)
И, наконец, у нас есть вот такой торчащий кусочек.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/6c/Johan_Zoffany_-_Tribuna_of_the_Uffizi_-_18_raffaello.jpg)
Что же это?
Всем известная вещь:
Рафаэль, Портрет папы Льва Х с кардиналами. 1518-19
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0f/Raffael_040.jpg/606px-Raffael_040.jpg)
Спускаемся уровнем ниже
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/ba/Johan_Zoffany_-_Tribuna_of_the_Uffizi_-_level_2.jpg/1280px-Johan_Zoffany_-_Tribuna_of_the_Uffizi_-_level_2.jpg)
Первой идет картина, которую, говорят, специально для позирования Цоффани принесли из Палаццо Питти (а потом, к расстройству Уффици, унесли обратно).
Рафаэль, Мадонна делла Седия, 1513-6. (Название переводится как "Мадонна с креслом", запоминайте по созвучию со словом "сидящая")
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/09/Raphael_Madonna_della_seggiola.jpg/1002px-Raphael_Madonna_della_seggiola.jpg)
Древнеримский бюст, т.н. Плавтилла.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/6f/Johan_Zoffany_-_Tribuna_of_the_Uffizi_-_sculture_01.jpg)
Т.н. Гета
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/21/Johan_Zoffany_-_Tribuna_of_the_Uffizi_-_sculture_02.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4f/Arte_romana%2C_Busto_con_testa_del_cosiddetto_Geta%2C_200-210_ca._02.jpg/642px-Arte_romana%2C_Busto_con_testa_del_cosiddetto_Geta%2C_200-210_ca._02.jpg)
Корреджо. Поклонение Младенцу. 1524-6
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0d/Correggio_-_La_Vergine_che_adora_il_Bambino_-_Google_Art_Project.jpg/849px-Correggio_-_La_Vergine_che_adora_il_Bambino_-_Google_Art_Project.jpg)
Под этой картиной стоят 5 бюстов, все их ставить не буду. Вот самый интересный.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7d/Johan_Zoffany_-_Tribuna_of_the_Uffizi_-_sculture_05.jpg)
Это голова императора Августа из фаянса, древнеримская. Ее в эпоху Ренессанса, видите, вставили в новую подставку из драгметаллов. Сейчас почти все эти вещи, с картины, из резных камней -- в Палаццо Питти, в Музее серебра.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/67/Ritratto_di_augusto_con_testa_in_faience%2C_1-50_dc_ca.%2C_con_busto_in_oro_di_antonio_gentili_da_faenza%2C_1580_%28museo_argenti%29.jpg/469px-Ritratto_di_augusto_con_testa_in_faience%2C_1-50_dc_ca.%2C_con_busto_in_oro_di_antonio_gentili_da_faenza%2C_1580_%28museo_argenti%29.jpg)
Дальше опять внезапно портрет (их тут мало, и все важные).
Юстус Сустерманс, Портрет Галилея, ок. 1636. Обратите внимание, в 17 веке с портретистами в Италии почему-то уже так плохо стало, что приезжий фламандец Сустерманс стал придворным художником флорентийских герцогов.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b0/Galileo-sustermans.jpg/833px-Galileo-sustermans.jpg)
Под ним несколько статуэток.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/90/Johan_Zoffany_-_Tribuna_of_the_Uffizi_-_sculture_08.jpg)
Это редкая иконография Венеры -- Афродита Афродисиаса. Древних вариантов не сохранилось, только эллинистические и римские. Но судя по тому, что она одета и типологически близка к Артемиде Эфесской, то исходник может быть очень древним.
Смотрим дальше картины.
При сравнении репродукции подлинника с фрагментом Цоффани видно, какие изменения претерпевают полотна на протяжении своего бытования в музее. Вот тут, например, оригинальная рама сохранилась. Но внезапно нет деревьев: это значит, что в 17 веке они были скрыты под поздними записями (реставрациями до эпохи реставрации, сделанными художниками-улучшателями). А в 20 веке их реставраторы "вынули" из под слоев и снова показали миру.
Рафаэль. Мадонна со щеглом. 1506-7
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/15/Johan_Zoffany_-_Tribuna_of_the_Uffizi_-_08_raffaello.jpg)
Смотрите, опять Рубенс в этой националистической компашке итальяшек. Свидетельство того, как его высоко ценили.
Рубенс. "Последствия войны" (аллегорическая картина). 1637-8. (Находится сейчас в Палатинской галерее)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/ef/Los_horrores_de_la_guerra.jpg/1024px-Los_horrores_de_la_guerra.jpg)
Симметрично стоит другая Мадонна "Мадонна дель Поццо" (колодца), но на сей раз не Рафаэля, а Франчабиджо, 1517-8. По размерам кажется, что она вообще парная, интересно, было ли так задумано автором -- соответствовать Рафаэлю. (Кстати, многие работы этого художника раньше приписывались Рафаэлю).
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/03/Franciabigio_madonna_col_bambino_e_san_giovannino.jpg/792px-Franciabigio_madonna_col_bambino_e_san_giovannino.jpg)
Что стоит на полочке?
Бюст мальчика, т.н. Молодой Нерон
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0c/Johan_Zoffany_-_Tribuna_of_the_Uffizi_-_sculture_14.jpg)
Статуэток много, все приводить не буду.
Пьетро да Кортона. Изгнание Агари. Ок. 1637
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/91/Pietro_da_Cortona_001.jpg)
Посмотрите -- ниже караваджизм, а наверху еще нет, хотя эпоха одна.
Бартоломео Манфреди. Динарий Кесаря. 1610-20
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/98/Bartolomeo_Manfredi_-_Il_tributo_a_Cesare_-_Google_Art_Project.jpg/1280px-Bartolomeo_Manfredi_-_Il_tributo_a_Cesare_-_Google_Art_Project.jpg)
Мраморную статую вы знаете и так, но поговорим о ней в следующем ярусе, когда ее ноги влезут.
Дальше стоит статуэтка, уменьшенная копия "Геракла и Немейского льва" Лисиппа.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/59/Johan_Zoffany_-_Tribuna_of_the_Uffizi_-_sculture_28.jpg)
Тихе Антихиойская
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/44/Johan_Zoffany_-_Tribuna_of_the_Uffizi_-_sculture_29.jpg)
И вот еще один кусочек
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/90/Johan_Zoffany_-_Tribuna_of_the_Uffizi_-_21_allori.jpg)
Это вот оно
Кристофано Аллори. Гостеприимство святого Юлиана, 1610-20
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a7/Criistofano_Allori_San_Giuliano.jpg)
И это всего лишь половина картины. Но уже так много.
На сегодня все, вторую половину посмотрим завтра.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →