Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Знаменитые мужеубийцы в изобразительном искусстве. Вып. 5.

Выпуски: 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й.



АВИГЕЯ

Кто у нас муж? Навал, богатый ското- и землевладелец в древнем Израиле.
Хам, грубиян и глупец, жестокий и злой.

Характеризует его следущее: будущий царь Давид скрывался в шалаше в Разливе от царского гнева. Очень хотелось кушать. И Давид послал к Навалу своих хлопцев со словами "у вас тут много еды, поделитесь, пожалуйста, а то мы сами заберем". Вообще -- наглость, соглашусь, но когда это говорит начальник вооруженного отряда в 600 человек, наверно, надо головой думать. А Навал нет -- он обложил Давида по матери всячески и обозвал рабом.

Мотив: мне кажется, в отличие рассмотренного нами ранее случая  с Вирсавией -- тут непредумышленное.

Хотя мерзкий характер мужа Авигее наверняка надоел, а сладкоголосый красавчик Давид наверняка понравился. Она ведь успела с ним познакомиться: услышав от слуг, что наговорил ее муж, она загрузила в колонну грузовиков свыше 300 тонн гуманитарной помощи и отправила ее навстречу Давиду и его голодному отряду. Сама тоже поехала -- нарядилась красиво, надушилась. При встрече бухнулась ему в ноги, попросила прощения за Навала, наговорила всяких комплиментов, выпила с Давидом вина, ну дальше свечку мы не держали.

Давид ей сказал потом -- "если б не вы, мадам, замочил бы у вас всех мужиков в сортире подчистую". Вернее, еще элегантней он выразился: "
если бы ты не поспешила и не пришла навстречу мне, то до рассвета утреннего я не оставил бы Навалу мочащегося к стене". (А вы и не подозревали ведь, что гарант на самом деле Книгу Царств цитировал, да?)

Мастерская Рубенса. Давид и Авигея. 1620-е
(заметьте, все блондины)



Исполнитель: сама Авигея.

Способ убийства: доведение до инфаркта

Когда Давид со своей армией поворотил обратно, то Авигея рассказала Навалу, что ему сейчас грозило. Уж не знаю, каким тоном она это ему рассказывала, но у товарища явно случился сердечный приступ ("замерло в нем сердце его, и стал он, как камень"). Через 10 дней Навал умер.

Авигея и Навал. Миниатюра 14 века.



Возмездие: никакого. Наоборот, одни плюшки.

Свечку, как отмечалось выше, мы не держали, но как только Давид услышал, что Авигея овдовела, он прислал за ней сватов и взял в жены. Она родила ему сына (ничем не знаменит -- сестер не насиловал, братьев не убивал, в отличие от других детей Давида, так что и это хорошо).

А имя Авигея (Абигайль) стало еще у протестантов популярным. Ибо благодетельная такая женщина она, знаете ли!


Неизв. художник, 16 век. Авигея преподносит дары Давиду


ВЕЛМА КЕЛЛИ, танцовщица кабаре,
персонаж "Чикаго", основанный на реальной убийце по имени Белва Гартнер (Belva Gaertner)
за кандидатуру tnx upinarms901

Кто у нас муж? некий мистер Келли, который вместе с Велмой и ее сестрой -- танцовщицами и акробатками, ездил в турне по стране.

(В реальности Белва Гартнер нам в рубрику не очень подходит, потому что на самом деле ее жертвой был не муж, а любовник по имени Уолтер Лоу.
Поэтому мы берем персонаж).

Вы наверняка знаете мюзикл "Чикаго" (фильм, где Велму играла Кэтрин Зета-Джонс; и двукратную постановку в Москве - оч. неплохая была). Но до этого было еще очень много.


Все началось с того, что реальная журналистка Морин Даллас Уоткинс (в "Чикаго" это как бы сладкоголосая мисс Мэри Саншайн) освещала все эти судебные процессы и как-то испытывала постоянное изумление от манипуляций общественными сознанием адвокатами и прессой. В 1926 году она написала об этом пьесу "Чикаго" - нормальную, драматическую такую. Через 4 года она даже добралась до нашего МХАТа.

Петр Владимирович Вильямс – Эскиз декорации “Комната Рокси” к спектаклю по пьесе М.Уоткинс “Реклама” (т.е. "Чикаго"). 1930. Постановка Е.С.Телешова и Б.И.Вершилова. МХАТ.



В 1927 году по этой пьесе был снят немой фильм "Чикаго".



В 1942 году это стало фильмом "Рокси Харт", где главную роль играла Джинджер Робертс (причем Рокси, убившая любовника, тут была по настоящему невиновна; персонаж Велмы носит другую фамилию и третьестепенен).

Потом Боб Фосс захотел сделать по пьесе мюзикл, но автор пьесы отказала ему.
Немедленно после ее смерти он с продюсерами выкупил у наследников права на "Чикаго", и в 1975 году на сцене появился знаменитый мюзикл.

Плакат бродвейской постановки .
Заметьте, стиль ар-деко выдержан... Сейчас так плакаты, увы, не рисуют.




Мотив: состояние аффекта; ревность.
Велма застала своего мужа и сестру за неподобающим поведением.

"Тюремное танго" из фильма 2002 года.



Исполнитель: сама Велма

Петр Вильямс. Велма Келли.
Тюремщица Мама Мортон, эскизы костюма, МХАТ



Способ убийства: возможно зарезала -- потому что руки пришлось отмывать от крови.
Возможно, ледоколом -- потому что выходила она как раз за льдом, а убийства ледоколом тогда было модным трендом, см. Лев Троцкий (следующий всплеск моды будет после "Основного инстинкта" и Шарон Стоун).


Белва в тюрьме



Белва с адвокатом



Возмездие: и Велму, и ее прототипа арестовали и судили. Но блестящий адвокат отмазал -- освободилась.

В реальности Белва умерла в 80-летнем возрасте.

Кэтрин Зета-Джонс в фильме "Чикаго" (2002)
(Кстати, рекомендую мюзикл Rock of Ages, там она тоже играет)

gtlTmTXLurR6hAnpfuX4t7SGMTOQFdIyEoHizB_wWY3-tiKOk5WBedjhKdFrmF4rYTINwluCX-Mr1c9FKHFrUHd6wP_uBSYf9WdLC6Z1rJsusvzSNtncorz4oVH0m3Mn34WnWiIkXtrVPETFP0FrD…

А вот это произведение декоративно-прикладного искусства я хочу в подарок.
UPD: внимательная читательница из США летом 2019 года, спустя три года, подарила мне её!!!! Класс!



ЭРИФИЛА, царица Аргоса

Кто у нас муж? Амфиарай, царь греческого полиса Аргос, чего-то там до нашей эры
(Кстати, о его матери -- саботажнице-данаиде Гипермнестре см. в одном из предыдущих выпусков).

Мотив: дура. Жадная дура.
Но вообще непреднамеренное.

Муж ее племянницы был Полиник -- сын несчастного Эдипа (по незнанию убившего отца и женившегося на собственной матери). От Эдипа и матери/бабушки данный Полиник и его брат унаследовали престол города Фивы; но не поделили власть, и Полинику пришлось бежать. Чтобы вернуть город и убить брата, Полиник начал сколачивать мощную коалицию -- т.н. "Семеро против Фив". Но муж нашей героини очень сильно не хотел ехать -- он обладал даром предвидения и знал, что добром это дело не кончится.

Семеро против Фив. Клятва над принесенной в жертву лошадью. Рис. 19 века.




Тогда хитрый Полиник подкупил царицу Эрифилу. Подкупил драгоценным ожерельем, которое когда-то выковал сам бог Гефест. Небольшое примечание: Гефест был крайне мстительным и хитроумным, и это ожерелье  приносило несчастье всем потомкам его неверной жены Афродиты.

Эрифила приняла взятку и уговорила мужа начать мобилизацию. Она аппелировала к клятве, которую Амфиарай когда-то произнес (зачем произнес? наверно, скилл предвидения был тогда у него не прокачен), беря ее в жены с целью уладить конфликт с ее братом. Оба эти мужчины тогда стали соправителями и поклялись что Эрифила будет для них арбитром, и они будут повиноваться ее решениям.

Полиник дает ожерелье Эрифиле. Рисунок с росписи др.греч. вазы


Способ убийства: официально Амфиарай погиб на войне, под стенами Фив, как обещалось.

Но описание какое-то мутное.
Процитируем великого Куна: "Бегством спешил он спастись на своей колеснице, управляемой Батоном. Его преследовал могучий Периклимен. Уж настигал Периклимен великого прорицателя, уже замахнулся он копьем, чтобы поразить его, как вдруг сверкнула молния. Зевса, и грянул гром, расступилась земля и поглотила Амфиарая с его боевой колесницей".

Амфиарай на колеснице. Греческий рельеф 4 в. до н.э.



Исполнитель: больше всего похоже на землятресение, их там в Греции -- что дождичков.

Альтернативная версия по теории палеоконтакта: инопланетный штурман м-р Зевс Кронид, обосновавшийся со своей метеостанцией на г. Олимп и втянувшийся в забавные игры этих людишек, прилетел на вертолете и снял его бластером. (См. Эрик Деникен, "Колесницы богов", обожаю бредятину эту).

Возмездие: смерть.
Для начала умер провокатор, даритель ожерелья Полиник - под стенами Фив у него был поединок с братом-узурпатором. Они убили друг друга (поздравляю, вы прослушали краткое содержание трагедии Эсхила "Семеро против Фив", можете хвастаться).

Тьеполо. Братья Этеокл и Полиник, убившие друг друга. 1720-е.



Теперь о том, что случилось дальше с продажной царицей.
(...Не, вообще, этот Амфиарай сам виноват. Что он за прорицатель, что такие глупые клятвы приносит? Да и если бы он без без дара прорицания был -- тоже идиот: покажите мне мужчину старше 12 лет, который обладает мозгами и при этом поклянется нерушимой клятвой "слушаться во всем жену"?
И что ему мешало эту клятву нарушить, а жену придушить? Не понимаю).

В общем, отправляясь на войну, Амфиарай сказал  своему старшему сыну Алкмеону: "Я не вернусь (инфа сто процентов). Убей за меня маму". Он не вернулся, но сынуля почему-то все не торопился. Наверно, был еще маленьким, подростком, а мама его поила-кормила, не давала всяким родичам мальчика с трона свергнуть, и т.п. Нужна была.

Дулио Камбелотти. Семеро против Фив. Начало 20 в.



Так прошло десять лет. Сын вырос. Маму всё что-то не убивал.
Далее в их город пришел сын провокатора Полиника и сказал:
-- Вот Эсхил про наших родителей сочинит "Семеро против Фив", очень хорошее. Давайте его обеспечим и материалом для сиквела!
Вместе их собралось опять семеро - сыновья погибших тогда под Фивами. Называют их "Эпигонами" - по-древнегречески значит просто "потомки". (В наши дни употребляется уничижительно, типа "жалкие подражатели", что несправедливо -- в отличие от родителей, как раз Эпигоны город-то взяли с лету).

Далее в истории Эрифилы следует эпизод, который я сама, будучи сочинителем (вот мои рассказы про итальянских развратниц и поэтесс Ренессанса, почитайте кстати) считаю весьма искусственной, неправдоподобной литературщиной, вставленной в миф чисто как драматический прием. Мол, оба ее сына не хотели ехать, и чтобы она их убедила, сын Полиника ОПЯТЬ подкупил ее -- на этот раз вытканным Афиной пеплосом Гармонии (это типа как коллекционным черным платьем от Живанши 1961 года из "Завтрака Тиффани"). И она уговорила -- они отправились.

Афина, одетая в пеплос (не этот, другой). 5 в. до н.э.



Такой симметрии не бывает просто. Ну либо эта Эрифила исключительная идиотка -- если ты знаешь, что из-за твоей взятки в предыдущий раз муж погиб под этими Фивами, то зачем брать еще одну взятку и отправлять туда сыновей? И сыновья ее идиоты -- если ты в поход идти не хочешь, то и не пойдешь: клятву слушаться, в отличие от папочки, ты не давал, вдобавок от него тебе досталась миссия эту мамочку убить -- с чего вообще ее уговоров слушаться, может, ее лучше как раз сейчас и убить? Хотя, учитывая, что отец у них однозначно поступил как идиот, хоть и прорицателем был, может -- просто семья такая?

Итак, эти сыновья уехали, всех победили, научились грабить жечь насиловать, и старший Алкмеон, вернувшись, мать-таки убил. Я щитаю, это просто был вьетнамский синдром, а историю про задание отца отомстить за его смерть, которое он почему-то 10 лет выполнить не мог, потом адвокаты придумали. Да, его как Ореста, убившего Клитемнестру (см. выпуск №1) преследовали богини мести Эринии, он сходил с ума, потом его боги простили. Но в итоге, два брата его бывшей жены его убили -- не из мести за брошенку, а чтобы ограбить, украсть те самые ожерелье и пеплос Гармонии.
Гефест, гад, мстительный.

Г. Фюсли. Алкмеон, преследуемый Эриниями, у тела убитой им матери Эрифилы. 1821.



НОБУКО ТАКАЦУКАСА (鷹司信子)
родственница императора Японии (17 век)


Кто у нас муж? Сёгун Токугава Цунаёси (Tokugawa Tsunayoshi) -- глава государства при безвластном императоре.

Имел прозвище "Собачий сёгун". Оголтелый буддист, он ценил жизнь животных выше человеческой. Во время его правления самурай, по ошибке убивший воробья, был приговорен к смерти. Прозвище свое он заработал за постройку приютов для бродячих собак и домов престарелых для собак и лошадей. В его правление бродячие животные заполонили города, кусали прохожих -- ничего поделать с ними было нельзя, догхантеры бы повесились. Не, вообще их реально бы вешали, сдирая предварительно  них кожу.
Был раздражительным, неуравновешенным, сложным человеком, скорей всего -- безумцем.

47 ронинов зажигали как раз в период его правления.

Tosa Mitsuoki. Портрет сегуна, 17 век
Обратите внимание, как виртуозно сделан узор на ткани - черным по черному.





Способ убийства: если довериться легенде об одной из версий его смерти, это был удар холодным оружием. Возможно, она отрубила ему голову. А может - и яд или подушка...

Tsukioka Yoshitoshi. Упомянутый сегун посещает храм. 1875



Мотив: эвтаназия.
63-летний сёгун смертельно заболел неизлечимой тогда оспой.

Исполнитель: согласно легенде, Нобуко Такацукаса (его главная жена), либо помогла ему совершить самоубийство (человек вспарывает себе живот, помощник рубит ему голову), либо он ослабел настолько, что ей пришлось убить его собственноручно.

Возмездие: встречается упоминание, что преданная жена после этого совершила сеппуку. Ей было 59 лет; их единственный сын умер. Сыновей от других женщин у сегуна тоже не было, власть в стране перешла к племяннику.

(Есть и версия, что он умер сам, она его не убивала, и умерла потом своей смертью).

Портретов дамы я не нашла. Вот рисунки придворной жизни от Tosa Mitsuoki - того же художника, который сделал портрет ее мужа (илл. к "Повести о Гэндзи")

Придворные дамы лепят снеговика



***

Какого мужа жальче всего?
Какая женщина самая нехорошая?

***

Предыдущие выпуски по тэгу "омерзительное искусствоведение"
Выпуски: 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й.

Группа вконтакте

Tags: женщины-убийцы, мифы, омерзительное искусствоведение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 23 comments