23 февраля исполняется 137 лет со дня рождения Казимира Малевича — прославленного создателя супрематизма. Однако, помимо этого направления, художник, как и многие другие мастера ХХ века, успел поработать и в других стилях. Взглянем на историю его творчества с помощью семи автопортретов художника разных лет.
БЕСПЛОТНО И СИМВОЛИЧНО
Эскиз фресковой живописи (Автопортрет). 1907. Государственный Русский музей
В начале века молодой художник только ищет свой стиль. В 1907 году он написал цикл картин, объединенных названием «Эскиз фресковой живописи» на евангельские сюжеты Вознесения Христова («Торжество Неба»), Положения во гроб, Моления о чаше («Молитва»). На автопортрете из того же цикла он изобразил себя на фоне одной из подобных картин, в окружении бестелесных нагих фигур, то есть душ святых с нимбами. В стиле полотна есть что-то напоминающее иконы благодаря использованной автором плоскостной технике. Себя Малевич нарядил при этом в традиционный костюм художника — богемный наряд с большим бантом-галстуком.
«ДИКО» И ДОРОГО
Автопортрет. 1909–1910. Sotheby’s
Этот автопортрет Малевича написан уже после знакомства с французскими фовистами (буквально — «дикарями», от фр. fauve — «дикий»), постимпрессионистами, которые позволяли себе совершенно эпатажное сочетание цветов, например без смущения используя для человеческой кожи изумрудную краску. Цвета здесь бурлят, также как и расплывчатые фигуры на заднем фоне.
Работа — хороший пример нынешнего места Малевича на арт-рынке: она происходит из той части коллекции Костаки, которую ему разрешили вывезти из СССР. Эта небольшая гуашь в 2015 году ушла с молотка в Sotheby’s за 5,75 миллиона фунтов при начальной заявке 1–1,5 миллиона фунтов. При предыдущей продаже в 2004 году она стоила всего 163 тысячи фунтов, то есть за десять лет она подорожала в несколько десятков раз. Не зря Малевич — один из самых дорогостоящих русских художников.
ЖЕЛТО И ЗАДУМЧИВО
Автопортрет. 1908 или 1910–1911. Государственный Русский музей
Акварель из собрания Русского музея — пример дальнейших экспериментов Малевича с постимпрессионизмом, его дикими цветами и энергичной лепкой формы. Малевич, оглядываясь на Матисса, пристально анализирует разложение цвета — оттого на его лице появляются яркие пятна неожиданных цветов. Типичный пример автопортретов ХХ века, написанных не ради самолюбования, а ради поисков новых методов изображения человека. Впрочем, все еще довольно «ученически», если только не предугадывать грядущий «Черный квадрат» в неожиданном для этого калейдоскопа цветов черно-белом контрасте рубашки и галстука.
НАГЛО И ПРИСТАЛЬНО
Автопортрет. Около 1910. Государственная Третьяковская галерея
Самый знаменитый из автопортретов молодого Малевича. Еще одна картина из коллекции Костаки, на сей раз оставшаяся в России. Художник явно использует тут все, чему научился у фовизма с его неожиданными цветами и контурами. Однако уже предугадывается его грядущий абстракционизм, с превращением человеческого тела в геометрические фигуры. По сравнению с предыдущими автопортретами автор явно преисполнен уверенности в себе. На заднем плане уже не бесплотные святые с нимбами, а ядрено-красные обнаженные бабы-купальщицы с расплывающимися очертаниями. Прямой взгляд глаза в глаза зрителю довершает демоническое впечатление.
ГЕОМЕТРИЧНО И ГОРДО
Супрематизм. Автопортрет в двух измерениях. 1915. Стеделик-музей (Амстердам)
Наконец, свершилось! Малевич изобрел супрематизм — художественное направление, в котором что угодно можно было выразить с помощью геометрических фигур. В данном автопортрете он выразил с их помощью себя. Характерно, что «Черный квадрат» (написанный в том же, 1915 году) является важной частью этого автопортрета, чуть ли не «головой».
В голландском музее Стеделик, между прочим, очень неплохая коллекция Малевича, работы которого попали туда сложным путем. В 1927 году художник, планируя выставку, привез в Берлин почти сотню работ. Ему пришлось вернуться на родину до окончания выставки, и позаботиться об оставшихся в Германии полотнах он поручил архитектору Хуго Херингу. Тот сумел их спасти от уничтожения как «дегенеративное искусство» в годы фашизма и в 1958 году, уже после смерти автора, продал в Амстердам. Имел ли право? Вот и наследники Малевича возмутились. В начале XXI века их фонду (почти 40 человек) удалось получить от музея пять из тех картин. Именно так шедевры и уплывают из общедоступных музеев в частные коллекции: в 2008 году одна из них, «Супрематическая композиция», ушла с молотка за 60 миллионов долларов. Деньги поделили наследники и адвокаты.
НАДМЕННО И РЕНЕССАНСНО
Автопортрет. 1933. Государственный Русский музей
Второй из хрестоматийных автопортретов мастера. Изображает его уже в поздний период.
Картина с узнаваемыми чертами лица неожиданно реалистична. Она отсылает к итальянским портретам эпохи Возрождения как костюмом (Малевич оделся как венецианский дож), так и гордой позой и полным достоинства выражением лица. Кстати, и тут Малевич следует духу времени: как раз в ту эпоху многие живописцы стали писать в стиле неоклассицизма. Однако не забывает он и о своем супрематическом прошлом: в правом нижнем углу полотна, на нейтральном фоне у опущенной руки, можно найти подпись Малевича — вместо автографа написан крохотный черный квадрат. При прощании с Малевичем после его смерти этот портрет висел в изголовье его супрематического саркофага — рядом, разумеется, с «Черным квадратом».
ПРОЩАЛЬНО И ПАСМУРНО
Автопортрет. 1934. Московский музей современного искусства
Автопортрет, написанный в последний год жизни художника, — самый мрачный из всех.
Это абсолютно реалистичная картина в духе старых мастеров, где кожа именно того цвета, как задумано природой, мазки энергично лепят форму головы в правильном направлении, а бородка вообще напоминает веласкесовых благородных донов. Как будто и не Малевич писал! Зримый манифест его отхода от беспредметности, ну и общих художественных тенденций эпохи, когда всюду довлел социалистический реализм
Картина происходит из коллекции разорившегося Инкомбанка, который в 1994 году купил ее и «Портрет жены» всего за 10 миллионов рублей у каких-то самарских родственников Малевича. В 2002 году собрание ушло с молотка на аукционе «Гелос», и обе картины приобрел Московский музей современного искусства — «Автопортрет» обошелся ему в 600 тысяч долларов. На западных аукционах наверняка бы вышло дороже, но вывозить Малевича за рубеж, к счастью, запрещает закон.
Софья Багдасарова для культура.рф (оригинал)