Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Рисунки Николая I и Александра III - проверь себя: ты лучше рисуешь?

Или даже так (тренируюсь в smm) кто круче как пейзажист - Гитлер или Николай II?



ВПОЛНЕ СЕБЕ ЦАРСКОЕ ДЕЛО: РОМАНОВЫ-ХУДОЖНИКИ

Хобби бывают у всех, даже у императоров. Взглянем на рукоделия представителей императорского дома Романовых.

Петр I. Чарка. 1709. Государственный исторический музей


Петр I: чарка князя Гагарина

В 1709 году император собственноручно выточил чарку из орехового капа (нароста на дереве). Как гласит латинская надпись на чарке, он пожаловал ее князю Матвею Гагарину, губернатору Москвы, в благодарность «за Полтаву», то есть за устройство праздника в честь Полтавской победы («Pultavia annus honore de la Maje(s)te Prince Matve(i) Petrowitz Gagarin»). На чарке еще есть русская надпись («Се рукоделие императора российского великого Петра Алексеевича»).

Впрочем, в витрине Исторического музея мы видим отнюдь не ту чарку, которая сошла с точильного станка царя: позже Гагарин украсил ценный подарок золотой оправой с драгоценными камнями — чтобы разглядеть первоначальное деревянное изделие, надо постараться.


Мария Федоровна (жена Павла I). Портрет Екатерины II в образе Минервы. 1789. Эрмитаж

Мария Федоровна: портрет свекрови

Жена императора Павла I, немецкая принцесса, получила великолепное домашнее образование. Привили ей и любовь к искусствам и ремеслам. Долгие годы она оставалась великой княгиней при императрице Екатерины Великой, но от безделья не страдала: пела, играла на клавикордах, вышивала гладью, занималась живописью, лепкой, вытачивала статуэтки из янтаря и слоновой кости, гравировала, резала камеи из камня и стекла. Уже в России она выучилась технике металлических отливок, изготовлению стеклянных паст и работе с воском. (Таким образом, она одна из первых женщин-художников России.)

Камею из Эрмитажа она выточила к 60-летию императрицы, большой любительницы этого жанра. (Сама Екатерина в большом количестве покупала камеи для своей коллекции, и после обеда, слушая чтение почты, делала с них слепки папье-маше и потом дарила фрейлинам и родне.) Мария Федоровна изобразила свекровь в образе богини Минервы. Для императрицы это была популярная аллегория, но вариант со сфинксом на шлеме изобрела, видимо, сама Мария Федоровна.


Великий князь Николай Павлович (Николай I). Унтер-офицер лейб-гвардии Саперного батальона. 1819–1821. Государственный архив РФ


Николай I: гравюра с солдатиком

Разумеется, все дети Марии Федоровны овладели художествами, причем не только девочки, но и мальчики. Помимо рисунков, в том числе архитектурных пейзажей с отличной отмывкой акварелью (даже великому князю Константину они удавались!), сохранились работы и в более трудоемких жанрах — например, гравюры и рельефы.

Видно, что великому князю Николаю Павловичу (будущему императору Николаю I) нравилось делать гравюры на меди, а потом раскрашивать их акварелью. Например, так он изобразил унтер-офицера лейб-гвардии Саперного батальона, первым шефом которого он был. Лист входит в целую графическую серию с изображением форм солдат, причем ее созданием Николай занимался, когда ему было уже за двадцать.


Великий князь Александр Александрович (император Александр III). Морской пейзаж. 1856. Государственный архив РФ


Александр III: подарок Павлику

Многочисленных детей в императорской семье учили хорошо и усердно, никаких поблажек не было. Рисование со времен Марии Федоровны входило в число обязательных предметов, в том числе и для мальчиков. В Государственном архиве РФ сохранились рисунки второго сына императора Александра II — великого князя Александра Александровича (будущего императора). Один из них, с надписью «1856 год, 20 сентября. Павлику от Саши», выполненный им в 11 лет, изображает морской пейзаж на очень достойном уровне.

В детстве будущий император учился рисунку у профессора живописи Николая Ивановича Тихобразова. Затем он познакомился с известным пейзажистом-маринистом Алексеем Петровичем Боголюбовым и взял его с собой в путешествие по России для создания путевых зарисовок (альбом хранится в Павловске). После свадьбы с Дагмар цесаревич рекомендовал Боголюбова жене в качестве учителя живописи, а потом — что редкость во взрослом возрасте — и сам стал брать у него уроки. Очевидно, их сближала любовь к морским видам.


Принцесса Дагмар (Мария Федоровна, жена Александра III). Старое дерево. Государственный архив РФ


Мария Федоровна: дерево акварелью

Жена императора Александра III, датская принцесса Дагмар, получив в православном крещении то же имя, что и прабабушка ее мужа, как и она, увлекалась искусством. В особенности рисованием акварелью (письмо маслом — более трудоемко и мало подходит для дам, хотя несколько полотен ее кисти все-таки существует). Этим она обязана своей матери, королеве Луизе, которая любила рисовать и занималась живописью вместе с дочерью. Боголюбов в «Записках моряка-художника» вспоминает, как в течение семи лет был наставником Марии Федоровны: «С удовольствием и без лести скажу, что она овладела колоритом и вкусом к краскам, марьяж которых понимала очень хорошо».

Как видно по работам императрицы, она не была крупным мастером и хорошо это сознавала. Опять слово Боголюбову: «Увлекаясь прекрасными видами, Государыня Цесаревна начала работать с натуры. Выбор ее сюжетов меня всегда удивлял. Она сознавала очень хорошо, что с большим кругозором ей не справиться, а потому всегда делала уголки с ярко освещенною частью этюда в середине и темных по краям тонов. Все это явно говорит о ее врожденном вкусе и добром смысле». После ее наставником стал академик живописи Николай Лосев.


Николай II. Дом на берегу реки на фоне леса. 1884. Государственный архив РФ


Николай II: мирный пейзаж

Все дети Марии Федоровны, конечно, тоже учились рисованию — в том числе и будущий император Николай II. Сохранилась докладная записка его воспитателя Григория Даниловича, озаглавленная «Об устройстве учебных занятий великого князя Николая Александровича на предстоящий 1877/78 учебный год», которая гласит: «Рисование и уроки на фортепиано вводятся с целью развития органов зрения и слуха; по всем вероятиям, занятия по этим предметам откроют впоследствии возможность преследовать в образовании и эстетические цели».

На учебу царских детей отводилось восемь лет, причем порой нагрузка доходила до 48 учебных часов в неделю — и два урока рисования все это время неизменно присутствовали в расписании. Лесной пейзаж работы 16-летнего Ники — явное тому доказательство. Любопытно, что в будущем этот навык пригодится императору и для практических целей: в Музеях Кремля сохранилась его записная книжка, где на 41-й странице он сделал 305 рисунков своих драгоценностей с подписями, кто что ему подарил. Этот ювелирный дневник он вел в течение 25 лет.


Великий князь Георгий Александрович. Лодка на воде. Государственный архив РФ


Георгий Александрович: опять морской пейзаж

Братья Николая II, Георгий и Михаил, а также сестры Ксения и Ольга, разумеется, также учились рисованию. Всем детям преподавал академик Кирилл Викентьевич Лемох — впоследствии хранитель художественного отдела Русского музея.

Впрочем, мальчикам давали и другие уроки — они купались в море при 14 градусах тепла и учились стрелять с руки по мишеням. (А если что — то и наказывали: «Так как Георгий очень шалил за завтраком, то его повели в кусты, сняли панталоны и высекли веткой», — вспоминал его товарищ по играм Владимир Олленгрэн.)


Ольга Александровна Куликовская (Романова). Африканская фиалка на подоконнике на фоне зимнего пейзажа. 1953. Музеи Московского Кремля


Ольга Александровна: картины на продажу

Из этих детей наиболее художественно одаренной оказалась великая княжна Ольга Александровна. Как она сама говорила, самым нарядным для нее было то льняное платье, в котором она становилась к мольберту. Живопись была для нее утешением: и во время первого неудачного брака с ледяным герцогом Петром Ольденбургским, и в революционные годы, когда она со вторым мужем, офицером Николаем Куликовским, и двумя младенцами сыновьями скрывалась в кубанских степях.

А в эмиграции — сначала в Дании, а потом в Канаде, Ольга Куликовская стала уже профессиональным живописцем в буквальном смысле: она рисовала акварели на продажу и кормила на эти деньги семью. Эта акварель с фиалками — один из самых нетипичных экспонатов Музеев Московского Кремля.


Великая княгиня Елизавета Федоровна. Портрет Александры Федоровны. 1897. Царское Село

Елизавета Федоровна: портрет сестры

Великая княгиня Елизавета Федоровна, как и другие образованные барышни, рисовать умела. Продолжила она эти занятия и после свадьбы с великим князем Сергеем Александровичем (который и сам, кстати, учился живописи у Клодта и Неффа). Рисование это, впрочем, было вполне дамским, а не профессиональным: Елизавета Федоровна составляла букеты и их зарисовывала, иллюстрировала свои письма и украшала конверты.

Лучше всего, пожалуй, портрет сестры — императрицы Александры Федоровны. До 1941 года рисунок находился в Александровском дворце, но во время войны он был похищен. Не так давно он был возвращен в Россию гражданкой Германии, которая получила его в наследство.


Великая княжна Ольга Николаевна. Пасхальный рисунок. 1910. Государственный архив РФ


Ольга Николаевна: пасхальный подарок

Дети Николая II, включая цесаревича Алексея, получили такое же академическое образование, как и предыдущее поколение. Все девочки писали изящные акварели с цветочками и милые пейзажи.

В Государственном архиве также сохранилось большое число «поздравительных открыток» — рисунков, которые дети создавали в подарок родителям. Особенно трогательны на таких рисунках подписи.


Cофья Багдасарова для культуры.рф (оригинал)
Tags: культура.рф, романовы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 18 comments