![2434111_original.jpg 2434111_original.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/635037/635037_original.jpg)
Оригинал записи у
Сюжет, если вы помните, построен вокруг картины художника северного Возрождения Йоханнеса Ван Хойтла Младшего "Мальчик с яблоком". Она по сюжету совершенно бесценна, поэтому за нею гоняются все, кто участвует в сюжете.
Удивительно, когда я стала пересматривать фильм во второй раз, я увидела, что этот шедевр висит себе спокойно в "советской" гостинице, за спиной у портье - то есть за годы, прошедшие в фильме, страсти успокоились, и никто его не замечает.
![2432378_original.jpg 2432378_original.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/633784/633784_original.jpg)
Ван Хойтл на самом деле выдуман автором фильма, а картина написана специально для фильма известным английским живописцем Майклом Тейлором (Michael Tailor).
Андерсон обратился к нему еще до съемок и описал идею. Когда Тейлор согласился, Андерсон прислал ему сценарий и засыпал его разными картинками. Там было множество изображений замков, старых восточно-европейских отелей, обсерваторий в Альпах - чтобы художник представли атмосферу фильма. Для самого портрета режиссер прислал ему портреты мальчиков и молодых людей самых разных художников - Бронзино, Дюрера,Гольбейна, Кранаха, голландцев семнадцатого века, даже некоторые Тюдоровские портреты. Художник был сбит с толку, но постепенно до него дошло - ему не нужно будет написать копию существующей картины, нужно создать что-то, что есть сейчас в голове у режиссера, а на каждой из присланных картинок есть какая-то деталь, что-то похожее, что нужно принести в задуманный портрет.
Позировал для портрета настоящий мальчик, молодой танцовщик Эд Мунро. Агент Андерсона объявил в их студии, что для натурщика ищут молодого человека, блондина с балетной фигурой. Эд послал свои фото и на следующий день ему объявили, что он выбран режиссером.
Художник с режиссером обсуждали в деталях, что это будет за портрет, предлагали цвет, обстановку. Тейлор вскоре понял, что портрет должен выглядеть как настоящий, но при этом как будто из слегка параллельной вселенной.
В это время Эд примерял множество костюмов - разных воротников, штанов, плащей, камзолов, гульфиков. Один из них носила Кейт Бланшет в "Елизавете". Все пятьдесят вариантов подробно фотографировались и отсылались режиссеру. Наконец по фото Андерсен отобрал тот костюм, что его устраивал.
![2432656_original.jpg 2432656_original.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/633883/633883_original.jpg)
Эд приехал из Лондона и поселился в доме художника. Каждый день они отправлялись в старинное поместье времен короля Якова неподалеку от дома художника. Сейчас там расположена школа для девочек (Hanford School). Стояло лето, все были на каникулах и старинный двор, арочные коридоры, спальни, огромные кухни и сад - все было пусто и призрачно. Только лошади в конюшнях составляли им компанию. Каждый день они работали в каменном дворе на фоне многовековой стены.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/635502/635502_original.jpg)
Эд жаловался, что ему было запрещенно смотреть в телефон, жевать жвачку, и что рука затекала от сложного выгнутого положения пальцев, которое он должен был поддерживать. Балетная выучка, я думаю, помогала. Тейлор для атмосферы ставил им елизаветинскую музыку.
Так почти прошло лето, Андерсон готовился к началу съемок. Все начала работы над портретом художник был предоставлен сам себе, но теперь начались постоянные переговоры между ним и режиссером - летали туда и сюда фото, Андерсен просил добавить туда слова, сюда клочок бумаги на стену.
Когда портрет был закончен, Андерсон прислал описание рамы, которую он бы хотел, и Тейлор пошел к своему мастеру и тот сделал нужное - позолоченную, выглядящую старинной раму из дерева, погрызенного древоточцами.
![2433721_original.jpg 2433721_original.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/634423/634423_original.jpg)
После чего художник упаковал портрет в специальный ящик, наклеил на крышку инструкцию по обращению с картиной и отослал Андерсону. Больше он портрета не видел до премьеры фильма и не знает, где он сейчас находится. Вся работа над портретом от начала до конца заняла четыре месяца.
И художника и мальчика с родителями пригласили на премьеру в Париж - обоим фильм очень понравился. Эд сходу посмотрел его четыре раза.
Автопортрет настоящего автора картины -- Майкла Тэйлора. Он кстати известный современный художник, лауреат множества премий и т.д.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/635143/635143_original.jpg)
На сайте Тейлора можно посмотреть больше работ, они все такие - детальные и странные! При взгляде на них понятно, чем художник так понравился режиссеру, какими странностями.
конец чужого поста
________________________________________
Shakko:
а теперь я вам расскажу, на какие реальные ориентиры из истории искусства ориентировались при создании этого реквизита, есть ли в нем хронологические ошибки, и сколько он стоил бы деньгами.
![2433939_original.jpg 2433939_original.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/634874/634874_original.jpg)
Это очень хороший портрет в фильме, просто великолепный. Пожалуй, на данный момент лучшее, что мне попалось по качеству. Тут даже есть своя фишка -- не рабское следование стилистике, а немного увеличенная голова мальчика, фирменная примета стиля Тейлора, указывающая для внимательного зрителя, что это все-таки произведение современного искусства, а не старинная.
Картина очень хорошо стилизована под манеру старых мастеров. Но недостаток у нее есть: дата.
На картине слева вверху написано латинскими цифрами "ANNO D MDCXXVII", а слева внизу, над подписью "автора", уже арабскими то же самое -- "1627". Такой повтор в принципе сам по себе страннен, не делали такое в двух вариантах, ну да ладно. (Текст слева на уровне глаз "Unicus filius ducati undecimi" -- что-то типа "единственный сын одиннадцатого герцога", тоже странно).
Так вот, проблема с датой. Судя по стилистике портрета, он явно относится к более ранней эпохе.В 1620-е уже в полную силу барокко, все намного виртуознее, работают Рубенс, Веласкес, Ван Дейк и другие великие портретисты. Все намного легче, раскованней и виртуознее.
Симон Вуэ. "Автопортрет" 1627.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d0/Vouet-autoportrait-lyon.jpg)
А "Мальчик с яблоками" по манере явно подражает (и очень узнаваемо!) стилистике 16 века, причем конкретным регионам -- не Италии, а Северному Возрождению (Нидерландам, Германии).
Ближайшие ориентиры, следите за датами создания картин:
Георг Пенц (1500—1550), Германия
"Портрет молодого человека", 1544.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/13/Georg_pencz%2C_ritratto_di_ragazzo_diciottenne.jpg)
Портретам Северного Возрождения свойственна некая холодность, отстраненность, по которой они узнаются. Но при этом -- невероятная тщательность ко всем деталям костюма и интерьера.
Еще у моделей этих портретов обычно есть надменность во взгляде, они смотрят на тебя немного свысока (в отличие от 17 века, где люди глядят на тебя в принципе на равных). Даже в движениях пальцев иногда эту надменность удается ощутить.
"Портрет мужчины", 1540-е
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/12/Georg_Pencz_-_Portrait_of_a_Man_-_WGA17146.jpg)
Ганс Эворт (ок. 1520—1574), нидерландский художник, работал в Англии
Поза у моделей чуть-чуть напряженная, как будто они не могут забыть, что сидят для позирования. В следующем веке художники научились рисовать портретируемых так, что те просто сидят.
Еще в наличии чрезвычайная любовь к выписыванию в подробностях мехов, узоров тканей. Это любование богачеством, при котором антураж становится также важен для художника, как лицо, и он его тщательно выписывает, не пряча в светотень.
"Портрет леди Дакр", 1558-1558
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/5d/Hans_Eworth_-_Portrait_of_Lady_Dacre_-_WGA07581.jpg)
Германн Том Ринг (1521 – 1596), германский художник
Надписи, а часто и гербы, играют в таких портретах важную композиционную роль. Они не только сообщают информацию о модели, но и явственно корреспондируют с остальными деталями картины.
Портреты неизвестных 1560, 1547, 1554 годов
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/dd/Med1770.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f1/Hermann_tom_Ring_Bildnis_Johannes_M%C3%BCnstermann.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7e/Hermann_tom_Ring_004.jpg)
У более виртуозных художников все это получалось естественней, но таких мастеров было мало. И наша картина подражает не этому верхнему уровню, однозначно.
Ганс Гольбейн, "Georg Giese", 1532
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/15/Holbein%2C_Hans_-_Georg_Gisze%2C_a_German_merchant_in_London.jpg)
Ставлю еще вам этот реквизит, чтобы вы видели, что "датировать" его на самом деле надо не 1627 годом, а примерно 1540-1560-ми годами. Будь это реальная картина, справедливо было бы предположить, что надпись была нанесена позже с какими-то загадочными, например, корыстными целями -- приписать ее другому автору и тем повысить ее цену. (UPD: сейчас обратила внимание, что надписи нанесены на стену и занавес явственным "вторым слоем", это тоже не очень типично -- подлинные старые мастера вписывали их более органично в фактуры).
Johannes van Hoytl. Boy with apple. 1627
![2433939_original.jpg 2433939_original.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/634874/634874_original.jpg)
Кстати, жест пальчиками с этой картины нашли в "Автопортрете" Дюрера 1493 года.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f0/Albrecht_D%C3%BCrer_-_Studies_of_Self-Portrait%2C_Hand_and_Pillow_-_WGA07034.jpg)
Сам художник рассказывал в интервью:
«Для вдохновения Уэс набросился на меня с изумительным выбором картин Бронзино, голландских живописцев 17-го века, Дюрера, самых разных полотен, даже некоторых тюдоровских портретов. Сначала я ощутил это ужасно запутанным, пока не понял, что в каждом изображении содержится какой-то необходимый элемент, который нужно было обработать в картине. Он ясно знал, чего хочет; просто не было ничего подобного. Это был непреодолимый вызов». Еще из другого: "...Бронзино, некоторые произведения немецкого ренессанса, Дюрер, Лукас Кранах и один или два Гольбейна. Я думаю, там были и некоторые Брейгели".
Режиссер же говорит: "Йоханнес ван Хойтль, вероятно, должен был быть смесью Ханса Гольбейна Младшего и Лукаса Кранаха Старшего, но Мальчик с Яблоком выглядел немного похожим на итальянскую ренессансную живопись, я полагаю".
Так что получается, что он, как истинный творец, сам не понимает, что сделал :)
Вот Бронзино, 1550-е годы, для сравнения. Некая общая надменность есть, но не более того
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/ca/Angelo_Bronzino_055.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/91/Angelo_Bronzino_-_Portrait_of_a_Young_Man.jpg)
***
В этой эпохе был создан и настоящий портрет с яблоком, достаточно необычный. Он, кстати, более "расслабленный" по стилистике, чем примеры у меня выше.
Ну и вообще не очень типичный для портрета. Почему тут яблоки -- совершенно непонятно.
Crispin van den Broeck (1523 – c. 1591). "Два молодых человека" -- UPD: если вас заинтриговала эта картина, читайте дальнейшее обсуждение "Портрет гомосексуалистов 16-го века. Или нет?"
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a6/Two_Young_Men%2C_Crispin_van_den_Broeck.jpg)
Портреты с яблоками в руках вообще встречаются достаточно редко -- не очень хорошая библейская символика у этого плода. Вот самый знаменитый -- тоже Возрождение, только на этот раз итальянское. (И тут отстраненность и некую надменность тоже видите?)
В этом изображении неизвестного человека подозревают герцога Франческо Мария делла Ровере. И яблоко тут, в таком случае, не случайно -- это не просто фрукт, а золотое яблоко из античной мифологии, которое Парис отдал на суде прекраснейшей из богинь. Подозревают, что если это Франческо, то тут он с яблоком, потому что именно в год создании картины, предыдущий герцог урбинский, не бывший ему отцом, выбрал его среди своей родни и назначил наследником герцогства. Поскольку на нашем реквизите тоже есть какие-то слова про герцогов, возможно, какую-то похожую легенду Тейлор в голове у себя придумал.
Рафаэль. "Портрет молодого человека с яблоком". 1505
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a1/Young_Man_Apple.jpg)
А теперь про деньги: все это беганье в фильме "Гранд Отель Будапешт" c точки зрения рынка живописи неправдоподобно. Портреты Северного Возрождения и тогда миллионов не стоили (другое дело, если б это был Рафаэль). Из той когорты мастеров сильно разбогатеть можно было, пожалуй, только на более раннем Гольбейне или Дюрере -- а в том ареале, к которому относит нас стилистика картины, "брендированных" художников не было, и цены на них были вполне умеренные (да что северяне, помните историю с находкой "Спасителя мира" Леонардо? В 1958 году он как работа Больтраффио 45 фунтов стоил всего). Со временем, в течении ХХ века, ситуация изменилась, этих старых мастеров распробовали. Например, один Пенц в 2010 году ушел за 5 млн. фунтов, но это вообще редкий рекорд. Так их до сих пор можно купить за 10-100 тысяч фунтов максимум.
Так что сцена, где в итоге портрет находит свое место в лобби отеля на первом этаже -- весьма даже правдоподобная.
UPD: хотела про это отдельный пост написать, но ладно, пусть будет тут. Картина с лесбиянками как бы Эгона Шиле (тоже написанная специально для съемок http://www.richpellegrino.com/), которой подменяют "Мальчика с яблоком" на стене и которую в ярости уничтожают наследники -- сегодня как раз наоброт стоила бы от 10 млн. долл. и выше. И в этом еще одна шутка режиссера.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →