Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Кранах. Аллегория Ветхого и Нового Завета

Оригинал взят у gorbutovich в Кранах. Аллегория Ветхого и Нового Завета
Об одном из экспонатов выставки "Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом"
и его версиях.


Картина Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553) "Грехопадение, изгнание из Рая и искупительная жертва Христа (Аллегория Ветхого и Нового Завета)" 1529 года из Фонда замка Фриденштайн, Гота, Германия.


Лукас Кранах Старший. Грехопадение, изгнание из Рая и искупительная жертва Христа (Аллегория Ветхого и Нового Завета). Гота, Фонд замка Фриденштайн. Инв. № 676. Дерево (липа), темпера, масло. 82,2 х 118. На стволе дерева идеограмма — дракон с поднятыми крыльями — и дата: 1529 / Lucas Cranach The Elder. Damnation and Redemption (Allegory of the Law and the Gospel). Source

Работа, происходящая из старого собрания герцогов Саксен-Кобургских в Веймаре и Готе, имеет кранаховскую идеограмму и дату создания, аутентичность которых никогда не вызывала сомнений.

Картина из Готы не имеет прямого иконографического прообраза. Ее сложная философско-теологическая программа, включающая эпизоды из Ветхого и Нового Заветов, изображения которых подкреплены фрагментами библейских текстов, была, по всей видимости, разработана ученым-богословом. Таковым, по предположению М. Фридлендера, мог стать Филипп Меланхтон, в ту пору нередко консультировавший Кранаха (Friedländer, Rosenberg 1932. S. 64).


2.

Кранаховская идеограмма и дата создания. В центре композиции на стволе дерева идеограмма — дракон с поднятыми крыльями — и дата: 1529

Параллели представленной на картине протестантской аллегории можно обнаружить в переписке Меланхтона с Викторинусом Штригелем (Theoligian 2014. Р. 149).

Настоящая работа служит назидательной иллюстрацией – Merkbilder основополагающей идеи лютеранского учения о греховности человечества, когда строгое следование десяти заповедям Моисея не в состоянии противостоять первородному греху.


3.

Греховное содержимое дьявольского живота. Source

Лютер полагал, что «добрые дела не смогут исправить грешную природу человека. Только Бог, любящий свое земное творение, искупает греховность рода человеческого через явление в мир, страдания и искупительную жертву Христа».


4.

Грехи

Божественное правосудие состоит не в наказании за грехи, а в их прощении всем уверовавшим в искупительную жертву Спасителя. Этого можно достичь только через искреннюю веру: «праведною верою жив будет».

Человек должен иметь правильное наставление в вере, чем является исключительно Священное Писание. Вселенские соборы, римские папы, отцы церкви могут ошибаться; Библия — непогрешима.

Это положение своего учения, во многом основанное на толковании писем св. Павла к римлянам, Мартин Лютер сформулировал в трактате "О порабощении воли" /De servo arbitrio, опубликованном в 1525 году и имевшем широкий резонанс в германских землях.


5.

Адское чудовище, попираемое Божьем агнцем

В нем, в частности, Лютер использовал против католической доктрины адресованные иудеям слова апостола Павла об утрате спасительной силы ритуальных предписаний после жертвы Христа (Bach-Nielsen 1990. Р. 145-184; Ehrstine 1998. S. 503~537).

В нижней части картины в шести столбцах выдержки из текстов Нового Завета на старонемецком языке. Цитаты такие:


6.

1. Source

1. «Vom Regenbogen und Gericht. / Ess wird Gottes zorn offenbart vom himmel uber aller / menschen Gotloss leben und unnrecht. Roman. I; / wier seiend allzumal sünden unndt mangelnn des preises / das sie sich Gottes nicht rühmen mühen. Roman. 1.

О Радуге — Знамении Божьего Завета — и Правосудии: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подпаляющих истину неправдою. Рмл 1»; «потому что все согрешили и лишены славы Божией. Рмл 1» (Рмл 1:18; 3:23.)


7.

2

2. «Vom Teufel und Todt, / Die Sünde ist des Todes spiess aber das gesetz ist der sünden / krafft. Corinth. 15; Das Gesetz richtet zomn ahn. Roman. 4».

О дьяволе и смерти: «Жало же смерти — грех;
а сила греха — закон. Кор 15»; «ибо закон производит гнев» — Рмл 3:23.


8.

3

3. «Vom Mose und den Propheten / Durch das Gesetz kömet erlentnus der sünde. Roman. 3 (Matthei. 11) Das gesetz undt propheten gehen bis auff Johannes zeitt».

О Моисее и пророках: «Потому что делами закона не оправдывается перед Ним никакая плоть» — Рмл 3:20; «Ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна» — Мф 11:13.


9.

4

4. «Vom Menschen / Der gerechte lebett seines glaübens. Roman. 1 / wier halten das enmensch gerecht werde den glaüwen / on werch des gesetzes. Roman. 3».

О людях: «В нем открывается правда Божия от веры в веры в веру» – Рмл 1:(17); «человек оправдывается верою, независимо от дел и закона» — Рмл 3:28.


10.

5

5. «Vom Teuffer / Sihe das ist gottes Lamb das der welt
sündetregt / Sant Johannes Baptist. Johannis. 2 / In der Heiligüng des geistes zum gehorssam und bespregüng / des blüttes Jesu Christi amen / Petri 1».

О Крещении: «Смотри, это Агнец Божий, искупляющий темной грех. Св. Иоанн Креститель. 2»; «Освящение Духом Святым, к послушанию и окропленю кровью Иисyca Христа: Бог ниспошлет нам благодать. Аминь – 1 Пет 1:1-2.


11.

6

6. «Vom Tode und Lamb / Der Tod ist verschlüngen ym sieg Tod wo ist dein spiss / Helle wo ist dein sieg; danck hab Gott der uns den siegk gegeben / Hat durch Jesuem christum unsern herren. 1. Corinth 15».

О Смерти и Агнце (искупительной жертве): «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа? Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Исусом Христом» 1 Кор 15:55, 57.

Картина разделена строго на две части.


12.

Аллегория Ветхого Завета. Фрагмент левой части картины

Разделителем служит ствол дерева. Справа у дерева (слева от зрителя) засохшие ветви.


13.

Аллегория Нового Завета. Правая часть картины. Фрагмент

На левой части дерева пышно распустилась листва.

Так наглядно показаны акцентированные в учении Лютера различия Ветхого и Нового Заветов, понимаемых им как Закон – Lex и Божья милость – Gratia.


14.

Грехопадение

Слева на картине (справа от зрителя) на заднем плане изображены:

- Грехопадение;


15.

Фрагмент. Лукас Кранах Старший. Грехопадение, изгнание из Рая и искупительная жертва Христа (Аллегория Ветхого и Нового Завета). Гота, Фонд замка Фриденштайн

- Страшный суд как расплата за первопричину земных несчастий — Христос — судит в мандорле на небесах;

- Медный змий, обвивающий высокий столб с перекладиной.

Библейский Медный змий, по завету Бога изготовленный Моисеем во время перехода иудеев из Египта в Ханаан для исцеления людей, укушенных ядовитыми змеями (Числ 21:9), воспринимался христианскими теологами как ветхозаветный символ спасения через веру, предшествующий новозаветному распятию Христа на Голгофе.


16.

Лукас Кранах Старший. Грехопадение, изгнание из Рая и искупительная жертва Христа (Аллегория Ветхого и Нового Завета). Фрагмент

На первом плане слева — убегающий от пылающего адского огня нагой грешник, преследуемый смертью и дьяволом.


17.

Моисей-Лютер

Лицо грешного человека с мольбой обращено к Моисею со скрижалями Завета, стоящему в группе библейских пророков. Моисей чертами лица напоминает Лютера, представляемого символическим связующим звеном в толковании Ветхого и Нового Заветов.


18.

Фрагмент. Один из библейских пророков / Damnation and Redemption. 1529. Lucas Cranach the Elder. Stiftung Schloss Friedenstein, Gotha. Source


19.


Справа другой нагой человек, праведник с молитвенно сложенными руками, изображен рядом с Иоанном Крестителем, указующим на распятого Христа, капли крови которого проливаются на голубя (Святой Дух) и Божьего агнца, попирающего ногами скелет и адское чудовище.

Парящий в небесах воскресший Христос как Властелин мира (Salvator Mundi) благословляющим жестом указывает на небеса.


20.

Фрагмент. Благовестие пастухам. Лукас Кранах Старший "Грехопадение, изгнание из Рая и искупительная жертва Христа (Аллегория Ветхого и Нового Завета)" Фонд замка Фриденштайн, Гота, Германия

На заднем плане сцена благовестия пастухам на фоне воображаемого Вифлеема – смысловая и композиционная параллель спасению иудеев от укусов змей. Сцена также намекает на признание праведными христианами Слова Божьего как единственного пути к спасению.

Вместе с цитатами из Священного Писания это означает для зрителя, что Ветхий и Новый Заветы провозглашают благую весть, всегда ведущую праведника к истинной вере (Bonnet 2010. S. 170).

К интерпретации аллегории Ветхого и Нового Заветов Кранах впервые обратился в конце 1520-х годов. Практически одновременно он создал два иконографических типа изображений. Первый из них, рассмотренный выше, исследователи называют готским (по местонахождению картины), другой — пражским.


21.

Лукас Кранах Старший. Закон и Благодать. Национальная галерея в Праге. Дерево, смешанная техника. 82x88,5. Инв. № 10732 / Lucas Cranach the Elder. The Law and the Gospel. 1529. The National Gallery in Prague. Source

Пражский тип получил название от датируемая тем же 1529 годом работы из собрания Национальной галереи в Праге (дерево, смешанная техника. 82x88,5, инв. № 10732).

На ней ствол высокого дерева с сухими и зелеными ветвями также делит живописное пространство на две части. Вверху слева — Моисей получает из рук Бога скрижали Завета, свершается грехопадение и чудесное избавление израильтян от укусов ядовитых змей. Но на первом плане слева появляется изображение покойника в саване, лежащего в гробу (вместо скелета, традиционного символа смерти), а в центре — сидящий на камне нагой человек с молитвенно сложенными руками окружен фигурами ветхозаветого Моисея и Иоанна Крестителя. Оба они указывают на распятого Христа, струя крови которого проливается на агнца, лежащего у входа в Вифлеемскую пещеру. Справа на первом плане — восставший из гроба, но еще не вознесшийся на небо Христос, благословляющий мир. На вершине горы с пещерой — обращенная к небу с ангелами фигура Девы Марии, композиционная и смысловая пара коленопреклоненному Моисею, получающему скрижали. Их действия также прославляют торжество Слова Божьего, столь высоко превозносимого Мартином Лютером и приверженцами его учения (ср.: 2015 Gotha, Kassel. Kat. 41).

Картины из Готы и Праги имеют существенные различия. Первая, горизонтального формата, композиционно четко делимая деревом на две части, производит впечатление большей архаичности. Вторая, напротив, содержит меньшее число фигур, и ее композиция воспринимается как более цельная.

Обнаженный человек в центре, сидящий на пне между библейским пророком и новозаветным Иоанном Крестителем, становится одним из главных персонажей картины. Она подчеркивает краеугольную идею Лютера о духовном самосовершенствовании христианина через постижение Библии и Евангелия. Усвоение истин Ветхого Завета приводит человека к Новому Завету и вере во Христа, которая служит главным условием спасения души праведника (Bath-Steben 1990. Р. 151-155).


22.

Около 1528-1532. Кранахи. Аллегория Ветхого и Нового Завета. Ксилография. Британский музей / Date 1528-1532 (c.). The Old and the New Testament, or allegory of the law and the gospel. Formerly attributed to: Hans Cranach (Dodgson). Print made by: Lucas Cranach the Elder (Workshop of). Attributed to: Lucas Cranach the Younger (according to Hollstein). The British Museum. Museum number 1895,0122.285. Source. via. Другая фотография этой же ксилографии.[Description]Date 1528-1532 (c.). The Old and the New Testament, or allegory of the law and the gospel; a tree at centre, dividing the sheet into two halves; to the left stand prophets with the law, while Death and a devil drive a naked man into hell; in the left background the Fall is depicted and in the sky the Last Judgement; in the right background the Brazen Serpent and the Israelites are seen, in the foreground stands St John with a man, pointing to Christ on the cross at upper right; at lower right, Christ rises from the sepulchre. c. 1530 Woodcut and letterpress.

Paper. Technique: letterpress woodcut term details. Height: 233 millimetres (borderlines). Width: 324 millimetres. Height: 270 millimetres (sheet). Width: 325 millimeters. Two lines letterpress above the upper borderline and below text from the scriptures in six columns.


Можно было бы предположить, что композиционно-пластическая идея Кранаха развивалась от готского варианта к пражскому. Однако авторские даты свидетельствует о почти одновременном создании обеих картин. Как известно, именно в 1529 году Мартин Лютер составил Большой и Малым катехизисы, которые в дальнейшем были
положены в основу "Книги согласия"/ Konkordienbuch, основополагающего сборника вероисповедных документов протестантизма.

Тогда же шла подготовка лютеран к состоявшемуся в июне 1530 года Аугсбургскому рейхстагу, где перед императором Карлам V и представительным собранием богословов Филипп Меланхтон изложил одобренный Лютером "Аугсбургское исповедание" /Augsburger Bekenntnis — самый ранний официальный вероисповедный документ лютеранства. В Виттенберге были чрезвычайно популярны утверждаемые в нем идеи о крещении посредством Духа Святого как единственном средстве против греха и о том, что человек может оправдаться перед Всевышним не делами, но только искренней верой – добрые дела следуют за верой, но не являются условием спасения души.

Это способствовало формированию иконографического типа лютеранской аллегории Ветхого и Нового Заветов и повышенному спросу на картины Кранаха. Их композиционные и смысловые различия, очевидно, диктовались вкусами индивидуальных заказчиков и будущим расположением в интерьере конкретного храма или домашней молельни.


23.

Грех и искупление. Музей в Веймарском замке. Около 1539. Дерево, смешанная техника. 54x102, инв. № G 12a / Allegorie von Gesetz und Gnade. Um 1535-1540. Lucas Cranach der Ältere und Werkstatt. 54 x 102 cm. Klassik Stiftung Weimar, Museen. via. Правильный цвет, zoom здесь. Картина в раме.

Сохранились несколько реплик "Аллегории Ветхого и Нового Завета" из Готы, имеющих меньшие размеры и исполненных позже при участии мастерской.


24.

Фрагмент картины из музея в Веймарском замке

Лучшими среди них принято считать работы:

- из музея в Веймарском замке (1539, дерево, смешанная техника. 54x102, инв. № G 12a)


25.

Закон и Благодать (Аллегория Ветхого и Нового Завета). После 1529. Германский национальный музей в Нюрнберге. Дерево, смешанная техника. 71,9x59,6, инв. № 220, 221 – работа в двух рамах / Cranach, Lucas d. Ä. (1472-1553) und Werkstatt. Allegorie auf Gesetz und Gnade (Gemälde, Allegorie). Nach 1529. Inventarnummer: Gm220, Gm221. Leihgabe der Bayerischen Staatsgemäldesammlungen München - Alte Pinakothek. Ort: Wittenberg. Material/Technik: Malerei auf Buchenholz (Fagus sylvatica). Maße: H. 72 cm; B. 59,7 cm. Germanisches Nationalmuseum. Source

- и Германского национального музея в Нюрнберге (дерево, смешанная техника. 71,9x59,6, инв. №330, 221).


26.

Фрагмент "Аллегории Ветхого и Нового Завета" из Германского национального музея в Нюрнберге / Lucas Cranach d.Ä. und Werkstatt. Allegorie auf Gesetz und Gnade. Germanisches Nationalmuseum


27.

Грехопадение. Фрагмент "Аллегории Ветхого и Нового Завета" из Германского национального музея в Нюрнберге / Lucas Cranach d.Ä. und Werkstatt. Allegorie auf Gesetz und Gnade. Germanisches Nationalmuseum


28.

Адам. Фрагмент "Аллегории Ветхого и Нового Завета" из Германского национального музея в Нюрнберге / Lucas Cranach d.Ä. und Werkstatt. Allegorie auf Gesetz und Gnade. Germanisches Nationalmuseum


29.

Чудище-дьявол. Фрагмент "Аллегории Ветхого и Нового Завета" из Германского национального музея в Нюрнберге / Allegory of Law and Mercy. After 1529. Lucas Cranach the Elder. Germanisches Nationalmuseum, Nuremberg. Source


30.

Дьявольский живот. Фрагмент "Аллегории Ветхого и Нового Завета" из Германского национального музея в Нюрнберге / Lucas Cranach d.Ä. und Werkstatt. Allegorie auf Gesetz und Gnade. Germanisches Nationalmuseum


31.

Фрагмент "Аллегории Ветхого и Нового Завета" из Германского национального музея в Нюрнберге / Lucas Cranach d.Ä. und Werkstatt. Allegorie auf Gesetz und Gnade. Germanisches Nationalmuseum


32.

Закон и Благодать. Одна из реплик "Аллегории Ветхого и Нового Завета". 1536. Мастерская(?) Кранаха / Law and Grace. Lucas Cranach I (Kronach 1472-1553 Weimar) and Lucas Cranach II (Wittenberg 1515-1586 Weimar). Signed with the artist's serpent device and dated '1536' (lower right, on the rock), and extensively inscribed. Oil, gold and paper on panel, transferred on panel. 64.8 x 120.6 cm. Christie's. Price Realized $2,225,000. Provenance: Anonymous sale; Helbing, Munich, 20 June 1907, lot 2 (according to a file in the Witt Archive, Courtauld Institute). Source, zoom

Продукцией мастерской, очевидно, являются:

- композиция, датированная 1536 годом (дерево, смешанная техника. 64,8х120,6, проходила распродажу на аукционе Christie's New York, 29.01.2014. lot 165);


33.

"Закон и Благодать" из Лютерхалле в Виттенберге, около 1550. Продукция мастерской (?) Кранаха. Дерево, смешанная техника. Картина миниатюрная: 19 х 25,5 см. / Lucas Cranach the Elder (1472–1553) or Lucas Cranach the Younger (1515–1586). Law and Grace. About 1550. Painting on panel. 19 × 25.5 cm. Lutherhaus Wittenberg. Accession number G156. Source. Вид картины в раме

- миниатюрная картина из Лютерхалле в Виттенберге (1550, дерево, смешанная техника. 19 х 25,5);

- исполненная в 1532 году работа, до Второй мировой войны находившаяся в Музее городской истории в Кенигсбергском замке (Friedländer, Rosenberg 1978. №22ib).

Сохранился беглый композиционный набросок пером и кистью коричневыми и серыми чернилами, определенно связанный с версиями "Аллегории Ветхого и Нового Завета" из Готы и Веймара (14,3х29,2. Франкфурт-на-Майне, Художественный институт Штеделя, Графическое собрание, инв. № 15202). Сейчас трудно с уверенностью утверждать, являлся он первоначальной фиксацией творческого замысла Кранаха или был сделанным с уже готового живописного произведения в качестве образца для последующего использования подмастерьями (2007 Frankfurt. Kat. 48).


34.

Одно из повторений "Аллегории Ветхого и Нового Завета". Мастерская Кранаха. 1531-1539. Алтарь. Шнеберг, Германия / Hauptaltar Lucas Cranach (der Ältere) (Werkstatt)... 1531-1539, Schneeberg (Kreis Schneeberg) - 'Wochenzustand' Verlorenheit und Erlösun. Bildindex der Kunst und Architektur. Source. Другая фотография


35.

Мастерская Кранаха. 1531-1539. Алтарь, фрагмент. Шнеберг, Германия / Hauptaltar Lucas Cranach (der Ältere) (Werkstatt)... 1531-1539, Schneeberg (Kreis Schneeberg) - 'Wochenzustand' Verlorenheit und Erlösung - Moses und di. Bildindex der Kunst und Architektur


36.

Мастерская Кранаха. 1531-1539. Алтарь, фрагмент. Шнеберг, Германия / Hauptaltar Lucas Cranach (der Ältere) (Werkstatt)... 1531-1539, Schneeberg (Kreis Schneeberg) - Wochenzustand Verlorenheit und Erlösung - Adam wird in die. Bildindex der Kunst und Architektur

В отличие от группы работ готского типа композиционная формула пражской версии в дальнейшем была активно использована в печатной графике мастеров кранаховского круга (датированная 1529 годом ксилография неизвестного мастера; Эрхардт Альтдорфер, титульный лист к изданию Библии Лютера 1555 года – 1915 Gotha Kassel. Kat. 43, 44), а также в живописных произведениях Лукаса Кранаха Младшего (ок. 1550. дерево, смешанная техника 19х25,5. Саксен-Ангатьт, Фонд Лютера инв. № G156) и Антониуса Хейзлера (Спасение человека, после 1539, дерево, смешанная техника, 50,7х38,6. Кассель, Картинная галерея старых мастеров, инв. № 1033). Кроме того, сохранился крошечный рисунок пером коричневыми чернилами, являющийся беглой зарисовкой композиции "пражского" типа, сделанной неизвестным немецким мастером уже во второй половине XVI века (Геттинген, Художественное собрание Университета Георга Августа — Hofbauer 2010. Kat. 209).


37.

Фрагмент. Страшный Суд. 1529 год. Лукас Кранах Старший "Грехопадение, изгнание из Рая и искупительная жертва Христа (Аллегория Ветхого и Нового Завета)" Фонд замка Фриденштайн, Гота, Германия. Общий вид картины с цветовой раскладкой

Выставка "Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом" в Пушкинском музее, начавшаяся 04 марта 2016, завершается 15 мая 2016.

Выставка "Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом" – совместный проект Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва, Государственного Эрмитажа и Фонда замка Фриденштайн в Готе.


Происхождение
картины Лукаса Кранаха Старшего 1529 года "Аллегория Ветхого и Нового Завета" из Готы:
до 1638 – Грюнен шлосс (Grünen Schloß), Веймар (Inventar Weimar 1638. Fol. 2.1 — «Gesetz vndt Evangelium an Zweyen Taffeln. Streitt des geistes wieder das fleisch Vndt des fleisches wieder den Geist»; до 1659 года картина была перевезена в Готу в составе собрания герцога Эрнста I Саксен-Кобургского (Inventar 1656. Schloß Kunstkammer. Fol. I. №2; Inventar 1721. Fol. 169. №82 – «Ein Stück wie Johannes der Täuffer, Adam auf Christum weiset, und dessen Bluth auf ihn spitzet, nebst der Beschreibung des Alten Testaments») – 1994 Gotha. S. 20.

Выставки:
1899 Dresden. Kat. 44;
1974 Basel. Kat 505;
1983 Berlin. Kat. E11;
1994 Gotha. Kat. 1.3;
2001 Gotha. Kat. 1.23;
2015 Gotha, Kassel. Kat 42.

Литература:
Schuchardt 1851. Bd. II. S. 65. №307; Parthey 1863. S. 687. № 157; Schneider 1868. Abt. V. №67; Aldenhoven 1890. S. 125. №333; Meier 1909. S. 415-417; Friedländer, Rosenberg 1932. S. 63, 64. № 183; Friedländer, Rosenberg 1978. P. 114. № 221; Thulin 1955. S. 126, 128; Kallesee 1967. S. 44; Schade 1974. S. 74; Liebmann 1987. S. 28; Bach-Nielsen 1990. P. 145-184; Reinitzer 2006. Bd. I. S. 46-51; Noble 2009. P. 34-36, 55; Fleck 2010. S. 17-19, 49-50, 485-487.


Источник для текста:
Издание к выставке: Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом – М: Арт Волхонка, 2016. Стр. 94-99. ISBN 978-5-9907400-0-6

Если увидели ошибку – напишите, пожалуйста.


Кранахи ранее:
Многоразовое тело. Фонтан юности, 2013-10-22
Картины по теме Неравная пара: Право первой ночи, 2016-04-04
Тайная Вечеря с Мартином Лютером: Тайная вечеря от Римской Империи до Реформации, 2016-04-27



Tags: ветхий завет, смерть, христос
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment