Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Как легендарные женщины мстили за измену-3

ТОП-10 (окончание). В рамках нашей традиционной рубрики "омерзительное искусствоведение", изучаем, как знаменитые женщины из легенд, мифов и истории мстили своим супругам и возлюбленным за измену. Способы мщения -- самые разнообразные, кроме убийства.

(1-я часть), (2-я часть)





3. НЕОТВРАТИМЫЙ КОНДРАТИЙ ОТ РУСАЛОЧКИ

Книга Фридриха де ла Мотт Фуке "Ундина" 1811 года была диким бестселлером весь 19 век. Сейчас о ней, естетственно, никто не помнит, дай бог, чтобы такая судьба была суждена всем бестселлерам магазина Озон последних пятнадцати лет. Начиная с Дэна Брауна!

А. Мюллер, А. Габер. Иллюстрация к "Ундине".



Первая половина сюжета откровенно потырена из "Русалочки" Диснея: морская нимфа влюбляется в смертного -- рыцаря Хильдебранда, и чтобы быть вместе с ним, отказывается от ценного дара, в данном случае -- бессмертия.

Поль Гоген. В волнах, или Ундина. 1889



Любовь оказывается взаимной, и влюбленные сочетаются браком.
Жених поклялся Ундине в верности, причем выбрал странную формулировку: "Дыханье каждого моего утреннего пробуждения будет залогом любви и верности тебе".
Сам виноват, короче, как понимает мой внимательный читатель.

На свадьбе сюжеты Диснея обрываются, но получить примерное представление о том, что могло бы быть дальше можно глядя на этот современный фотопроект Dina Goldstein's "Fallen Princesses".



Про Русалочку фоточка у Дины Гольдштейн, правда, неубедительная.

В "Ундине" более правдоподобная версия -- время шло.
Мужа потянуло на разнообразие, влюбился в молоденькую, и жена, экс-русалка Ундина, их застукала. И начала собирать вещи, чтобы уехать домой к маме, на отм. 40 тыс. лье под водой. На прощание сказала проклятье:  "Ты поклялся мне своим утренним дыханием! Так знай — пока ты бодрствуешь, оно будет при тебе, но как только ты уснёшь, дыхание покинет твоё тело и ты умрёшь".

Д. Маклис. Сцена из "Ундины". 1843.



Так своим проклятием Ундина  лишила мужа-изменщика сладкого утреннего сна. Но, конечно, долго он так не выдержал.

В оригинальном тексте Фуке смерть рыцаря описана очень художественно. Предыдущая жена (выглядящая не как русалка, а скорей, как утопленница) является ему перед первой брачной ночью с новой женой. Ундина проникла в замок через колодец -- очевидно, портал в водный мир (его заделали, чтобы родственники Ундины не приходили в гости внезапно, а сейчас по случаю свадьбы какие-то дебилы раскупорили.

Теперь вы знаете краткое содержание балета "Ундина"




" ...Откинула покрывало, и из-под него показалось ее прекрасное лицо, озаренное волшебной, небесной улыбкой.
Охваченный трепетом любви и близкой смерти, рыцарь наклонился к ней, она поцеловала его и уже не выпускала, прижимая к себе все крепче и плача так, словно хотела выплакать всю душу. Слезы ее проникали в глаза рыцаря и сладостной болью разливались в его груди, пока наконец дыханье его не прервалось и безжизненное тело тихо не выскользнуло из ее объятий на подушки.
-- Я исплакала его насмерть, - сказала она слугам, встретившимся ей у входа в покой, и медленно прошла мимо испуганной челяди прямо к колодцу".
(Книгу читать не советую, длинная старомодная заумь. Лежит на lib.ru).

И.Г. Фюсли. Приход Ундины. 1821.



В общем, "синдром проклятья Ундины" это теперь даже как бы медицинский термин, относящийся к внезапной остановке дыхания (апноэ), которое бывает в этом варианте не только у младенцев, но и у взрослых.

Штука действенная, достигается гипнозом, рекомендую попробовать.
Правда, гипноз у профессионалов нынче дорог, да и гипнотизировать людей на потенциальную смерть не все психологи по непонятным причинам соглашаются.

Мораль: выходя замуж, не бросай карьеру. А также поддерживай связи с прежними поклонниками методой "холодных звонков". Кто знает, быть может один из них пригодится тебе в будущем для залечения душевной травмы и выкидывания мыслей о мести мужу из головы.

А. Рэкхем. Иллюстрация к "Ундине". 1909




2. КРАЙНЯЯ ЖЕСТОКОСТЬ ОТ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ

Императрица Екатерина II, как вы увидите из нижепреведенного кейса, явно отличалась садистскими наклонностями. Это ж надо так мужчине отомстить! Это не каждая сумеет.

Ф. Рокотов (?). Портрет Екатерины Великой.



Когда она завела себе милого юношу по имени Сашенька Дмитриев-Мамонов, ей было всего 57 лет.
Ему было уже 28.

Он был похож на Шайю ЛаБефа безвольным подбородком и поисками своего места в жизни, носил напудренный парик, румянил щеки и иногда наклеивал мушки.

М. Шибанов. Портрет А. Дмитриева-Мамонова



В признательность за то, что дядюшка Потемкин (по слухам, тайный муж Екатерины) обеспечил ему положение комнатного мальчика императрицы, Дмитриев-Мамонов подарил ему золотой чайник с надписью «Ближе по сердцу, чем по крови». Ми-ми-ми.

Первое время Дмитриев-Мамонов не играл видной роли, но в 1787 году Екатерина взяла его с собой в путешествие в Крым (ну, в честь присоединения его к России, был такой нерукопожатный казус в ее биографии), и ему пришлось участвовать в беседах императрицы с разными сановниками и, наконец, присутствовать при её свиданиях с императором Иосифом II и польским королём Станиславом Августом.
Бедняжке приходилось думать!

Я. Б. Пирш. Фейерверк в честь Екатерины во время ее путешествия. Ок. 1787



Зарплата, впрочем, была на этой фаворитской работе неплохая, почти как у современного футболиста.

Благодаря жалованиям императрицы он стал обладателем одного из крупнейших в России состояний (в числе подарков получил в 1788 году орден Святого Александра Невского с бриллиантами стоимостью 30 тысяч рублей, и бриллиантовые аксельбанты стоимостью около 50 тысяч рублей). Доходы с поместий достигали 63 тысяч рублей в год, а различные выплаты по званиям и должностям превышали 200 тысяч в год.

Екатерине тем временем исполнилось шестьдесят.

И.Б. Лампи-Ст. Портрет Екатерины Великой. 1790-е.



При императорском дворе в то время крутилась одна девица, Дарья Щербатова.
Девочка-сирота была взята Екатериной во дворец и воспитывалась на половине фрейлин, потом, когда повзрослела, получила фрейлинскую должность. Вскоре вскрылся ее тайный роман с английским министром-резидентом Фитцем Гербертом (шпионил через нее небось!). Екатерина очень расстроилась.
Потом выяснилось, что Щербатова, состояния у которой не было, каким-то образом умудрилась наделать огромные долги.
Императрица расстроилась еще больше. Тем более, что девица показывала характер.

Ф. Рокотов. Портрет Дарьи Щербатовой. 1780-е





Сашенька тем временем стал привередлив, как содержанка, отказов не переносил, бриллиантовых орденов требовал сам. Однажды, не получив именины орден Александра Невского, сказался больным, заперся в комнате и не удастаивал императрицу своим вниманием несколько дней. Пожилую возлюбленную соизволил простить только когда она сняла орден с Николая Салтыкова, подвернувшегося ей под руку, и послала награду Дмитриеву-Мамонову. (Надеюсь, Салтыкову компенсировали утрату).

Бриллиантовый орден св. Александра Невского (рубеж 19-20 вв., вариант для неправославных -- с орлом, а не со святым).



С Дмитриевым-Мамоновым у данной фрейлины, как сообщал Потемкину соглядатай, "небольшое махание" происходило давно, но в вялотякущем режиме. А тут вспыхнула страсть, и начался роман. Встречались они тайно.

Чтобы отлучаться от двора ради встреч с возлюбленной, Дмитриев-Мамонов разыгрывал спектакли: изображал приступы удушья -- "ах, подвески в вашей дворцовой карете чересчур мягкие, мне от них плохо... дозвольте мне ездить в своей собственной". Так он с огромным трудом отвоевал у императрицы право пользоваться своей же личной каретой и своим кучером, и стал ездить в ней к любимой на свиданки.

Фрагонар. Украденный поцелуй.
Картина 1786 года - именно тогда начался роман Екатерины с Дмитриевым-Мамоновым; полотно принадлежало императрице.




Тайный роман тянулся около двух лет, то есть начался, когда Дмитриев-Мамонов оттоптал на постельной  службе около года.
Так бы все, может и длилось, но тут в 1789 году ВНЕЗАПНО фрейлина Дарья Щербатова оказалась беременна.

Видимо, брюхатая Щербатова надавила на любовника, чтобы он сам признался императрице. Фаворит решил объясниться с Екатериной и поставить точку. Но этот тряпка, вместо того, чтобы повести себя достойно и признаться в романе, не сказал о Щербатовой ни слова. Зато начал упрекать императрицу в невнимании и холодности. А еще "меня окружают завистники с подлыми интригами". Вдобавок, Сашенька заявил: "мне давно пора жениться, да не знаю на ком". В общем, устроил истерику на пустом месте. Хлопнул дверью и отправился домой.

Неизвестный художник. Портрет Екатерины Великой в старости



Екатерине к этому моменту видимо доложили о беременности фрейлины Щербатовой. Поэтому она написала фавориту письмо: мол, так и так, понимаю, что нашим отношениям конец. Раз решил жениться, я выбрала тебе невесту -- дочь Якова Брюса, хорошая девушка. На следующей неделе вызову ее ко двору.

(Тут еще и маленькая внутренняя шутка: ровно десятью годами ранее другой молодой фаворит императрицы, Римский-Корсаков, был застукан ею в объятиях маменьки предполагаемой невесты -- Прасковьи Брюс, к тому моменту, правда, замужней. А тут такой мини-реванш вырисовывался).

У Дмитриева-Мамонова все-таки хватило храбрости написать в ответном письме, что никакой Брюс ему не надо, а вот есть некая княжна Щербатова, "которую ему очень хорошо рекомендовали", вот можно ее. И закончил письмо Екатерине словами "Я целую ваши ручки и ножки и сам не вижу того, что пишу".

И как поступила Екатерина Великая?
Страшная, страшная месть!
Она оставила бывшего возлюбленного наедине с его собственными демонами: «…Перед вечерним выходом сама её величество изволила обручить графа А. М. Мамонова с княжной Щербатовой; они, стоя на коленях, просили прощения и прощены». Жениху пожалованы подарки и приказано на другой же день после свадьбы 12 июля выехать из Петербурга.

Николай Аргунов. Портрет А. Дмитриева-Мамонова на фоне бюста Екатерины II



Молодожены уехали в Москву. В последующие годы несчастный Дмитриев-Мамонов, глядя на бриллиантовый дождь, сыпавшийся на его преемника, дико завидовал и скучал. Жена быстро стала ему не интересна -- супружеское сожительство это вам не тайные свидания, никакой романтики. Тем более, что она родила 4 детей (2 выжило), а это всегда дурно влияет на внешность и характер женщины -- главное, чем Щербатова превосходила императрицу.

Какой-то лайфньюс 18 века пустил сплетню, что императрица подослала к сопернице переодетых в женское платье приставов, которые ее сначала высекли, а потом вообще изнасиловали, причем в присутствии мужа. Но это реальный бред (грязные сплетни сексуально неудовлетворенных французских революционеров). Екатерина действовала тоньше.

Сашенька неоднократно обращался к Екатерине II с просьбой разрешить ему вернуться в Петербург, но сразу получал автоматический отказ настроенного автоответчика в почтовом ящике гугла. Современник писал о нем: «Он был ни тем, ни сем, и ничем-либо вообще; у него было лишь одно развлечение — изводить свою жену, которую он без конца обвинял в том, что она является виновницей его полного ничтожества». В конце концов супруги разъехались.

Дмитриев-Мамонов ненавидел себя за промах до конца жизни.
А что Екатерина? Екатерина завела себе 22-летнего красавчика Платона Зубова.
Крутая месть, правда?

Мораль: никогда не унижайся перед бывшей любовницей, особенно если она старше и умнее тебя в три раза.

И.Б. Лампи-Ст. Портрет Платона Зубова



1. БОМБА ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ ОТ ГЕВЕРЕТ САРРЫ

Еврейский прародитель Авраам был очень уважаемым человеком. У него были большие стада и непосредственный контакт с Господом Б-гом. Ангелы к нему запросто ходили в гости. Борода была длинная.

Авраам. Православная фреска


Но жизнь его была пустой и бессмысленной -- потому что (тут с Авраамом согласятся тысячи овуляшек из вконтактике) не было у Авраама детей. И в особенности (тут с Авраамом согласятся тысячи кавказцев из вконтактике же) потому что не было у Авраама сына.

А с женой развестись он не мог: во-первых Сарра была его родственница, вроде племянница, т.е. развод бы обидел род; во-вторых он прожил с ней миллион лет и пережил кучу неприятностей, и по всей видимости любил. Ну в своем роде, если бывает любовь после пятидесяти лет в браке.

Неизвестный художник. Авраам и Сарра переселяются в Ханаан. 19 век.



Она его тоже любила, потому что глядя на его мучения, как-то растрогалась и сказала (после пары-тройки-четверки бокалов красного и пересмотра Love actually и Mamma mia; опаснейший коктейль):
-- Ну ладно, раз уж ты так страдаешь, заведи себе какую-нибудь бабу в качестве суррогатной матери, попробуем ее осеменить!

Наутро она мыла тарелки из-под суши от васаби, бокалы от красного вина, изучала мешки под глазами в зеркале и думать забыла о том вчерашнем разговоре. А тут звонок в дверь: открывает и видит радостного мужа с какой-то чернявой малолеткой, он уже успел метнуться на базар и прикупить там невольницу.

-- Это Агарь! Она будет с нами жить, пока не забеременеет. Ты же разрешила!

В. Родес-и-Арьес. Знакомство Сарры, Авраама и Агари. 1835


Стали жить втроем. Сами понимаете, какая это была жизнь. Некоторые скажут: это ж Ветхий Завет! Древний Восток! Там у всех многоженство было! Они привыкли! Так вот, эту вот заяву про "привыкли" придумали мужики, которе таким способом облегчали себе совесть; человеческую же природу (женщина -- человек, пожалуйста, не забывайте об этом) никто не отменял. И жить в треугольниках психологически неприспособлен.

Собственно, дальнейшее поведение Сарры об этом свидетельствует. Плевала она на священную традицию многоженства. Агарь даже сбегала из дома один раз, но некий ангел ее вернул пророчеством о хорошем будущем ребенка, манипулятор.

Дж. Тиссо. Агарь и ангел.



Действительно, был еще порох в пороховницах, сперматозоиды в семенных канальцах -- у пожилого Авраама от юной Агари родился сын. Назвали Измаил.
Так бы они и жили, и данный Измаил унаследовал бы все богатства отца (и стал прародителем еврейского народа небось).

Но тут к Аврааму пришли давние друзья его, ангелы.
Посидели с ним под дубом, поели шашлычка. Заметили гнетущую напряженность в доме, связанную с семейной ситуацией (по молодости глупая  Агарь хвасталась перед Саррой материнством и заставляла ту чувствовать себя неполноценной; бормотание Сарры, что она идеологическая чайлдфри не помогало).

Фламандская миниатюра 15 века. Гостеприимство Авраама



И ангелы решили помочь хорошему человеку: сотворили чудо. Уходя, один из них сказал Сарре:
-- Мы на следующий год придем в то же время, у тебя как раз сын родится.

Тьеполо. Ангел пророчит Сарре. 1720-е



Сарра, которой тогда было 90 лет, дико засмеялась (одно из редких упоминаний смеха в Библии) и сказала:
-- Может, останетесь до утра, проспитесь лучше?

Но те ушли.
А Сарра действительно забеременела.
Сторонники моей любимой теории палеоконтакта (читайте в предыд. выпусках), считают, что ангелы = высокотехнологичные пришельцы, а Сарре тайно сделали ЭКО. Ну, параллельно наверняка похитив ненадолго на корабль пришельцев (как агента Скалли), чтобы еще процедуру омоложения пройти. Попробуй выноси тут, такой старородящей.

Мальчик Исаак родился и выжил (второе было трудновато вообще в смутные времена до 1847 года, когда акушер д-р Земмельвейс совершил прорыв в медицине, доказав, что ежели врачи будут мыть руки, принимая роды, то матерей с младенцами будет помирать сильно меньше. За что, кстати, был уволен с работы как шарлатан).

Тьеполо. Авраам и три ангела. 1770-е.



Исаак был младше Исмаила, но он был от законного брака, и вдобавок, по матери -- чистой крови; а Агарь была низшей расы, из Египта, маггл.
Сарра кормила грудью, поэтому была агрессивна (гормон пролактин), наезжала на мужа.
И с диким скандалом заставила его выгнать Агарь с маленьким мальчиком из дома.

Рубенс. Изгнание Агари. 1610-е.



Они ушли в пустыню и только чудом спаслись (ангел мимо пролетал, как обычно, показал колодец с водой и дал координаты геолокации).

Ж.Ж. Казин. Агарь и Измаил в пустыне. 1880.



Так месть Сарры мужу за измену состояла в том, что она выгнала его женщину с ребенком из дома, спросите вы? Всего лишь? Мелко, Хоботов, мелко (с).
Нет. дело же в том, что Авраам хотел стать прародителем еврейского народа. И стал.
Сарра же выгнала из дома Исмаила -- прародителя АРАБСКОГО народа.
А ведь могла бы и просто придушить подушкой мальца.
С каким бы пшиком тогда арабо-израильский конфликт исчез из истории, а?

Мораль: никогда не смотри Love Actually и Mamma Mia в мужской компании. Они ничего не понимают, и могут воспользоваться твоей душевной размягченностью и любовью к миру.

Камиль Коро. Агарь в пустыне. 1835



***
Предыдущие выпуски читайте по тэгу "омерзительное искусствоведение".
Предлагайте свои темы!

трансляция вконтакте
Tags: ветхий завет, омерзительное искусствоведение, романовы
Subscribe

Posts from This Journal “омерзительное искусствоведение” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 50 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “омерзительное искусствоведение” Tag