ЦИКЛОП И НИМФА
Одно из древнейших изображений поцелуев в живописи – фреска «Полифем и Галатея», которую нашли при раскопках Помпей. Созданная примерно полвека спустя после Рождества Христова, она изображает нимфу Галатею в объятиях циклопа Полифема. Этого одноглазого великана, сына бога Посейдона, мы помним по «Одиссее»: там главный герой оказывается в плену в пещере людоеда Полифема, и сбежать Одиссею удается, только выколов тому глаз. Фреска посвящена более раннему и счастливому периоду в жизни Полифема – он влюблен в морскую нимфу-нереиду Галатею, и та отвечает ему взаимностью. Кстати, в другом, более популярном варианте этого мифа, изложенном в «Метаморфозах» Овидия, на множестве картин и в операх, все было не так отрадно. Галатея отвергла любовь Полифема ради пастуха Акида, и ревнивый великан убил соперника, сбросив на него скалу.
Фреска «Циклоп Полифем и нимфа Галатея», Помпеи, 50-79 гг. н.э. Национальный Археологический музей (Неаполь).
Фреска была раскопана в «Доме Древней Охоты» (большинство зданий в Помпеях имеют прозвища), но сегодня хранится в Археологическом музее Неаполя, причем входит в коллекцию его так называемого «Секретного кабинета». Туда в XIX веке попадало всякое неприличное искусство, например, порнографические фрески из помпейских публичных домов – лупанариев, или скульптуры с гипертрофированными половыми органами. Обычным посетителям музея эту коллекцию не показывали (хотя сегодня, конечно, она уже открыта для обозрения). Ничего неприличного вроде в этой фреске нет, но уж больно страстно смуглый пастух сжимает в объятиях белоснежную морскую деву – католическая публика была смущена.
СИЛАЧ И ЦАРИЦА
Сюжет картины «Геркулес и Омфала» взят из древнегреческой мифологии: знаменитый герой Геракл (Геркулес) в наказание за свое буйство был отправлен богами в изгнание. Его отдали во временное рабство лидийской царице Омфале. Правительница развлекалась как могла – наряжала Геракла в женскую одежду и заставляла прясть (первая арт-терапия в истории), а сама накидывала его львиную шкуру и играла с дубинкой. Впрочем, Омфала находила своему «рабу» и другое применение: за время его ссылки у них родилось несколько детей.
Франсуа Буше. «Геркулес и Омфала». 1732-1734, ГМИИ
Знаменитый французский живописец XVIII века Франсуа Буше обычно писал напудренных кавалеров и дам в кринолинах или же изящных, будто фарфоровых, нимф и игривых пастушков – на дворе царица эпоха рококо. Но на этом полотне пылают горячие страсти. Никаких одежд на любовниках уже нет, только купидончики в правом нижнем углу подбирают с пола упавшую львиную шкуру Омфалы и прялку Геракла. Нетипичная для Буше темпераментность объясняется просто – картина раннего периода художника, когда на него еще влиял чувственный и эффектный Рубенс. Картина – один из шедевров Буше, и приятно, что увидеть ее можно в Пушкинском музее в Москве, куда был передан из Эрмитажа в 1930-е. До этого «Геракл и Омфала» украшали петербургский дворец князей Юсуповых.
ДАМА И КАВАЛЕР
А вот уже типичный поцелуй эпохи рококо, написанный младшим современником Буше – Фрагонаром. Имен у персонажей, изображенных на картине «Поцелуй украдкой», нет, это просто галантная сценка, занимательная история, которую художник рассказывает зрителю. На заднем плане через приоткрытую дверь мы видим почтенных дам в чепчиках, которые играют в карты. Героиня картины, очевидно, участвует в игре, но вышла в соседнюю комнату – будуар, так как замерзла и захотела взять шаль. (Обратите внимание на мебель, на которой лежит шаль – это круглый швейный столик, из ящичка которого вываливаются ленточки). Тут-то ее и подкараулил возлюбленный – чтобы чмокнуть в щечку, пока старухи не заметили.
Жан-Оноре Фрагонар. «Поцелуй украдкой», конец 1780-х гг., Эрмитаж
Типичный сюжет для игривой живописи той эпохи, но особенную прелесть картине придает особенная перламутровая фактура, жемчужная атмосфера. Дело в том, что автор тоже изучал художников XVII века, но не буйного Рубенса, а нежных «малых голландцев» Терборха и Метсю, и, может быть, Вермеера. Именно у них Фрагонар и научился не только видеть поэзию в бытовых сценках, но и показывать, что серый цвет тоже может быть красив. Кстати, ученые установили, что свой знаменитый шедевр Фрагонар писал не один – большую лепту в создании картины внесла женщина, Маргерит Жерар, его ученица и младшая сестра жены. Этот шедевр тоже можно увидеть в России. В коллекцию Эрмитажа картина попала в XIX веке, а до этого она принадлежала последнему королю Польши, возлюбленному Екатерины Великой Станиславу Понятовскому.
ДЕВЕРЬ И НЕВЕСТКА
На картине «Паоло и Франческа» изображены злосчастные итальянские возлюбленные XIII века – жена правителя Равенны Франческа да Римини и младший брат ее мужа, Паоло Малатеста. Как далеко их любовь зашла на самом деле неизвестно – в истории остался лишь тот вариант, который записал Данте. В «Божественной комедии» души убитых влюбленных рассказывают, что как-то они вместе читали книгу о любви Ланселота и Гвиниверы, дошли до сладостного эпизода поцелуя королевы и рыцаря… И тут их собственные губы внезапно встретились в поцелуе. Рассказ на этом обрывается – если верить картине Энгра, именно в этот момент Паоло и Франческу и застал старый муж, вооруженный мечом.
