За что люблю классическое искусство - так это за доброту к людям и выбор сюжетов.
Вот есть эпизод у Плутарха, один абзац
в жизнеописании Александра Македонского, в эпизоде взятия братского греческого города Фивы:
Среди многочисленных бедствий и несчастий, постигших город, произошло следующее.
Несколько фракийцев ворвались в дом Тимоклеи, женщины добродетельной и пользовавшейся доброй славой.
Пока фракийцы грабили имущество Тимоклеи, их предводитель насильно овладел женщиной,
а потом спросил её, не спрятала ли она где-нибудь золото или серебро.
Тимоклея ответила утвердительно и, отведя фракийца в сад, показала колодец,
куда, по её словам, она бросила во время взятия города самые ценные из своих сокровищ.
Фракиец наклонился над колодцем, чтобы заглянуть туда,
а Тимоклея, став сзади, столкнула его вниз и бросала камни до тех пор, пока не убила врага.
И что? И на этот мимолетный сюжет мы находим несколько картин в барочной живописи, так любящей живодерство.
Самая известная картина - кисти женщины, Элисабетты Сирани
Первая картинка в посте - анонимная фреска в немецком замке.
А вот анонимный французский рисунок
Впрочем, иллюстрировали и продолжение истории:
Когда связанную Тимоклею привели к Александру, уже по походке и осанке можно было судить о величии духа этой женщины
— так спокойно и бесстрашно следовала она за ведущими её фракийцами.
На вопрос царя, кто она такая, Тимоклея ответила, что она сестра полководца Феагена,
сражавшегося против Филиппа за свободу греков и павшего при Херонее.
Пораженный её ответом и тем, что она сделала,
Александр приказал отпустить на свободу и женщину,
и её детей.
Если первый эпизод феминистически мстительный, то второй более стандартный - подчеркивает благородство мужчины, правителя.
Кисти Доменикино
Александр Перрин
Поздняя литография. Платьишка совсем ампирные кстати, прямо Джейн Остин ))
Изображений на второй сюжет больше, потому что художникам-мужчинам, наверно, он больше нравился.
Но я бы предпочла больше кровожадных колодцев и камней для насильника!