Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Портрет гомосексуалистов 16-го века. Или нет?

Кто эти плотоядно улыбающиеся рыжие юноши в обнимку на картине старого фламандца? Почему у них яблоко -- символ греха? При рассказе о "Портрете мальчика с яблоком" из фильма "Гранд Отель Будапешт" я привела в пример эту подлинную картину. Поскольку мы теперь сразу думаем о плохом, в обсуждении сразу подняли вопрос о взаимоотношениях между героями картины. Давайте изучим вопрос повнимательней.


Crispin van den Broeck. "Два молодых человека". Ок. 1590-х годов. Музей Фитцуильям.

Вот что пишут о картине на официальном сайте музея:

"На первый взгляд кажется, что это просто двойной портрет двух обеспеченных, веселых молодых людей. Они носят шикарную одежду, итальянскую по стилю, но которую легко могли носить модники в Нидерландах XVI века. Их отношения явно близки: они небрежно касаются друг друга, приобнимают. Один смотрит и улыбается на другого. В центре картины их пальцы соприкасаются -- кажется, что намеренно, и юноша в черном предлагает второму яблоко.

Сторонники теории о гомосексуализме видят какой-то намек в том, что яблоко изображено вверх ногами.


В то же время он смотрит не на своего спутника, а прямо на зрителя и улыбается нам. Его прямой и дружеский взгляд привлекает, и все же мы "психологически" отделены от пары, поскольку рассматриваем их сквозь нарисованную каменную арку, оконный проем.

В левом и правом верхнем углу расположены головы и крылья двух ангелочков-путти, заглядывающих из-за краев арки, чтобы посмотреть на молодых людей. Но более зловещей и неожиданной на белом облачном фоне оказывается другая деталь -- голова ворона или вороны, виднеющаяся из-за головы юноши в красном. В то время как две темных, едва заметных головы совы взирают через плечо юноши в черном.

Сторонники теории о гомосексуализме предполагают, что орел -- это намек на историю Ганимеда и его любовника Зевса. Сову они игнорируют.
 

Тема одного человека, предлагающего другому яблоко, отсылает к иконографии Адама и Евы. Библейское яблоко с Древа познания добра и зла, которое Ева попробала, поддавшись уговорам змия, и которое она дала Адама, с раннего времени связано с мотивом изображения сексуального удовольствия. Некоторые северные картины этого периода явственно изображают обнаженных Адама и Еву, которые обнимаются, в то время, когда она передает ему плод.

Ганс Гольбейн Младший. "Адам и Ева". 1510


В классическом искусстве на мифологические сюжеты яблоко также было было тесно связано с Афродитой, богиней любви. Она была удостоена золотого яблока Париса, который оценил ее самую прекрасную из богинь -- что привело к Троянской войне.

Хендрик ван Бален. "Суд Париса". 1599


Поэтому, учитывая хорошо выраженные эротические оттенки символику яблока, и учитывая очевидную взаимную привязанность и физическую близость двух юношей, у современного зрителя может возникнуть соблазн заключить, что они являются гомосексуальными любовниками. Это, однако, маловероятно. В Северной Европе в XV-XVI веках гражданские и религиозные авторитеты были бескомпромиссны в своем осуждении гомосексуализма.

С такими характерными рыжими волосами и лицами с одинаковыми чертами лица, два молодых человека, скорее всего, являются братьями.

Более того, здесь явно обозначена тема смерти, а не секса. Каменная плита в верхнем центре картины, с инициалами художника, напоминает надгробие. И сова, и ворон несут болезненные коннотации, обе птицы упоминаются как дурные предзнаменования и предзнаменования смерти.

Сальватор Роза. "Человеческая хрупкость". 1-я пол. XVII века


У Сальватора Розы в картине "Человеческая хрупкость", сова, которая смотрит из тени, несомненно, несет в себе намек на смерть. Возможно, картина ван ден Брека имеет аналогичное сообщение: за беззаботным счастьем молодости лежит холодная мрачность смерти".

***

Из книги "Love between Men in English Literature" by Paul Hammond

"Картина напоминает нам о сложности отличить любовь от дружбы; на самом деле в эпоху Ренессанса и в 17 веке сильная мужская дружба часто говорила на языке, который может напомнить нам любовный -- и кто на самом деле знает, как именно этот эротизм воспринимался в то время? Какие чувства выражают полуобъятия этих двух молодых людей? Их рыжие волосы наводят на мысль о том, что они наверно братья, но если они не родня, все равно непринужденность, с которой они прикасаются друг к другу сигнализируют о большой и легкой дружбе. (...)

Яблоко имеет такую сильную ассоциацию с сексом, будучи фатальным презентом от Евы Адаму, что сложно игнорировать этот знак, помещенный в картину. Может, яблоко обозначает сексуальность, которую они уже разделили друг с другом? Или один его предлагает другому как знак сексуального приглашения? Или это знак будущих сексуальных отношений с женщиной, которая разлучит их, довершая то центробежное движение, которое намечено на этой картине с помощью отведенных взглядов? Яблоко их разделяет или объединяет? А может, это "просто яблоко"? Публичный символический код яблока приглашает к прочтению этого приватного пространства, но при этом не позволяя нам надеяться, что мы правильно прочитываем этот личный, приватный нарратив".

***

Вот этот комментарий к Шекспиру пишет о картине, что юноши тут обмениваются яблоком подобно тому, как герои пьесы "Два веронца" обмениваются женщиной.

Примеры портретов братьев в разные эпохи (кликабельно на страницы с описанием)



Кстати, у художника было два брата, тоже художники.
Вот как один из них, Хендрик ван дер Брук, написал "Венеру и Амура". Напоминаю, что это мать и сын. Эпоха была такая, неиспорченная масс-культурой.



А в 16 веке в Европе по закону за гомосексуализм осуждали на смертную казнь.

Ну так что вы думаете о наших "братьях-Харконеннах", братья они или нет? Хотелось бы услышать мнение специалиста по физиогномическому сходству, пластического хирурга, например.



UPD: miroshka
Чисто физиогномически, на первый взгляд, непохожи. Тот, что слева, - с мягкими чертами лица, глаза немного навыкате, с широким ртом, а тот, что справа, - постарше, с орлиным носом, выраженными надбровными дугами, глубоко сидящими глазами, и недалеко расставленными уголками рта.
А на второй взгляд, сопровождающийся пониманием рецессивных и доминантных аллелей и их взаимодействия, пожалуй, появляется некоторое сходство. И тут уже можно перечислить гораздо больше признаков такового: оба рыжие, одинаковый овал лица, строение лба (у обоих высокий с чуть выраженными надбровными дугами), граница оволосения (волосы прижатые и растущие вверх), одинаковый тип волнистости волос (хотя у правого они короче), одинаковый цвет кожи (а он довольно часто бывает разным), ну и самое поразительное - одинаково вычурное строение ушей (с толстой, чуть выступающей мочкой и оттопыренным противозавитком) еще более одинаковое строение кистей (толщина пальцев, выраженность суставов, удлинненые третие фаланги, положение и строение ногтевых пластин).
Так что - по совокупности признаков - да, они могут быть братьями.

fedorpepel

Молодой человек заказал портрет со своим покойным братом-близнецом. Поскольку того художник не видел, обоих братьев рисовал с заказчика. А яблоко указывает на смерть покойного брата «от любви» (дуэль, сифилис и тому подобное).

_____________

UPD: немедленно вспыхнуло обсуждение, что это современная подделка, поэтому читайте продолжение: Слишком хорошо, значит, наверно, фейк. Или нет?


Tags: маньеризм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • 309 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
  • 309 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Comments for this post were locked by the author

Recent Posts from This Journal