Жан Огюст Доминик Энгр. «Паоло и Франческа». 1856-1860, (с) Sotheby’s, 2007
Классик французской живописи XIX века Энгр очень любил этот сюжет и возвращался к нему несколько раз на протяжении всей своей жизни. Первый вариант картины, более подробный, он написал еще в 1814 году, после того, как на французском языке был опубликован новый перевод «Божественной комедии», и истории оттуда вошли в моду. Это была одна из первых картин нового «стиля трубадур» – французской исторической живописи, романтизировавшей Средневековье и Возрождение. А данная версия, проданная на «Сотбис» за 264 тыс. долларов, практически во всем повторяет оригинал, созданный тридцатью годами раньше. Но только отбрасывает все лишнее, фокусируясь на главных героях. Детали здесь почти незаметны: выпавшая из рук Паолы книга обрезана рамой, фигура мужа скрыта в сумраке заднего фона.
СКУЛЬПТОР И СТАТУЯ
Героиня картины «Пигмалион и Галатея» – тезка нимфы, возлюбленной Полифема, о которой мы говорили раньше. Это совпадение имен неудивительно: «Галатея» означает «молочно-белая». Отличное имя и для морской богини, поднимающейся из пены, и для ожившей мраморной статуи. Напомним миф – скульптор Пигмалион изваял скульптуру идеальной женщины, влюбился в нее и взмолился богине Афродиты. Та сотворила чудо и оживила статую.
Жан-Леон Жером. «Пигмалион и Галатея», 1890, Метрополитен-Музей (Нью-Йорк)
Полотно Жерома, созданное в 1890 году – прекрасный пример салонного искусства той эпохи, когда художники с удовольствием писали сладострастную женскую натуру, но обязательно старались прикрыть ее каким-нибудь благородным сюжетом. Жером обожал писать женщин с этого ракурса – таковы его «Вирсавия», «Рынок рабов в Риме», «Царь Кандавл» и многие другие полотна. Другая примета салонности – игривый Купидон на нелепом облаке. Впрочем, художнику удалось наполнить свою работу чувством – порыв влюбленных навстречу друг другу получился страстным. И завораживает смена оттенков женской кожи – от настоящего белого мрамора в нижней части фигуры до теплой живой кожи там, где к ней прикасается влюбленный Пигмалион.
ОН И ОНА
В произведении легендарного скульптора Родена «Поцелуй» мы опять встречаемся с персонажами Данте. Статуя даже первоначально называлась «Франческа да Римини», но обобщенное имя, не привязанное к каким-либо личностям в истории, подошло, по мнению зрителей и критиков, к ней гораздо больше. О сюжете трагического поцелуя Паоло и Франчески должна напомнить книга, изображенная на скамье – но ее заметить трудно. Влюбленные слились в объятиях, но их губы еще не соприкоснулись – это напоминание о том, самом решающем, миге в их жизни накануне гибели. Роден изобразил их обнаженными, в отличие от Энгра отказавшись от средневековых одежд, и это придает вневременной, вечный оттенок композиции. Этот поцелуй мог случиться в любую эпоху.
Огюст Роден. «Поцелуй», 1889 (реплика 1903 года). Новая глиптотека Карлсберга (Копенгаген).
Герои наги, но не потому, что Роден хотел изобразить эротическую сцену. Дело в том, что, как и обнаженный «Мыслитель», эта статуя должна была войти в композицию масштабных многосоставных «Врат Ада». Именно в Аду путешественник Данте встречает души влюбленных, которые рассказывают ему о своем поцелуе. А на том свете души одежд не носят, они все голы. После того как «Франческу да Римини» увидела и переименовала публика, скульптура стала пользоваться такой популярностью, что Роден сделал несколько копий для самостоятельного экспонирования в музеях и парках.
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Кто изображен на одной и самых популярных картин Климта – неизвестно. Как и статуя Родена, она носит безличное название «Поцелуй», но на сей раз уже по собственной воле автора. Одни считают, что это автопортрет художника с его возлюбленной Эмилией Флёге, другие – что с натурщицей по прозванию «Красная Хильда», которую он писал в «Данае» и других полотнах. Есть версия, что картина посвящена сюжету из «Метаморфоз» Овидия – бог Аполлон целует нимфу Дафну, а она, не желая покоряться его страсти, превращается в дерево лавр.
Густав Климт. «Поцелуй». 1907-1908, Галерея Бельведер (Вена)
«Поцелуй» стал одним из самых известных произведений австрийского модерна – югендстиля, можно сказать, его «иконой». Слово это тем более справедливо, что Климт в обилии использовал в картине золото, подсмотрев этот ошеломляющий прием в раннехристианском искусстве, в особенности в византийских мозаиках Равенны. К «золотому периоду» Климта относится еще много работ, но «Поцелуй» стал самым знаменитым – и благодаря своей бьющей наповал ослепительной красоте, и благодаря чувству, которое удалось передать художнику.
А какие картины про поцелуи любите вы?
Кидайте в комменты, пожалуйста.
(Кроме поцелуя Брежнева с Берлинской стены, который все-таки не про любовь)
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →