3 мая исполнилось 146 лет со дня рождения Александра Бенуа — одного из создателей русского Серебряного века. А также представителя прославленной художественной династии. Вспоминаем, какие еще семьи составили славу русской культуры.
САМЫЕ БЕСПРАВНЫЕ
У графов Шереметевых крепостных было больше, чем у иных европейских монархов — подданных. И образование в области искусств они давали им профессиональное, «на государственном уровне». Причем на протяжении нескольких поколений (эхо этой практики прозвучало даже в ХХ веке: из их крестьян происходила пианистка — мать и первый учитель Сергея Прокофьева). Учили артистов всем жанрам — музыка, театр, архитектура, живопись.
В последнем больше всего прославилась семья Аргуновых. Основателем династии считается портретист Иван Петрович Аргунов, однако не стоит забывать, что он, в свою очередь, учился у своего двоюродного брата, Федора Леонтьевича Аргунова — архитектора, одного из авторов ансамбля Кусково и петербургского Фонтанного дома. У Ивана было трое сыновей — художники Николай и Яков, а также Павел, который также стал архитектором. Еще в роду был Алексей Аргунов — «урных дел мастер», то есть скульптор.
САМЫЕ ПРИМИТИВИСТСКИЕ
А вот семья провинциальных художников Колокольниковых — пример более скромной школы живописи. Основателем династии был крепостной мастер Свято-Пафнутьева Боровского монастыря Тверской губернии — Мина Лукич Колокольников, который получил вольную в 1753 году и был подручным Антропова. Также он работал с другими прославленными мастерами XVIII века — Никитиным, Караваком и Вишняковым, в том числе над оформлением Царскосельского дворца, триумфальных арок и т. д.
Художниками, хотя и не такими успешными, были его братья — Иван Большой, Иван Меньшой, Федот и Михаил. Известно, что они работали иконописцами. Его племянник Яков Михайлович Колокольников-Воронин писал портреты, жанровые картины и иконы, по его рисункам отливали ворота для Нило-Столбенской пустыни. Еще он в 1805 году основал Осташковский театр и сам в нем играл. Три его сына — Александр, Иван и Михаил — также работали в Осташкове как художники. А внучка Валентина Александровна стала детской писательницей. В Тверской галерее хранится портрет семьи Якова Михайловича, который был куплен у его прямых потомков аж в 1937 году.
САМЫЕ ИЗЯЩНЫЕ
Семья Брюлло, которая дала России знаменитого автора «Последнего дня Помпеи», по фамильному преданию, бежала из Франции во время борьбы с гугенотами (теми самыми, из Ла-Рошели). А в Петербург из саксонского Люнебурга основатель русской ветви Георг Брюлло приехал в 1773 году, начав работать на Императорском фарфоровом заводе как скульптор (автор моделей). Его внук, Павел Иванович Брюлло, также трудился как скульптор и живописец-миниатюрист и воспитал нескольких сыновей — графика Федора, живописца Карла, акварелиста и архитектора Александра, а также умершего молодым художника и композитора Ивана. Зятем ему приходился создатель портретной галереи пушкинских современников — Петр Соколов, женившийся на Юлии Павловне. Сын Федора Николай также стал архитектором. Кстати, конечную букву «-в» братьям Александру и Карлу пожаловал сам император.
САМЫЕ РОДОВИТЫЕ
Баронский род Клодт фон Юргенсбург обосновался в Лифляндии еще в 1515 году, а до этого его домом была Вестфалия. Титул баронов семья получила из рук шведского короля Карла XII, неудачливого противника Петра Великого. В том же XVIII веке Клодты оказались на русской службе. Из членов рода первым известным художником стал, пожалуй, герой войны 1812 года генерал Карл Федорович, который рисовал карты (дело для военного человека нормальное) и баловался живописью как любитель. Его сын Константин также дослужился до генерала, но увлекся гравюрой по дереву и стал одним из первых русских ксилографов, причем преподавал это искусство в Академии художеств. Его внук Евгений Александрович стал профессиональным художником, занимался прикладными искусствами, работал на фирме Фаберже и умер уже в советское время. Его внук Георгий и правнук Евгений трудились живописцами и книжными графиками в СССР и умерли один в 1994-м, второй в 2012 году.
Более известна другая линия потомков художника-любителя: сын Петр Карлович прославил фамилию как скульптор-анималист, любитель лошадей (сказалась военная закалка). Его сын Михаил писал жанровые картины, а внуки Николай, Евгений и Константин Александровичи стали живописцем (пейзаж, театральное искусство), мастером декоративно-прикладного искусства и скульптором.
САМЫЕ ИСТОРИЧНЫЕ
Родоначальником художественной династии Маковских был Егор Иванович, коллекционер и любитель искусств, один из основателей Московского училища ваяния и зодчества. Сам он работал бухгалтером в Экспедиции кремлевских строений, писал по-любительски — миниатюры и копии с картин в Кремле. Жена его, Любовь Корнеевна, — дочь фабриканта музыкальных инструментов, прекрасно пела и даже была приглашена в консерваторию преподавать.
Их дети стали художниками; больше всего прославился мастер исторических картин Константин, его брат Николай был пейзажистом и жанристом, в жанровой живописи также работал Владимир. А сестра Александра — одна из первых русских женщин-художниц — писала акварелями пейзажи. В третьем поколении людьми искусства были скульптор Елена Константиновна Лукш-Маковская (первая женщина в Венском сецессионе — объединении венских художников); поэт, критик, издатель Сергей Константинович; живописец Александр Владимирович.
САМЫЕ СЕРЕБРЯНЫЕ
Наиболее многочисленным по количеству деятелей искусства является, пожалуй, фамильное древо Бенуа и родственная ему семья Лансере. Помимо Александра Николаевича Бенуа — прославленного художника и критика, это его отец Николай Леонтьевич — известный архитектор; братья Альберт и Леонтий — художники и архитекторы; его племянники Зинаида Серебрякова и ее родной брат Евгений Лансере. Его кузены Алексей Леонтьевич и Юлий Юльевич также были архитекторами, а сын Николай — художником, в том числе художником кино и сценографом.
И это мы еще не всех перечислили: по женской линии потомками Бенуа являются даже актер Питер Устинов и сын художника Ильи Глазунова.
САМЫЕ НЕСГИБАЕМЫЕ
При советской власти с крепкими художественными династиями стало труднее: войны, репрессии. Однако есть семьи, в которых изобразительным искусством занимались несколько поколений подряд. Например, Борис Иогансон — автор хрестоматийных «Допроса коммуниста» и «На старом уральском заводе» был отцом графика Андрея Иогансона, создателя, по одной из версий, классической этикетки водки «Столичная», который, кстати, страшно пил и в конце концов попал в тюрьму за убийство. В третьем поколении известен Игорь Андреевич — скульптор, художник и основатель арт-пространства Spider & Mouse.
САМЫЕ СТОЙКИЕ
Членом художественной династии был и Гелий Коржев — советский мастер, творчество которого сейчас заново открывают в Третьяковской галерее. Его дед Петр Васильевич, живший еще в Российской империи, был художником-любителем, а работал архитектором-землеустроителем; отец Михаил Петрович был учеником Щусева и основоположником советской ландшафтной архитектуры (даже к ЦПКиО Горького руку приложил). Художницей была жена Гелия — Кира Владимировна и дочь Ирина, которая вышла замуж за живописца Владимира Надеждина. Их сын Иван, который взял фамилию деда по материнской линии, в наши дни работает как художник и скульптор.
Софья Багдасарова для культура.рф (оригинал)