Вчера говорили об убийстве Генриха Наваррского (надеюсь, все читают мою серию про знаменитых мужеубийц?). Теперь подробности о даме, к которой он ехал - уж больно интересно:
"Наконец карета выехала из ворот Лувра.
Внезапно Генрих опять передумал: он поедет к Сюлли позже;
все думают, что он решил навестить дочь финансиста Поле — рыжеволосую ослепительную красавицу, прозванную Львицей:
он хотел сделать ее любовницей своего сына Вандома, гомосексуальные наклонности которого крайне огорчали короля" (М. Кармона).
Слово великому Дюма ("Генрих IV"):
Мы уже говорили о странных вкусах юного герцога Вандома, и насколько эти вкусы огорчали Генриха IV.
Король рассудил, что в Париже есть только одна женщина, способная его излечить, и, как добрый отец, решил сам уладить это дело.
Этой женщиной была знаменитая мадемуазель Поле.
Портрет ее только такой.
Анжелика Поле родилась около 1592 года. Ко дню смерти короля ей едва исполнилось восемнадцать лет. Сомез уделил ей место позже, под именем Партени, в своем объемистом историческом словаре «жеманниц». Она была дочерью Шарля Поле, домашнего секретаря короля, изобретателя налога, названного по его имени. Этот налог состоял в ежегодной плате, которую вносили служащие юстиции и финансов для того, чтобы в случае смерти сохранять для их наследников право распоряжаться этими должностями.
Бюст Генриха, сделанный по посмертной маске
Мадемуазель Поле была живого нрава, с тонкой талией, очаровательная, прекрасно танцевала, восхитительно играла на лютне и пела лучше, чем кто бы то ни было в то время.
Это о ней сложили сказку о соловьях, умерших от зависти при звуках ее пения:
«Только волосы у нее были рыжие».
Заметьте, что не я жалуюсь на это. Это Таллеман де Рео. Но этот рыжий цвет волос был так красив, что только прибавлял ей очарования. А впрочем, взгляните, что пишет по этому поводу Самез:
«Рыжие, вот ваше утешение. Партени, о которой я говорю, имела волосы этого цвета, и все же была жеманницей. Ее пример достаточен, чтобы понять, что и вы так же способны внушить любовь, как брюнетки и блондинки».
Она участвовала в балете, в котором мадемуазель де Монморанси завладела сердцем короля. Она появлялась на дельфине и была так прелестна, что о ней сложили такой куплет:
В балете не было милей
Поле! И не было смелей!
Под ней дельфин резвится, бьется;
Но, наконец, кто на нее взберется?
Волшебным голоском она пела стихи Ланжанда, которые начинались так: «Я тот самый Амфион…»
Генрих IV, не сумев овладеть прекрасной танцовщицей, которую звали мадемуазель де Монморанси, хотел, чтобы по крайней мере у его сына была прекрасная певица по имени мадемуазель Поле.
Шарлотта де Монморанси
Это была первая женщина, получившая прозвище «львица». Прозвище, возрожденное в наши дни и дающееся в наши дни за те же качества.
Судите сами. «Страсть, с которой она любила, — говорит Таллеман де Рео, — ее отвага, ее гордость, ее живые глаза, ее волосы, более чем золотые, повелели дать ей прозвище «львица».
Уверяют, что именно по дороге к мадемуазель Поле, к которой он направлялся с чисто отцовскими чувствами, Генрих IV был убит".
Вот тут фильм французский 2009 года про это убийство
***
Позже Анжелика (Angélique Paulet; 1592–1651) стала одной из завсегдатаев Салона мадам де Рамбуйе. Играла на лютне и пела, приковывала взгляды.
Годо в Салоне Рамбуйе
Де Рео о ней еще много пишет, но увы, в русском академическом переводе эту главу предпочли пропустить, как неинтересную, а во французском языке 17 века я не настолько сильна. (UPD: ура, для меня сделали перевод).
Вроде бы, у нее были деньги, она занималась благотворительностью. Замуж не вышла, имела возлюбленных и, кажется, дочь. Умерла в возрасте 59 лет на руках у друзей - и выглядела в этом возрасте на 40 лет всего.
***
А теперь "светская львица" - это Собчак и Канделаки.