Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Тайна долгожития Ирины Антоновой. Ч. 1.

20 марта 2016 президенту и экс-директору ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирине Александровне Антоновой исполняется 94 года.

Это всего на 10 меньше, чем самому зданию Пушкинского музея.
Эти колонны всего на 10 лет старше её, представляете?


Постараемся разобраться в тайне ее долголетия.


Для этого нам придется обратиться к истории выставок и фондов Пушкинского музея.

Как известно, после Второй Мировой войны, наши войска, находившиеся на территории Германии, вывезли большое количество культурных ценностей.


М. Володин. Спасение картин Дрезденской галереи (Центральный музей
Вооруженных сил СССР)
. На переднем плане - Сикстинская мадонна, разумеется; на заднем - Рубенс, "Триумф добродетели".

Картина написана художником Володиным, бывшим очевидцем происходящего. Еще его оперативные зарисовки "спасения" тут



Лейтенант Рабинович, занимавшийся вывозом, на руинах Дрезденской галереи в 1945 году (фото)

"Специальные трофейные бригады без разбора вывозили культурные ценности из советской зоны оккупации в Москву, Ленинград и Киев. Сталин приказал на всякий случай засекретить «культурную добычу» как возможное политическое оружие на будущее" (Г. Козлов. Реституция: искусство, освобожденное из плена).


Фото: Американцы из группы Monuments Men
(для аналогии - понятно, что фото советских солдат в аналогичных ситуациях не найдешь)









***

Молодая Ирина Антонова (Артгид)

О том, как трофеи прибывали в ГМИИ, Антонова вспоминает так: "Для меня искусство связано с эмоциями. Когда на нас обрушилась эта лавина шедевров, на меня это произвело громадное впечатление. Каждый раз, когда распаковывалась новая картина, это было как удар".

Антонова присутствовала при том, когда реставраторы распаковывали "Сикстинскую Мадонну". И говорит, что это было похоже на священнодействие. Картина была замотана в белые полотнища, и она до сих пор помнит эту сияющую белизну, из которой появилась картина. (источник)

1945 год: Разгрузка картин из Дрезденской галереи в ГМИИ (фото музея)



***

То, что Советский Союз, в отличие от западных союзников (см. документальный фильм The Monuments Men (2014) от National Geographic; а одноименный художественный с Клуни, Дэймоном и Бланшетт смотреть вообще не стоит) не возвращал немцам немецкое, выставляло СССР с невыгодной стороны.

Спустя 10 лет "Молотов и предложил не только «сохранить лицо», но и перехватить политическую инициативу: торжественно вернуть коллекцию Дрезденской галереи, сделав вид, что ее изначально вывозили ради «спасения». Акцию приурочили к созданию Организации Варшавского договора летом 1955 года.

Чтобы придать вес одному из его ключевых членов — ГДР, «социалистическим немцам» постепенно вернули не только произведения из галереи, но и все ценности из музеев Восточной Германии. К 1960 году в СССР остались только произведения из Западной Германии, капиталистических стран вроде Голландии, а также из частных коллекций.

По этой же схеме были возвращены художественные ценности всем странам «народной демократии», включая даже румынские экспонаты, переданные царской России на хранение еще в Первую мировую войну. Немецкий, румынский, польский «возвраты» превратились в большие политические шоу и стали инструментом укрепления соцлагеря, причем «большой брат», подчеркивая не юридический, а политический характер происходящего, упорно называл их не «реституцией», а «возвращением» и «актом доброй воли»". (Козлов)


"Шедевры Дрездена были торжественно показаны в 1955 году Москве в ГМИИ имени Пушкина и толпы потрясенных людей, которые пришли увидеть и одновременно проститься навсегда с «Сикстинской мадонной» Рафаэля, с «Венерой» Джорджоне и «Динарием кесаря» Тициана придали этой гуманной акции святость народной воли.

Мы вернули в Дрезден 1240 произведений искусства (в 1958 году, к празднованию 400-летия основания Дрезденских музеев (1960) состоялся второй этап передачи произведений).

А всего в ГДР было отправлено 1 млн. 850 тыс. предметов искусства, плюс 71 тыс. книжных фондов и 3 млн. архивных дел". (РИА Новости)

Выставка возвращаемого в ГМИИ (фото: музей)






Подписание акта передачи



 Помимо, как вы уже догадались, рафаэлевской Сикстинской мадонны, мы вернули много всего ценного:

Пергамский алтарь

собирают обратно в 1959 (фото)

целиком


Другой бюст Нефертити, не в парике (был в Эрмитаже)


Перед возвращением, 1958 год, Эрмитаж (фото)

Дюрер. Портрет молодого человека


И еще кучу шедевров.

В общем, кроме Крыма Хрущев отдал и вот это:



Реституции продолжались еще долго и даже практически до наших дней.
Например,
в 2002 году 111 элементов витражей Мариенкирхе, датируемых XIV веком, которые с 20 августа 1946 года хранились в Эрмитаже, были отправлены  во Франкфурт-на-Одере. (Длинный список от РИА Новости).

***



Повторимся, всего в ГДР только при Хрущеве было отправлено 1 млн. 850 тыс. предметов искусства.

А теперь представьте, сколько всего НЕ было возвращено, сколько всего осталось в тайных фондах СССР?

Очень долгое время спустя начало вскрываться, что именно оставили себе коварные русские.


В августе 1992 года образовалась специальная Комиссия по реституции во главе с тогдашним министром культуры России Евгением Сидоровым. Она объявила, что начинает серию выставок «трофейных» произведений искусства.

Перечислим эти выставки в Пушкинском музее.

***

Так, в 1996 году на выставке в ГМИИ «Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана» мировая общественность совершенно ВНЕЗАПНО обнаружила, что золотой клад Приама не погиб полвека назад под бомбами, как это считалось.
А все время был спрятан в подвалах.
Был скандал, немцы орали, чтобы отдали.



фото РИА Новости

Но русские уперлись рогом
(тем более, что в Германию-то, на родину, Шлиман вывез это золото незаконно, по хорошему он должен был отдать его Турции, на территории которой производились раскопки. Не будем упоминать о том, что деньги на раскопки Шлиман заработал именно в России, где он стал миллионером, купцом 1-й гильдии, завел русскую жену и детей. Читайте его ЖЗЛ - настоящий приключенческий роман, на самом деле).

Сегодня у золота Трои в ГМИИ отдельный зал.


Жена археолога (вторая, юная гречанка) в золотом уборе из клада.

***

Однако это была не первая выставка - переломным был предыдущий, 1995 год, когда состоялась выставка "Дважды спасенные... Произведения европейской живописи XIV-XIX веков, перемещенные на территорию Советского Союза из Германии в результате Второй мировой войны".

"Демонстрируется 63 произведения западноевропейской живописи и графики XIV-XIX вв. (что составляет одну шестую "секретного фонда", хранящегося в ГМИИ им. Пушкина и ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря). На этикетках большинства из них значится: "Из неизвестного собрания". Часть некогда принадлежала венгерским коллекционерам, репрессированным во время войны, в следствие чего вещи оказались в Германии. У других произведений был вполне определенный адрес — "Шлоссмузеум" в Готе, Городской музей в Висбадене, Картинная галерея Сансуси, Потсдам, Музей Гогенцоллернов, Национальная галерея в Берлине, Кунстхалле Бремена и Дрезденская картинная галерея". ("Коммерсант").

Там были картины Оноре Домье "Восстание" и "Прачки" (из собрания Герстенберг-Шарфа), более известные по литографиям мастера. Три Дега ("Вытирающаяся женщина", "Обнаженная, вытирающая руку", "Танцовщица, опирающаяся на скамейку"), два Мане ("Портрет Розиты Маури" и "Портрет Мэри Лоран с моськой") и два Ренуара ("Букет хризантем и японский веер" и "Портрет мадам Шоке у окна"), "Мужской портрет" Тинторетто, "Иоанн Креститель" Эль Греко, "Портрет Лолы Хименес" и "Карнавал" Гойи.

     

Неплохие такие мелочи нашлись в ГМИИ..

***

В том же 1995 году Пушкинский музей из своих закромов собрал выставку "Пять веков европейского рисунка" из бывшего собрания Франца Кенигса: рисунки работы Тинторетто, Веронезе, Рубенса, Рембрандта, Гольбейна, Дюрера, Ватто, Буше, Гварди, Тьеполо и многих других — 307 работ.

Коллекцию Франца Кенигса просит вернуть Голландия, которая по другим, более отзывчивым странам, уже насобирала ее остатки. (В Германию коллекция попала на хранение в 1941 году, а вскоре после этого Кенигс скоропостижно попал под машину).



"Коммерсант" пишет про открытие этой выставки: "Чтобы попасть на пресс-конференцию в ГМИИ, требовалось пройти конкурс — директор музея Ирина Антонова сочла нужным контролировать число иностранных корреспондентов. Отбор, видимо, производился по результатам выставки "Дважды спасенные", когда некоторые издания сочли само название выставки лицемерным".
Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/118664

Суровость Антоновой к журналистам объяснима. Немецкие журналы, например, писали об Антоновой так (Die Welt, статья Барбары Мёллер):

"Если бы Ирина Антонова надела бы на себя все полученные ей за всю ее более чем 90-летнюю жизнь ордена, то она вряд ли смогла бы распрямиться.

Ибо госпожа Антонова – особая героиня СССР.

Именно она, историк искусства, приехала с офицерами советской армии сразу после войны в Германию, чтобы отобрать в немецких музеях и их запасниках ценности по полной программе.
То, что Антонова выбрала, в первую очередь в Берлине и Дрездене, было вывезено потом в бесчисленных вагонах в восточном направлении.
Далее она же в течение десятилетий сидела, как Цербер, на этих сокровищах в музее имени Пушкина, препятствуя возвращению того, что было ею спрятано в огромных подвальных хранилищах. Когда было необходимо, она лгала так, что вяли уши".




***

Любителям паззлов бы понравилась выставка «Археология войны. Возвращение из небытия» (2005), на которой вещи, предпоалагается, из берлинского антиквариума.

"Древнегреческие, кипрские, этрусские, италийские вазы, скульптуры, архитектурные фрагменты, бронзу и резную кость, вывезенные советскими солдатами из взорванного эсэсовцами главного берлинского бункера.

Долгие годы фрагменты и осколки, в большинстве своем лишенные опознавательных обозначений и номеров, хранились в архиве, размещавшемся на территории Троице-Сергиевой лавры.



Лишь в 1999 году, после упразднения хранилища, они были перевезены в ГМИИ, где ими смогли заняться реставраторы.
Из многих тысяч раздавленных, обугленных, покрытых сажей и копотью фрагментов древних предметов необходимо было подобрать элементы, составлявшие когда-то целые экземпляры. Нужно было бережно произвести первичную очистку их от сажи, горелой смолы и грязи.
И вот после пяти лет напряженного труда мы сможем впервые увидеть триста пятьдесят возвращенных из небытия произведений античного искусства. (Коммерсант)

 
Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/571534

Немцы кстати утверждают, что никто эти бункеры не взрывал. что Красная армия заняла эти хранилища в целостности, а в "лом" эти произведения искусства превратились таким образом: "6 мая в бункере вспыхнул пожар, уничтоживший весь первый этаж. После этого случилось еще два пожара – 14 и 18 мая. Они уничтожили и второй из этажей. Причиной пожаров стали вторжения мародеров, которых не смогли удержать или не стали удерживать советские военные, которым была поручена охрана бункера. В бункере не было света, поэтому мародеры зажигали бумагу и факелы, чтобы обнаружить ценности. От этого, видимо, и произошли возгорания. Эта ситуация, которая с абсолютной точностью была воспроизведена недавно в Ираке, когда американские военные не защитили от разграбления музеи Багдада".
Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/571534Среди наиболее ценных экспонатов устроители выставки называют знаменитую бронзовую статуэтку "Зевса из Додоны", бронзовую статуэтку Аполлона с гранатом в руке, краснофигурный сосуд для вина со сценой убийства Эгисфа Орестом и Электрой, а также две вазы – чернофигурную, с изображением борьбы Геракла с Посейдоном на одной стороне и Диониса со свитой - на другой, и краснофигурную, с Гермесом и пляшущими сатирами. (Лента.ру)



Черепок от одной из склееных ваз сохранился в берлинском музее, полвека был о ней, давно опубликованной, напоминанием, и давал повод к оплакиванию. Ваза теперь нашлась, но воссоединение невозможно.

Немцы от выставки вообще очень разгневались. Глава фонда Прусского культурного наследия Клаус-Дитер Леманн заявил, что московская выставка представляет собой "очередную попытку искажения фактов прошлого". Ну и потребовали все назад, рутинно и безответно.

***

Немного неприятна немцам и экспозиция «Эпоха Меровингов. Европа без границ» (2007). Это как если б мы узнали о выставке артефактов Владимира Святого и княгини Ольги в Германии, которые нам никто возвращать не собирается. Из 1300 экспонатов 700 являются "перемещенными ценностями". Значительная часть экспонатов происходит из собрания прусского Государственного собрания доисторических древностей, позже ставшего берлинским Музеем древней и ранней истории. Покинули они музей, как вы понимаете, в 1945 году. Более 60 лет Германия считала их утраченными.

"В конце Второй мировой войны эти предметы были обнаружены советскими солдатами в бункере Зенитной башни на территории Берлинского зоопарка и по решению Военного Совета 5-й Ударной армии и бригады Комитета по делам искусств СССР были вывезены в Советский Союз. Часть собрания музея в 1958 году была возвращена ГДР, оставшиеся предметы были распределены между тремя музеями - ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажем и Государственным историческим музеем.Сегодня эти разъединенные коллекции впервые за шестьдесят лет соединились. Причем в одной экспозиции не только слиты три российские части - на выставку привезена и «германская» часть коллекции, порядка 200 экспонатов" (источник).




***

Также в Москве нашелся Эберсвальдский клад (выставка «Бронзовый век. Европа без границ», 2013).



Фото

К
рупнейшее собрание доисторических золотых изделий, когда-либо обнаруженное на территории Германии.
Включает в себя 81 предмет (8 чеканных золотых чаш, гривны, слитки и большое количество мотков золотой проволоки) общим весом 2,59 кг. Относится к позднему бронзовому веку — X—IX вв. до н. э.

До 1939 года экспонировался в Берлинском собрании доисторического искусства.

(Путин пригласил на открытие выставки Меркель, что многие сочли настоящим глумлением над этой дамой).


***

Выставка "Сотканный мир египетских христиан" (2010) собрала коптские экс-коллекции Государственных музеев Берлина и Музея прикладного искусства в Лейпциге.
Этим тряпочкам тысячи лет, буквально.

-jrQ5TeW_X7H4qoR2um6tCh7Vm8Z1YAf0hf0AADXyk15j0EYw7dii84eid73g9zutjHv5tF5idT3R11PrSddvUL5K6b8SIkkrdWj0Bm7efizr9VyQh5Ril_QH91LRo_6hKawiSVU6blaFVNAzboR3…-jrQ5TeW_X7H4qoR2um6tKcd2VR9RUPsmGo0LjizGst0vrbQeku-g654pJNmPNf6peBm_zEHIrdgo38Gc3usTAiCTgtGZcRb39oG0lK-c67F4nnpArPw2ASYAZqf1R2-pLtv8h4taC5yPCdhXjWu9…
a0b7f9b5a4ba.jpg-jrQ5TeW_X7H4qoR2um6tOiqPNtWks_uUdqeCtwInT2o5oZqI7hiHhRk-jjf9wNm-ZCyBzf9-Gh5tmop0yZFB-gedVIbtnhI5Io3dpU8pcY.jpg

фото

***
Антонова, разумеется, придерживается весьма жесткой и последовательной позиции о том, что возвращать ничего нельзя.

"Реституция невозможна, и я объясню вам почему, - говорит Антонова, - Три четверти произведений итальянского искусства, которые хранятся в Лувре, попали в Париж вместе с Наполеоном. Мы это знаем, и, тем не менее, они остаются в Лувре. Я знаю место, где в монастыре Виченцы висела большая картина Веронезе. Теперь она находится в Лувре, там она и останется. То же самое касается "мраморов Элгина", которые остаются в Лондоне". Как отмечает директор ГМИИ, все должно остаться так, как есть. Ирина Антонова называет этот факт историей и говорит, что то, что осталось в России, это компенсация, тысячная доля компенсации (источник)


***

Выставка "Искусство Древнего Кипра" (2014) тоже включала трофейное искусство. "Часть собрания кипрского искусства происходит из Фонда перемещенных ценностей, где хранились вещи преимущественно из Античного собрания Берлина. Она поступила в ГМИИ в 1945 году.

Памятники, находившиеся в бункере во Фридрихсхайне, были взорваны во время боевых действий в городе. Многие предметы из этого Фонда нуждались не просто в реставрации, а в полном восстановлении.

Среди них – ценные скульптуры и терракоты из раскопок известного немецкого археолога Макса Онефальш-Рихтера (1850–1917 гг.) в Идалионе, Лимнити и Китионе" (http://ancient-ru.livejournal.com/272076.html).

Часть реставрированных древностей уже показывались на "Археологии войны".




***

В 2015 году был опубликован полный каталог итальянцев в ГМИИ, включая трофейных, и обновлена постоянная экспозиция.

Проследить немецкие корни этих картин помогли старые инвентарные номера - они оказались из немецкого Генерального каталога всех прусских дворцов от Кенигсберга до Рейна.

"Многие из представленных в каталоге картин находились до войны в частных собраниях жившего в начале ХХ века в Амстердаме швейцарского хирурга Отто Ланца (чья коллекция была приобретена в 1941 году рейхом для музея Адольфа Гитлера в Линце) или немецкого историка искусства Германа Фосса, во время войны возглавлявшего Дрезденскую галерею и создававшийся тогда музей фюрера".



***

Выставка «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом», которая проходит в ГМИИ сейчас, тоже из этого набора:

"Идея показать вместе работы из русских и зарубежных музеев (в первую очередь — из собрания Фонда замка Фриденштайн в Готе) принадлежит Кнуту Кройху, бургомистру города Гота. Дело в том, что замке Фриденштайн — резиденции герцогов, которым Кранах Старший служил в качестве придворного художника, до Второй мировой войны находилась одна из крупнейших коллекций живописца.

Однако после победы около 40 произведений были вывезены в СССР в качестве «трофейного искусства». Позже половина из них были возвращены в ГДР, однако другие остались в русских музеях.


Из 48 картин, которые можно увидеть на выставке, 26 ведут свою историю из Готы, причем только 9 принадлежат немецкому музею и сегодня. Благодаря этому проект, где ненадолго воссоединилось готское собрание, имеет такое же значение, что и предыдущие выставки, например, «Золото Шлимана»" (источник).


Фото "Российская газета"



***

Число артефактов, показанных на этих выставках, потрясает.
А также их древность и значение для мирового искусства.
Закономерно возникает вопрос - что еще осталось непоказанным?
Что еще таят запасники ГМИИ? Что еще было вывезено из Германии и считается утраченным?

Исследователь истории Третьего Рейха Отто Э. Бернхардт указывает, что остается один важный артефакт, судьба которого до сих пор не выяснена.


ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ


Tags: art & crime, oops, вторая мировая война, понабежали
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • 14 comments
  • 14 comments

Comments for this post were locked by the author

Recent Posts from This Journal