Оказывается, Николай Второй задумывал такую же для героев Первой мировой войны в Царском селе.
И прорва портретов для этого проекта была написана (около 500).
1. Дудников, фельдфебель-подпрапорщик 7-го Финляндского стрелкового полка, георгиевский кавалер периода Первой мировой войны 1914—1918 годов. Худ. В.А. Поярков. Артиллерийский музей
2. Щелкунов К.Д., фельдфебель лейб-гвардии 1-й артиллерийской бригады, георгиевский кавалер периода Первой мировой войны 1914—1918 годов.
_________
Источник: "Первая Мировая в творчестве русских художников" Андрея Барановского
_________
Согласно указа Николая II, в помещении Ратной палаты, в Царском Селе с октября 1915 года создается военный музей особого типа. (...) В художественном плане, идея музея была подчинена преемственности государственного значения будущей галереи по отношению к Зимнему Дворцу. Стоит сказать, что за все прошедшие сто лет, было создано огромное количество мемориальных, исторических и батальный картин, скульптур, церквей и монументов, но к художественному переосмыслению опыта галереи участников Отечественной Войны 1812 года, русское правительство в на столь высоком уровне не возвращалось.
Для выполнения задачи быстрого написания сразу нескольких сотен портретов была создана целая команда художников. В отличие от XIX века, задача облегчалась особой популярностью фотографии, когда во всех крестьянских семьях сохранялись снимки павшего на поле брани. Сбор материалов не имел административных трудностей, так как всем командирам частей было предписано Ставкой оказывать всяческое содействие и самим выявлять любые документальные свидетельства "сопутствующие восстановлению правдивого облика героя: цвета волос, глаз, бороды".
В.А. Поярков. Портрет Глумова, ст. п. лейб-гвардии Финлянского полка. Артиллерийский музей
Удостоенные чести быть зарисованными для галереи и находящиеся в госпитале, с позволения полковых врачей транспортировались в образцовые лазареты Царского Села, где в свободное время с них делались эскизы. Судя по сохранившимся нескольким десяткам портретам нижних чинов и прапорщиков, галерея абсолютно не носила дворянского характера. В ней даже не хватало известных генералов и находящихся на тот момент в добром здравии старших офицеров. Видимо худ-совет Ратной палаты руководствовал соображением в первую очередь писать не имевших особых семейных фотоальбомов солдат.
Как и в Зимнем дворце развеска портретов георгиевских кавалеров была сплошной. Высота стен в два раза уступала возможностям Доу, поэтому, видимо было принято решение установить общий формат 39x30 с.м.
В.А. Поярков. Георгиевский кавалер прапорщик 10-го Финляндского стрелкового полка Афанасьев. Артиллерийский музей
В художественном плане все портреты выглядели необычно. Чины армии, гвардии и флота изображались по-фронтовому, без: киверов, эполет, кафтанов, кирас.
Что бы хоть как-то разнообразить монотонную гамму полевой формы, поверх гимнастерки, аккуратно наносились: знаки отличия, перевязки, кому полагалось — золотое оружие. Большинство кавалеров, их лица писались тонкой кистью в реалистической манере с одновременной попыткой выявить индивидуальный характер каждого.
Из сохранившихся в фондах Военно-Медицинского и Артиллерийского музеев Петербурга, наиболее характерными нам представляются портреты кистей выпускника В.Пояркова:
"Кавалера всех четырех степеней ст. унтер офицера 4-го Сибирского Стрелкового полка Кашина".
"Кавалера всех четырех степеней, подпрапорщика лейб-гвардии 4-го Стрелкового Императорской Фамилии полка".
"Подпрапорщика лейб-гвардии Преображенского полка Г.И. Оника".
"Прапорщика лейб-гвардии 1 Артиллерийской бригады".
"Прапорщика 10 Стрелкового финского батальона, пятикратного георгиевского кавалера Афанасьева".
В.А. Поярков. Портрет прапорщика Куркина. Военно-медицинский музей
В.А, Поярков. Портрет старшего унтер-офицера 4-го Сибирского полка Кашина. Военно-медицинский музей
Ничуть не хуже их по технике смотрятся георгиевские кавалеры, писанные с натуры или по фотографиям художниками Девяткиным, И. Стребловым и Кирсановым. За исключением И. Стреблова, ставшего впоследствии иллюстратором детских книжек мы, к сожалению ничего не знаем о судьбе этих авторов.
Гибель же всего проекта была предрешена уже после Гражданской войны. Достаточно сказать, что в Ратной палате на видном месте висел первый георгиевский кавалер среди офицеров — барон П. Врангель и прочие будущие вожди Белой Армии.
В результате портреты всех генералов и офицеров включая до подпоручика были уничтожены, а поясные изображения нижних чинов поступили в музей Р.К.К.А.
Чуть позже произошли новые утраты и в настоящее время лучшей частью пропавшей коллекции являются раненные (забинтованные) георгиевские кавалеры из фондов Военно-Медицинского музея.
Там еще можно встретить такие неожиданные экспонаты, как выполненное на бумаге В. Конашевичем изображение генерала А. Брусилова, отличные картоны раннего, еще не растратившего свой талант И. Владимирова и многие другие уникальные произведения.
________________
из другой статьи того же автора
Работой занималась целая команда художников: В. Поярков, И. Стреблов, Кирсанов, Девяткин и др. Для достижения композиционного единства портреты исполнялись в формате 39x30 см. За исключением тщательно пописанных лиц, униформы и наград, все погрудные изображения оставались незавершенными. Это было необходимо для возможных изменений в будущем.
(...)
Движимые патриотическим чувством, художники брали за каждую работу по 25 р., что составляло одну пятую часть гонорара. Все заказы оплачивались со счета самой воинской части, которая, как считалось, преподносила оригинал в дар Царю и Государству.
Многие портреты публиковались на открытках. По желанию командование полка могло заказать тираж не менее 1 тысячи: по 2 коп. за одноцветную печать и по 10 коп. – цветным воспроизведением.
(...)
Предположительно, что к 1918 г. общее количество портретов достигало 500. В настоящее время часть портретов Галереи хранится в фондах Военно-исторического музея инженерных войск и артиллерии, Военно-медицинского музея Эрмитажа.
(...)
Для отбора кандидатов из числа многих тысяч героев – участников кампании во все воинские части были разосланы анкеты с разнарядкой: “Соответственно размерам отведенной для сей цели площади стен, возможно, предоставить поместить в Галерею Палаты:
-Флоту: на кораблях больших рангов (броненосцы и крейсеры) – по одному от каждой команды (артиллерийской, минной, машинной, рулевых, и т. д.), а на судах меньших рангов (миноносцы, подводные лодки) по одному от каждого вымпела.
-Пехотному полку – по одному портрету от каждого батальона и от каждой команды (пулеметной, конных и пеших разведчиков).
-Кавалерийскому полку – по одному от каждого эскадрона или сотни.
-Артиллерии – по одному от батареи.
От инженерных, авиационных и автомобильных Частей – по усмотрению
Корпусного Начальства.
-В крепостях – по усмотрению коменданта”².
(...)
Условия военного времени не позволяли командировать всех утвержденных для исполнения портретов с натуры. Многие герои уже погибли и поэтому, присылая в Царское Село их фотографии, сослуживцы указывали цвет волос, глаз, бороды и т. д.
(...)
Разумеется, все удостоенные чести быль увековеченными на стенах Галерей были не рядовыми георгиевскими кавалерами, а заслужившими три или четыре креста и полный комплект медалей. Некоторые к тому времени получили даже младшее офицерское звание, оружие “За храбрость”, или 5-й крест - офицерский
на том сайте по первой ссылке еще много интересного про художников Первой мировой.
________
В 2014 году прошла новость:
К 100-летию Первой мировой войны, которое широко отмечается в 2014 году, Президентская библиотека создаёт виртуальную Галерею героев войны 1914–1918 годов.
В неё входит более 1000 материалов из фонда Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Среди них фотографии, снимки, рисунки, выполненные на полях сражений, а также портреты солдат и офицеров – Георгиевских кавалеров. Эти материалы также стали одной из составляющих выставки в открывшемся в Царском Селе Музее «Россия в Великой войне» в Ратной палате.
Рисунки сделаны в 1915–1917 годах по указанию императора Николая II, приказавшему организовать художественный отряд из пяти учеников батального класса Академии художеств под руководством известного баталиста Николая Самокиша. Они занимались созданием произведений, отражавших события Первой мировой войны.
Картины, вошедшие в Галерею славы, точны и выразительны. На них изображены герои из младших военных чинов, русские военачальники, а также запечатлены подвиги конкретных людей. Так, например, в виртуальной галерее можно найти изображение генерал-майора Томилова, портрет Михаила Александровича Кушнарёва, прапорщика 159-го западного полка (бывшего подпрапорщика 6-й батареи 21-й артиллерийской бригады), портрет командира линейного корабля «Слава», капитана 1-го ранга Сергея Вяземского. Также есть портрет великой Княжны Марии Павловны (младшей), которая в годы Первой мировой войны окончила курсы сестёр милосердия и работала на фронте. Здесь же представлено изображение и другой императорской особы – князя Иоанна Константиновича, который также трудился во время войны на благо родины. Все произведения выполнены с натуры в местах боёв, в ставках командования. На некоторых снимках есть дата и личный автограф человека, изображённого на портрете.
Несмотря на сложную фронтовую обстановку, художники создали целую серию набросков маслом и акварелью на передовых позициях, в окопах, на полях сражений. В галерею также вошли рисунки, выполненные фронтовыми художниками Первой мировой войны карандашом. Это исключительно реалистичные картины, рассказывающие о тяжёлых буднях той войны. Среди них можно выделить изображение, сделанное во время несения службы разведчика 9-го Сибирского стрелкового полка, другой рисунок был создан во время подготовки окопов, ещё одно изображение посвящено морскому сражению, где ярко представлены лучшие качества русской армии – мужество и беззаветный героизм.
Кроме того, в галерею вошли уникальные снимки с передовых позиций. Например, подлинная фотография с Турганельской позиции, на которой изображён командир 14-й роты 154-го пехотного Дербентского полка капитан Вашакидзе, взявший здесь в плен командира IX-го турецкого корпуса Исхан-пашу со штабом, другой снимок с передовой позиции был сделан южнее деревни Никсовизны, где запечатлены два германских пулемёта, взятые 2-й ротой лейб-гвардии 3-го Стрелкового Его Величества полка. Ещё одно фото было сделано в Дарнице, на нём изображены генерал-адъютант Скалон и начальник Дарницкого лагеря для военнопленных генерал-майор Эйхе.
Особое место в виртуальной галерее уделено защитникам крепости Осовец. Из истории известно, что во время Первой мировой войны эта крепость была осаждена и трижды атакована немецкими войсками, в том числе, с применением химического оружия. Русский гарнизон крепости отразил все попытки штурма, выдержал осаду многократно превосходивших войск противника в течение полугода и отошёл лишь по приказу командования после того, как стратегическая целесообразность дальнейшей обороны отпала. Защитники крепости поимённо представлены на общем снимке.
2016 ГОД: НА САЙТЕ У НИХ НИФИГА НЕ НАШЛА.
_____________